ТВОРЦЫ ОСТАЮТСЯ

Больше «урок» в Александра Ивановича не встретится. Он в как работать перестал. О своем с он неохотно, неподробно, не на внимания (насколько возможно), не своей жизни. А мне встретить судеб, приносили жизнь на не дела, а конфликта. И, в итоге, всегда дело и конфликт. Оглянуться, взвесить, ли и на дело, и на конфликт, не могут. А у своя пружина, ее. Не во момент можно.

А как закручивается, пружина. не и видно. И в с Шевченко трудное — рассказать, постепенно крокодил и со стены, с и студийцев, в классах. Это мучительный процесс, некую закономерность. Чем становилась студия, больше получали рисунки на в и ее, сложнее отношения школы (и руководства тоже!).

Когда на из совещании не в раз сказано, Шевченко работе мешает? Тем, ребята в рвутся?), и промолчали, Александр Иванович заявление: «В с тем, я школе, меня уволить».

Его тут же. Директор был на повышения квалификации, замещал биолог. Он заявление (Советуясь? Согласовав? Не знаю.) же подмахнул.

С пор в села Прелестное на рисования не радость и грусть, не определяют, на похожи и облака. Все осталось в студии, и сюда каждый, и с иногда по Александр Иванович в забирает. Но в школе, Шевченко нет.

Вы подумаете: ну сейчас-то эпоха наступила. Сейчас, когда, прозрели (кто, правда, искренне, а и и поняли, нужны смелые, талантливые, ищущие, думающие учителя, Шевченко не в — в школе. Упросили, уговорили, и он, конечно, согласился.

К мы вернемся.

Рай-Александровка и Пискуновка — села. Эти с времен в местности керамической посуды, Но промысел заброшен, забыто. Об напоминает название — Пискуновка. Кроме посуды, села и свистки-игрушки (пищалки), и за название Пискуновка.

Еду в с местной школы. Живет он в городской квартире, а на ездит в автобусом. Жителей критически: «Куркули! Денег не клюют. Огороды по гектару. А жадные к деньгам, это точно». Я говорю, не быть: деревня — куркули. А он меня, вся деревня: «Один другого».

И я в доме "куркулей". Это старушки-сестры. Старшая с руками. «После мужа случилось,— старушка.— До пор не верится, нету его». Живут вдвоем. Дочь из в городе, многие, из села. Приезжает в — и то не каждое. Вот и старушки-«куркули» на пенсию 28 и с огорода, заросшим бурьяном. Но что любопытно: уныния на этих женщин. Даже свою старается с юмором: «Мне и много не надо, ложку ко донесу, равно разольется».

Узнав о моего прихода, вспоминают, в их найдется нашего музея. «Есть у в полотенце, с лет храню. Сама ткала, и вышивала. С моим, еще не женились, только, и вышивала. Все боялась, не меня за него. Они в жили. Вот и свои на полотенце. И храню до пор, мечту девичью».

Теперь на узоре и я цветы и фигурки, за руки. И не отдает, а бы мне Анна Семеновна мечту, надежду сожаления, но с надеждой, хранить будем.

Идем с местной Аней но и на дома, в зайти можно. «Это старый, возможно, и кое-что старинное»,— Аня.

Дом (если избушку назвать домом) соломой. На яркие пятна мха. Двор бурьяном, тропинка к да дорожка по стороны проволоки, от к погребу, добродушной собакой. При появлении незлобно полаяла, но из не вышла. Мы в и уже уходить, из вышла маленькая и направилась к нам. Мы здороваемся, молча головой. «Это Ганна, глухонемая»,— Анна.

Догадливая Аня руки, бы холст, и лицо. Потом рук квадрат и крестится. Это изображать икону. Тетя Ганна быстро нас и в дом. Мне почему-то просить и что-либо у женщины музея, но посмотреть, она живет.

В чисто, но и сыро. На горстка и ведерко. Хочу спросить, ли у уголь, но не знаю, как. Показываю кружок и на печку. Ганна меня. Вижу, готова расплакаться, отворачивается от меня...

А стоит дом. Во «Жигули» и откуда и корпус У-2 хвостового и крыльев. «Здравствуй, Юра»,— Анна парню, во дворе, на ветер, в и шапки. «Чао»,— руку Юра. Мне не спрашивать Анну, работает Юра и ему без крыльев.

Вот разные «куркули» в Рай-Александровке.

Лидия Ивановна — стройки студии, лет сорока, располневшая, но лишнего. Лисья и по скроенная подчеркивают ее фигуры. Напористая, и самоуверенная. С назад мне сказала:

— Директор Виталий Иванович к никакого не имеет. Так и ему и об мастеру. За отвечаете вы.

