Присоединяйтесь

Вопросы воспитания

Дети и деньги

«Есть ли у нее собственные деньги? Нет! А зачем ей? Деньги только портят ребенка. На трамвай даем, все необходимое покупаем. А если чего-нибудь захочет — пусть попросит. Heт у нее причин красть дома деньги!» — так говорит мать десятилетней девочки, во всех отношениях «нормальной» — только вот в ситуациях с деньгами не все ладится. А родителей это невыразимо мучает.

К сожалению, не все тан просто, как представляет себе эта мать. Деньги в детских руках — вопрос важный и сложный с точки зрения психологии. Воспитательная цель заключается в том, чтобы научить ребенка экономно тратить деньги. Обращаться с ними как с ценностью, в которой заключен труд его родителей, всего нашего общества, труд всех людей! Но не оберегать от денег как от нечистой силы, надеясь, что со временем ребенок «войдет в разум» и сам собой станет бережливым и экономным!

У взрослых — взрослые потребности, а у детей — свои, детские. И нам далеко не всегда удается угадать, чего хочет ребенок, в чем его детские мечты. Порой он не может нам объяснить, а порой не хочет. Так что вряд ли мы с чистой совестью всегда можем утверждать, что у ребенка «дома есть все, что ему нужно». Дело еще сложнее. Некоторые желания ребенка совершенно неразумны и даже опасны, и мы никак не можем их выполнить. Но иные неразумны «по-детски» и вполне приемлемы. А некоторые естественны, и ничто не мешает их выполнить. Надо различать это. Если мы чересчур много запрещаем, то тем самым вызываем в ребенке желания, непреодолимые желания, по-настоящему неразумные и опасные. Запрещением не воспитаешь самообладание и бережливость. Если, напротив, выполнять все желания ребенка, тоже ничему полезному его не научишь. Только тем, что мы различаем и поддерживаем хорошие полезные желания, мы учим и ребенка различать хорошее, допустимое и недопустимое. Но где проходит точная граница исполнения желаний ребенка? Ее нельзя определить вообще, она иная для каждого ребенка, и родители должны сами найти ее. Это их прямая воспитательная обязанность.

На девятом году жизни ребенок вступает в средний школьный возраст. В этот период развития у многих детей (обратите внимание, не у всех!) на первый план выдвигается потребность в определенной самостоятельности. Они сами ездят в трамвае, и таким же естественным делом представляется им покупка для себя конфет, бананов или мороженого. А почему бы ребенку не купить себе машинку или куклу, если он накопил на покупку деньги? Если мы сами выполняем все желания ребенка, все ему покупаем, водим в кондитерскую, на детские спортивные площадки, осуществляем мечты об игрушках и сладостях пусть даже самым совершенным образом, мы не в состоянии осуществить его мечту о самостоятельности. Не научится ребенок и отказывать себе в удовлетворении мгновенного каприза ради выполнения отдаленного, но более значительного желания — а это не чтo иное, как принцип бережливости и экономности.

Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия. И ребенок «по-своему» учится самостоятельности, вне родительского контроля, часто рискуя оказаться в опасности. К примеру, он знает, что стоит попросить денег на сладости и на еще одну машинку, и деньги будут — но сколько вокруг этого поднимется разговоров, упреков, нравоучений, и ребенок очутится в роли жалкого просителя со своим неразумным желанием... Страх перед подобным унижением приводит к тому, что он ничего не скажет родителям и пойдет по пути дурной «самостоятельности». Не зря психологи призывают нас усматривать в домашних кражах ребенка не его нравственную испорченность, а, скорее, эмоциональную неудовлетворенность, неуверенность и недоверие как следствие перекосов в воспитательных методах родителей.

З. Матейчек

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!