Дети и родители

Как играть вместе.

Известная истина: ребенок развивается через игру. Именно поэтому родителям нужно грамотно его сориентировать. 

Растем и учимся играя

1. Для малыша, погруженного на первых порах в созерцание, необычайно важны молчаливые домашние рассказчики: картины на стенах и полках, географические карты, фотографии, комнатные цветы...

2. Музыка. Пусть ее будет побольше. Негромкой, неназойливой, мелодичной. Пусть малыш живет под музыку, пусть узнает ее, пусть подружится с той пластинкой, которая пришлась ему по душе. Не будем заглушать детскую восприимчивость к мелодии и ритму скучной тишиной или теле-радио-шумом.

3. Пойте малышу. Даже если у вас нет музыкального слуха и голоса, это вам простится. Колыбельная песня, песенка-игра или песня, помогающая топать по дороге, — это ниточки, связывающие нас с малышом особым образом, Это переживание для нас и для ребенка.

4. Читайте вслух стихи. Любые, не обязательно детские. В стихах тоже есть мелодия и ритм, пусть они поют ребенку о человеческом мире.

5. Танцуйте с малышом. Пока он не умеет ходить, мы можем с ним покружиться под музыку по комнате. А когда подрастет — будем давать ему случай и возможность танцевать самому, с нами и одному, если захочет. Музыка, соединенная с движениями, радует и развивает.

6. Игрушки. Не нужно заваливать ими ребенка. Можно какие-то игрушки на время убирать, потом они будут восприниматься малышом по-новому. Игрушки, побуждающие к деятельности, к творчеству, лучше прочих — если нравятся малышу. Не мешайте ребенку общаться со своими игрушками, как он захочет. Даже когда он портит, разбирает, ломает их, он делает свое важное дело.

7. Пусть малыш рисует. Дайте ему цветные карандаши, мелки, краски и место для рисования. Не учите его рисовать, пусть фантазирует по-своему, как может и как хочет.

Пусть малыш лепит. Может быть, лучше детского пластилина самая обычная глина, накопанная во дворе, лишь бы она лепилась. Если глину растворить в воде, процедить сквозь сито и дать отстояться, сливая воду, у вас с малышом будет чудесный материал для воплощения фантазий,

8. Конструкторы, кубики, строительные наборы. Они могут быть самыми разными. Их можно покупать в магазинах, а можно изобретать и делать самим. И не печалиться, если малыш не сразу оценил новый материал. Пусть подождет своего часа. Рано или поздно пригодится.

И будем бережны к тем хрупким сооружениям, которые выросли под руками малыша. Если свежевыстроенная башня мешает нам ходить, наберемся терпения, постараемся обходить день, два или три. Может быть, наберемся терпения и на неделю. У малыша свои века и эпохи, они куда скоротечнее наших.

Пусть учится, если ему это интересно, узнавать буквы, слоги, слова. Пусть играет ими во всяких видах, осваивает их и пробует применить в дело. Овладение родным языком — бескрайняя область. Легко придумать языковые игры: искать слова на одну букву, составлять маленькие слова из букв большого слова, да и просто рифмовать слова друг с другом. Хорошо, если малышу нравится запоминать стихи наизусть, это развивает и речь, и память, Пусть запоминает и узнает поэтов. Все на пользу.

11. Если мы знаем иностранный язык, то вполне можно попробовать приучить к нему ребенка в том начальном возрасте, когда филологический багаж усваивается легко и играючи.

12. Цифры, счет, арифметика Еще одна область, которой можно в раннем возрасте заниматься понемногу, играючи, избавляя малыша от скупых специальных занятий годы спустя.

Нам помогут часы, помогут календарь и термометр.

