Растем вместе

Полтора года и слово о речи.

Первые три месяца второго года жизни — период объединения и закрепления достигнутого. В полтора года ребенок снова вступает в фазу очень быстрого развития и новых достижений. Он становится чрезвычайно подвижным существом. Усовершенствовался механизм равновесия, хождения, и если раньше он ковылял, то теперь бегает. Быстрым движением он хватает все, что ему понравится. Он бывает так сосредоточен на желаемом, что побежит и на что-нибудь налетит, или выскочит на проезжую часть дороги, или попадет в какое-то другое опасное место. На родителей или дедушку и бабушку, которые за ним смотрят, обрушивается куча хлопот.

Можно сказать, что ребенок овладевает очередными двигательными умениями, которые не дают ему покоя. Он умеет разбежаться, остановиться, повернуться и бежать назад. И пробует повторить свой успех снова и снова. Он умеет залезть на диван, на кресло, на высокий стул, иногда и на стол. Он сумеет сесть и за свой Детский столик, что требует хорошей координации движений и ориентации в пространстве. Он должен осознать, где стоит он, где стоит стул и как ему подойти, чтобы сесть на правильное место! По лестнице он не ползает, а ходит, обычно держась за перила одной рукой. И что особенно характерно, появилось новое умение — бросать вещи и копаться у них внутри. 

Мы можем играть с ребенком и в мяч. Мы становимся против него и кидаем мяч: я - тебе, ты - мне. Потом сядем друг против друга, расставим ноги и начнем катать мяч: я - тебе, ты - мне. Так понемногу меняя что-то в игре, мы будем возвращаться к ней снова и снова. Продолжительность внимания у полуторагодовалого человека еще не очень велика, поэтому перемены в игре нам придется придумывать самим — и вовремя замечать признаки усталости. Тогда мы перейдем к более спокойному занятию. 

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Иногда бабушки приносят полуторагодовалому внуку всевозможные дорогие игрушки, они ему подойдут, когда он станет на две-три фазы развития старше. В описываемом возрасте ребенку достаточно для радости одного-двух мячей, коробки с кубиками, игрушки на колесиках, которую он может катать или возить на веревочке за собой, куклы или другой фигурки для социальной игры и книжки с красивыми выразительными картинками зверей и вещей. В «ассортимент» воспитательных предметов начинают входить карандаш и бумага, с которыми малыш теперь уже не расстается.

За быстрым развитием движений, о котором мы только что говорили, следует не менее быстрое развитие речи и социального поведения. Пока еще малыш лучше понимает, что ему говорят, чем говорит сам. Он уже хорошо знает все, что связано с его двигательной деятельностью и опытом. Например, к радостному удивлению родителей, он вполне понимает и такие, сложные фразы, как: «Иди и возьми шапку!», «Сбегай на кухню и принеси папе яблочко!» Картинки в книжке он уже не хватает, а по нашей просьбе показывает: покажи, где лошадка, где корова, что корова делает? Он безмерно радуется, что правильно понимает вопросы и показывает то, что его просят. А для бабушек, дедушек и родителей наступает прекрасная пора воспитания с книжками и на книжках.

Уже в предыдущем возрасте, как мы говорили, малышу предъявляются социальные и культурные требования. И теперь он значительно продвинулся вперед в их выполнении. При хорошем руководстве большинство детей в полтора года уже умеет ходить на горшок и сморкаться. Приходит время новых задач: умение есть, одеваться, мыться. Конечно, еще не всем из перечисленного ребенок владеет в совершенстве, для этого потребуется еще не менее полугода. Тем не менее мы в начале пути к новым умениям. И такое начало иногда бывает решающим. Малыш учится есть ложкой, и хотя нам еще долго придется его кормить или докармливать, но чем дальше, тем более самостоятельным он будет. Он учится пить из чашки. Пока он слишком ее наклоняет и поэтому обливает себя, но начало положено, и с каждым разом его умение будет совершенствоваться. Когда мы его одеваем, то он тоже помогает нам, хотя и чуть-чуть. Но мы пробуждаем его интерес и терпеливо учим надевать шапочку, немного позже колготки, потом он станет помогать при обувании и т. д., пока к трем годам не приобретет вполне приличную самостоятельность в самообслуживании.

З. Матейчек

12
Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!