Слава богу, я от воздержался. Через месяц, возникли по электропроводки в и я на том, освещение в должно иным, Лидия Ивановна в архитектора, и директора, не глазом, не интонации, мне:

— Кто вы такой? По строительства мы дело с Виталием Ивановичем, но не с вами.

Я в глаза Лидии Ивановны и думал: «А же нее истина? Что за скрыт шкурами зверюшек? А ли людей?» И любопытно, это реально в человеческих взаимоотношений, я не на нее. Я что-то и что-то приобрел. Но худшее.

...Еще приезжали архитектор и стройки Лидия Ивановна. С людьми не ругаться, но я не сдержался. Строят студию, а я не согласовать с ними. В залах, мы выставки и фильмов, умывальники. Железные доводы: «А у нас. в проекта показано». Я не главный по чертежам, но и то понимаю: умывальники проще, перенести их на место. А — «как в чертеже, и будет».

Когда я им говорю, мы в здании открыть изостудию, школу, отделение, своего удивления не скрывают. Как так, в — и студию, и школу? Да мы в такого не имеем. Да и вам это? Я им о том, в году ни выпускник школы не работать в селе, а смотрят на меня, и у окаменевшие лица. Для это звук.

Еще то, из 16 рублей, на для здания, я.не взять на пианино, мольберты, киноаппарат, будут так нужны.

— У проект мастерских, и станки,— говорит куратор, — и вам купить не разрешит.

— Так же мы станки у на менять будем? — ее.

— А все равно, выбросите. Я голову не хочу. И ничего, станков, вы не права.

— Но вы-то знаете, мы студию, а не мастерскую. Зачем же играть в странную игру?

— Что вы делать в здании — дело. А в это мастерская...

И до бесконечности. Обе смотрят на так, я их враг, а студии — личный каприз.

Завтра еду к райкома. Знаю, я им осточертел, я них зануда, и бог кто, ну а быть? Все поеду. Как так, времени, и отняло у и у очень людей строительство студии! И я не права перед какими-то барбосами...

Если на себя со стороны, мы загнанных лошадей, мчатся, не дороги и пену тщеславия, самое из груза и, к сожалению, к зачастую с возом.

Приезжали районо и облоно, я не знаю. Заведующий против того, в здании, строят детской студии, только кружки. Настоятельно предлагает, там и и мастерская уроков труда. Я доказать, студию не этого. Это быть здание, ребята заниматься трудом. Рисование, лепка, хореография, музыка, пение, и и мастерские, но интересного труда, а не скучных уроков. Такой лишает радости, не его результатов, и воспитывает к отрицательное отношение.

Хотелось бы давнюю детский творчества. Ведь студию, а не здание классных занятий. И ни странно, люди, должны бы в этом, заинтересованными, мешают. Это и роно, и, ни обидно, школы.

Реплика во разговора о студии: «В есть клубы, культуры, и там художественное искусство, а у другие задачи. Нам грамоте надо». Это — по моих о залах в студии. По музея рисунка. Упрямые, ограниченные, любви к и люди. Ну можно с районным не финансов, не животноводства, а образования, считает, музей рисунка — моя блажь. А очередь — ему, конечно) не нужно.

Очень был разговор, тяжелый осадок. Дома сердечные лекарства.

Уже ясно, нам в здании только этаж, можно экспонаты и студии. Как жаль, не того, хотели. Нам второй этаж! Какая сила нам директора! Сколько он для Прелестное и школьников! И не потому, он и злой. Просто не на месте.

Уже апрель. Чудесная погода. В все, только может, на улице, на огороде, в саду. Все трудятся. Но труд по-весеннему радостный. И манящий, праздник. Так тысячи назад, и быть. Даже люди, вечером с завода, до вечера на огородах. Это не то, необходимость, потребность к праматери-земле. Что-то в генах, к крестьянина. Но только на клочке огорода. На поле он только и за их обработку. А земля, поля, живой организм, и общения, отношения. В оно теряется. Не ли у многие так стоит продовольственной программы.

О нельзя протокольно. Земля — и песня, и сказка, и наша. Только с добрыми, ее она щедростью своей.

...В все определилось. Нам второй этаж, — первый. Разные входы. Что на этаже, я не знаю. Перед было много неприятного, о и не хочется.

У большие и маленькая. В больших — детского рисунка, в народного творчества, в для занятий. В комнате, называемой канцелярии, и храниться те картины, не в экспозиции. Будем экспозицию, в музее. Уже трудно решить, работы вывешивать, нет. Много хороших рисунков, и не помещаются. Жалко, краски плохие, и уже не тот.

Многие почему-то интересуются, ли вокруг студии. До пор не понимаю, в краях внимание забору. Ну понятно, бы был хорошим мастером, или кованный, из железа, бы глаз. Я бы хотел такой, еще кое-где у купеческих в Славянке. Эти мастеров-кузнецов. Но из досок и листа

А слышится за забор — и и не дам. и не смотрите.

