Дети в школе

Чтобы труд был радостью!

Думаю, любой педагог со мной согласится: научить детские руки трудиться умело, ловко, красиво — вот цель уроков труда в младших классах. Я часто вспоминаю слова В. А. Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума...»
Вот, оказывается, какая зависимость существует! Умения и навыки, приобретаемые в несложных вроде бы занятиях и упражнениях на уроках труда, должны дать мощный импульс для интеллектуального развития ребенка. Отрадно сознавать, что реформа общеобразовательной и профессиональной школы как бы сфокусировала внимание на вопросах трудового обучения и воспитания подрастающего поколения, определила пути дальнейшего его совершенствования, уделив особое внимание и начальному звену школьного образования — первым трем, а в некоторых школах, где уже обучаются шестилетки (в нашу они придут в будущем учебном году), четырем годам обучения. 

И еще хочу подчеркнуть: от того, как мы в I—III классах научим детей трудиться, как разовьем их умения и навыки, во многом зависят их дальнейшие успехи в трудовом обучении в средних и старших классах. Преемственность тут обязательна. Перейдя в четвертый класс, ребенок не будет испытывать затруднений в более сложном трудовом процессе. Его научили, что перед началом работы нужно прежде подготовить .свое рабочее место и всегда содержать его в порядке, нужно быть экономным в расходовании материалов и бережно обращаться с инструментами, а закончив работу, не забыть все привести в порядок.

Кроме того, все, чему учатся ребята на уроках труда, может пригодиться в жизни. Бесполезными вещами они не занимаются. Такова маша установка.

— Но нельзя ведь при этом забывать, что труд младшего школьника не должен быть однообразным, особенно если речь заходит о производительном, общественно полезном труде!

— Абсолютно с вами согласна. Мне думается, в некоторых педагогических коллективах совершают непростительную ошибку, когда, не считаясь с особенностями психики младшего школьника, привлекают малышей к систематическому выполнению однообразного производственного задания. Например, из урока в урок дети клеют конверты или коробочки. Представьте, что так — весь учебный год... Считать это дело живым не помогает даже то, что в конце четверти предстоит поход в кукольный театр, и билеты купят на заработанные всем классом на конвертах деньги. Ребенка не очень-то вдохновляет долгая, скучная, однообразная работа. Хотя выполнить то же задание — склеить в течение двух-трех уроков определенное количество конвертов после того, как пройдена тема «Работа с бумагой и картоном»,— дети готовы с воодушевлением. Они научились управляться с ножницами, быстро и без ошибок вырезают по шаблону, аккуратно склеивают детали — такая работа вполне уместна и оправданна. Тут можно устроить и соревнование «звездочек», отметить призами тех, кто лучше всего выполнил задание. Труд должен быть полезным. Так, все игрушки, которые делают ребята на уроках труда и в кружке «Умелые руки», мы передаем воспитанникам подшефного детского сада.

— Наталья Владимировна! В вашей школе несколько лет назад начался своеобразный эксперимент: уроки труда в начальных классах сделали привилегией одного учителя. Точно так же, как в некоторых школах, только специалисты ведут у малышей уроки рисования, физкультуры, вы вот уже третий год ведете уроки труда. В чем преимущество такой организации занятий!

— Признаюсь, эксперимент не был запланирован. В тот год мы не набрали достаточного количества первоклассников: вместо трех классов оказалось всего два. Тогда-то и подумали, что одному из педагогов начальной школы придется слегка переквалифицироваться и заняться только трудовым обучением...

Так уж получилось, что выбор пал на Наталью Владимировну. В отделе народного образования не возражали, а в школе были абсолютно уверены, что лучшей кандидатуры, чем Н. В. Желтова, не сыщешь. Она и стала заведовать кабинетом труда, который недавно был удостоен за отличную постановку работы диплома первой степени и звания «образцовый». Время прояснило и еще одно важное обстоятельство: вести трудовое обучение младших школьников на достаточно высоком, современном уровне может только специалист, в котором счастливо сочетаются качества педагога начальных классов, в совершенстве владеющего методикой воспитания с мастерством учителя труда. Готовят ли таких специалистов для начального школьного звена в педагогических учебных заведениях!

— К сожалению, нет. Я на собственном опыте убедилась, насколько несовершенна трудовая подготовка учителя начальных классов, как недостаточен багаж знаний и умений, с которым он приходит после окончания училища или вуза к детям. Судите сами. Мы можем научить работать с бумагой, картоном, тканью, пришивать пуговицы и вырезать ножницами. Но вот умением забивать гвозди, к сожалению, не каждый учитель I — III классов (в подавляющем большинстве это — женщины) владеет. В программе же есть раздел «Работа с деревом», и надо научить пилить и соединять изделия гвоздями.