13. Будем особенно внимательны к развивающим играм. К играм, приучающим думать, побуждающим малыша активно пользоваться своими внутренними богатствами. Начиная с обычной детской пирамидки, мы даем ребенку особый материал для игры. Простые (а позже и сложные) головоломки, музыкальные инструменты, позволяющие легко извлекать звуки, игрушки, предназначенные для овладения формой и цветом, развивающие пространственное воображение и изобретательность. Что интересного предложим мы здесь малышу? Это зависит от нашей изобретательности. От нашей готовности читать книги о детском развитии, бегать по магазинам игрушек и мастерить самим то, что не удалось найти в готовом виде.

14. Природа — великий учитель, к которому мы каждый день можем обращаться вместе с нашим ребенком. Мы научимся узнавать по именам деревья, цветы и другие растения. Мы будем знакомиться с собаками, кошками и птицами. Будем всматриваться в жуков, муравьев, гусениц и бабочек. Мы не раз выберемся в зоопарк. Деревья — естественное место детских игр. Рано или поздно ребенок научится лазить по ним. Может быть, лучше рано с нашей помощью, с подстраховкой, чем позже — без нас? Приучить его дружить с деревьями, любить их, радоваться им и уж, конечно, не вредить их существованию. Пусть малыш чаще играет у воды. Песок, воздух, вода, движение, купание или плескание, солнце или тень могут ли быть лучшими условиями для игры!.. Будем приучать малыша к плаванию, к дружбе с водной стихией.

15. Детская площадка: домики, качели, карусели, горки, турники, лесенки, да и все, что позволяет карабкаться, прыгать, висеть, качаться, осваивать трехмерное пространство. Место, где нельзя одергивать малыша. Можно помочь там, где ему пока не хватает собственных сил и ловкости. Можно оживить все игрой, создавая ситуации, в которых сил и ловкости прибавляется, и наш малыш превосходит сам себя. Песочница — классика ранних детских игр. Куча песка, открывающая безграничный изменчивый мир, одухотворяемый ребенком. Позаботимся о том, чтобы создать песчаный уголок там, где его не оказалось, будь то двор городского дома, деревенского или дачного. Заглянем к малышу, сидящему в песочнице, «отведаем» его куличиков, восхитимся строительным шедевром.

16. У нас множество возможных помощников по затеиванию физически полезных игр с ребенком. Мячи и мячики, бадминтон, санки (а позже лыжи и коньки), гимнастический обруч, скакалка, кегли...

17. Соревнование — это тоже игра. Игра, в которой ребенку становится посильным то, что казалось невозможным. Соревнование в чем угодно: в количестве приседаний или в скорости уборки игрушек, в сложении чисел или в рассказывании куклам сказок. Соревнование с ровесниками, с нами, с самим собой (вполне можно завести свою таблицу рекордов). Вместе с тем соревнование, наверное, одна из самых опасных игр. Будем осторожны с нею! Игра, способная разжигать самолюбие и тщеславие, требуют особой подстраховки, особого внимания с нашей стороны.

18. Позволим ребенку осваивать хозяйственные предметы (посуду, одежду и многое другое) на свои манер. Дадим ему возможность поиграть с ними, привыкнуть к ним. Когда он научится управляться с ними, ему будет легче понять их взрослое назначение.

19. Обращение с бытовыми приборами не должно быть чисто взрослой привилегией. Поделимся своими игрушками с малышом. Oн сам сумеет нажать на кнопку магнитофона. Позже сам поставит пластинку на проигрыватель. Он научится крутить диафильм в фильмоскопе. А когда научится стучать пальчиками по клавишам пишущей машинки или компьютера — что может быть лучше для усвоения букв! Какая бы интересная вещь ни завелась у нас в доме, подпустим к ней и ребенка, присматривая за ним,

20. Проще всего попрятать от ребенка опасные инструменты (какие из них можно считать не опасными?). Сложнее, но полезнее познакомить его с молотком и отверткой, с гвоздями, винтам, и гайками. Даже ножницы и нож — при вашем сосредоточенном внимании — могут быть укрощены и перестанут быть врагами.