И еще одно важное замечание. Рунной труд тогда будет ребенку в радость, если малыш развивает свои умения от урока к уроку, если он ощущает постоянное движение вперед: сегодня еще не умеет, а прошло несколько дней, поупражнялся — глядишь, уже получается совсем неплохо. Что же предлагает программа? Вот, например, раздел «Работа с тканью». Чему научились первоклассники? Работать с ножницами и иглой. Сделали салфетку, закладку, полотенце. Во втором классе — те же закладки и еще пилотки, нарукавные повязки. Но почему же для третьеклассников набор тот же: салфетки, носовые платки, повязки? Конечно, учитель, разнообразит занятия, усложняет задания, понимая, что детям хочется сделать что-либо посложнее. Например, сшить платье, пусть для куклы пока, но все-таки платье, которое не стыдно представить на выставку ребячьих поделок.

Так и получается: с одной стороны, педагог вынужден отклоняться от программы, усложнять ее на свой страх и риск, а с другой — он не всегда может выполнить то, что от него требуется, И причина не только в том, что не владеет мастерством, но как это ни прискорбно отмечать, у него, например, для работы по дереву нет инструмента, специально приспособленного для детей этого возраста, не хватает и материалов. Мне кажется, давно назрела необходимость и в начальной школе создать специально оборудованные для малышей школьные мастерские. В стенах кабинета труда детям тесно, и не все здесь можно делать. Например, для работы с проволокой, лобзиком, для выжигания кабинеты мало приспособлены.

— Всегда ли семья понимает и поддерживает ваши усилия в трудовом воспитании детей!

— Случается, не только не поддерживает, а просто противостоит педагогическим установкам школы. Иной раз можно услышать: «Почему это мой сын убирает в школе, чего ради?» И объясняешь взрослому человеку: ради того, чтобы учился уважать любой труд, ценить и беречь его результаты.

Каждый учитель мечтает о том, чтобы его отношения с родителями учеников строились на взаимном понимании. Тогда проще выявить ошибки в воспитании, что-то исправить, в чем-то помочь ребенку. В воспитании трудолюбия это особенно важно. Мнение мамы для школьника — и младшего, и старшего — почти всегда авторитетно. И потому семейным негативным установкам учителю очень трудно противостоять. Малыш впитывает, как губка, все, чем живет семья. Говорят дома в пренебрежительном тоне о труде уборщицы, дворника — и ребенка очень трудно убедить в том, что мусор, который он оставил после себя в кабинете, надо убрать самому. И в школьном дворе во время листопада поработать, и расчистить дорожку от только что выпавшего снега тоже нужно. И если не он, то кто же?..

В каждом классе на собраниях говорим мы с родителями о трудовом воспитании, Причем когда спрашиваешь детей, помогают ли они дома, почти все отвечают утвердительно. А на деле выясняется: системы постоянных трудовых поручений нет, помощь только эпизодическая. Спешит мама на работу, раньше нужно выйти из дома, попросит дочь вымыть посуду и сходить в магазин за хлебом, Обычно же мать все это делает сама: никому не надо напоминать да и самой быстрее. А как должно быть? Например, покупка хлеба или молока — строгая обязанность ребенка. Чтобы знал: если забыл, не выполнил свою обязанность — оставил семью без самых необходимых продуктов.

И еще одно наблюдение, В семье не учат детей проявлять собственную инициативу в необходимой работе по дому. Это сразу заметно, когда даешь какое-либо поручение и наблюдаешь, как его выполняют. Вот дежурным надо полить цветы. Кто-то сделает все, как полагается, а другого не мешает проверить; может или забыть, или, наоборот,— налить столько воды, что и на полу лужи. А Таня не только с цветами быстро управится, но еще и подоконник тщательно протрет, чего от Маши и ждать не приходится. Но не мешает учесть, что Таня из семьи, где пятеро детей, там четкое распределение обязанностей, а Маша — единственная у папы с мамой.

Мы выяснили: как это ни странно, дома редко кто из родителей рассказывает детям о своей работе, И когда мама-химик демонстрирует классу чудесные превращения веществ в колбах и пробирках, рассказывает о химии вокруг нас, ее сын тоже слышит и видит все это впервые. Вот и подумаешь еще раз о том, что умением общаться с сыном или дочерью не каждый родитель владеет. А ведь от этого во многом зависит, какими вырастут наши дети.

Е. СМОЛКО

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!