21. Подметание пола может стать чудесной игрой — и когда с годами эта процедура станет дежурной обязанностью, в ней все же останется что-то приятное, напоминающее детство. Радостным может стать и обращение с половой тряпкой, и стирание пыли. Уборка игрушек и вещей. Поливка цветов. Мытье и вытирание посуды. Стирка своих вещичек: если захочется, если интересно. Участие в приготовлении еды: если захотелось покрутить ручку мясорубки, если захотелось натереть яблоко на пластмассовой терке. А как увлекательно взбивать и смешивать! Неужели нам помешает неуклюжий поначалу энтузиазм малыша?..

Когда мы принесли из магазина сумку с продуктами, кому как не ребенку взяться разобрать то, что сможет? Выложить на стол, а позже и научиться раскладывать все по местам, в шкаф и в холодильник.

22. Возможность общения малыша с ровесниками во многом зависит от нас. Будем пробовать помочь ему в этом, не становясь излишне назойливыми, оставляя за ним выбор, которым мы располагаем во взрослой жизни: стремиться к общению или избегать его. Мы можем принять участие в организации не только «комнатного» общения детей, но и уличного, дворового. Правда, нужно набраться решимости, чтобы взять на себя хлопоты общения с детворой. В любом дворе дети затевают свои игры, набор которых не так уж велик. Мы можем внести свою лепту в дворовые традиции, вспомнив свое детство или покопавшись в книжках, описывающих подвижные игры. Пусть ребята попробуют играть в салочки, прятки, жмурки, вышибалы, в штандер, в царя горы...

23. Члены нашей семьи — разные люди. Наша родительская задача — помочь им не быть умилительными (у-тю-тю), вступая в общение в малышом. Помочь каждому из них найти свой способ, свою особенность контакта.

24. Самые лучшие игры изобретают для себя сами дети. И если они нашли в своей игре роль для нас, это большая честь. Постараемся быть достойными ее, не прятаться в дела и в хозяйственные заботы. Ведь то, что нам предлагают, важнее всего: общение с ребенком в его мире, на его языке. Будем покупателями в его магазине, пациентами в его поликлинике, клиентами в его парикмахерской...

Разумеется, в мире детской игры мы окажемся довольно неуклюжими и бестолковыми, но ничего, наш наставник поможет нам.

М. РОМАНУШКО

12
Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети и родители

  • Опасные развлечения
    Не надо забывать о том, что большинство детских травм случается по недомыслию и недосмотру взрослых.
  • Дети и родители: взаимодействие.
    Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.
  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт — это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой — дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Родительская любовь.
    Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • /img/210/BabyEyes.jpg
    Почему мой ребенок грустит?
    Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • /img/210/kids-japan.jpg
    Почему японские дети никогда не плачут?
    Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • /img/210/a/father_reading_to_doter.jpg
    Папина дочка
    Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • /img/210/koala.jpg
    Из жизни животных и людей.
    Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • /img/210/newborn-son.jpg
    Собираем сумку в роддом для мамы и малыша
    О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка — это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Детский вопрос.
    Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность.
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи — одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • А кто здесь главный?
    Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • Награда находит ребенка.
    Мы ругаем и отчитываем детей гораздо чаще, чем их хвалим и награждаем. Мы почему-то считаем, что так воспитывать детей лучше и эффективнее. У меня на этот счёт другое мнение.
  • Пойми своего ребенка.
    Большинство конфликтов и отношениях «отцы и дети» происходят из-за того, что взрослые не понимают (не хотят, или лень, или ума не хватает?!) своих детей.
  • Простые правила общения.
    Правила коммуникации — это несложные правила построения внутрисемейных отношений, способствующих созданию атмосферы человеческого общения.
  • Разговор на повышенных тонах.
    Как часто, уважаемые взрослые, мы просто не в состоянии разговаривать с детьми спокойно, мы повышаем на детей голос и даже срываемся на крик. Таким образом мы, взрослые, переходим все границы дозволенного.
  • Родная речь в родном доме.
    Каждый день родители в своём доме преподают ребёнку уроки родной речи. И речь эта может быть невротической, обычной и роскошной. Какой именно ей быть, решают взрослые.
  • В спорах рождается истина?
    У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?