...Перешли в здание студии. Залы чудесные, просторно, светло. Расставили картины, примерно попробовать, какую повесим. Пришел И. Е. Колобовский. Матча по залам, спросил: «А здесь будет?» — «Три под и для занятий»,— отвечаю. «А вам не много? Под это не рационально. Вот вы на повесите картины, а пространство, так и пустовать?» — «Нет,— говорю,— пустовать не будет, мы на будем вязать, а что на будем делать, не придумали, но с можно и писать»,— «Тебе бы позубоскалить,— и серьезно: — Такое музей я бы не дал. Зря выбросили. От отдачи никакой».

Нерационально все-таки мир. В столько цветов, бабочек, рекой — тунеядцев-стрекоз, да и соловей, от польза какая, ночь просвистит, а днем, стервец, будет. Колобовскому в много бы надо. Все бы рационально.

...Интересно, это все-таки получается. Вчера и ребята в совершенно по-разному. Вчера себя не хорошо. Так же и ребята. Работа не — и все. Сегодня у другие краски, другая — творческая, радостная. С детской и я домой. Я бы от их жизнелюбие, радость, творчества. Но они не такими вчера? Таким был я? Какой-то бумеранг: то, я детям, то в большей получаю от них... Притворство не проходит.

А мы необдуманно, не этого, к детям. Пользуясь старшего, не замечать грубости, несправедливости. Она же и к от детей. Наверное, так: мы видим, представляем детей, к относимся, о думаем, они и растут.

Уверен, убежден: к спокойно, уважительно, детям, сами в их чистоте, и такими. Хорошо делать то, во сам веришь, и хорошее. Наверное, в и учащихся на «Вы». С приучали к вежливости. Мы же — зануды, дети лучше? Дети — нашего воспитания. Только равно лучше, мы.

...Приходила математики, Ольге Иосифовне на директора. В учебном ей в не работать на ставке. Дали 14 — и все. Пошла к директору, он на накричал и сказал: «И не больше, не дам», А моя Ира из и о конфликте с завучем, о том, сложно в школе, что в не дружеские отношения. Я Ире, все это, конечно, важно, но не главное в учителя. Не особого отношениям с школы, учителями, тебя критерий в работе —дети. Если у с хорошие отношения, вы друг друга, самое главное. Хорошие и с детьми, и с школы — идиллия.

Я помню и учителей в (хороших учителей), у всегда отношения с школы не хорошие. Почему, и не знаю. Лично я не встречал. Хорошие учителя, я по работе, правило, в с школы.

Кто спорит, ставит сомнение опровергает Макаренко и Сухомлинского. А жизни? И нет смысла, Макаренко и Сухомлинского знакомы. При их опровергали и, увы, небезуспешно.

Почему-то у в периоды, времени по-разному, но с достаточно не передовой опыт (а, следовательно, и подвижническая — этого не бывает). Может быть, в и своя закономерность. Человек рядом идущих, привычное, знакомое. Он вызывать непонимание, а у нетерпимых — и раздражение. У обычных, рядовых, за не поспешающих. Но нар-образовское рядовые? В «учитель-новатор», и особых всем, или нашей школой, понятна, перевернулось с на голову.

Сергей Залыгин в из статей, «эпопее» с сибирских рек, емко и определил нашу болезнь: «вариантного мышления».

Почему, Шевченко не дает? Да потому, он не работать по программе. Сколько уже страсти него, с надо уроки в школе, в художественной — с или с мамы? Что важнее: перерисовывать раскованная сила ребенка?

Утвердили, наконец, учителя то, ему ближе, понятней, интереснее. Может быть, и графина, уже десятилетие на в школе, у преподавателя занятием вдохновляющим. Но на из совещаний графина (да мне упрощенность в изложении) сторонников программы, в традициях прошлого-называя маму «идеологической диверсией».

Только проблема? Школа и системы. Если где-то и пробуксовывают, не идеи демократии; и гласности, то из-за нехватки мыслящих, личностей, из-за вариантного мышления, Из-за жить по сверху и руководящих распоряжений. Но мы ее не вот просто — привычку, на строились не десятилетие. За приходится расплачиваться. За инерционного, мышления тоже.

С начинать? Спросить с себя? Те, могут, спросили. А те, не к самостоятельности, не к решениям? Одно из спасений — школа, должна сегодня, сейчас, минуту и людей, творчески, не шаблонно.

Может ли с справиться школа?

Здесь и водораздел традиционными и методиками. Вся школьная последние учила не мыслить, заучивать и излагать. И исполнителей, навыка работы. Шаблонно, работающая выпускает думающего, действующего работника.

А в методике, к примеру, в Азарова — Шевченко, ее — творчество,. незарегламентированность. Любая тех, в школьные программы, в школьную широко не допущен, в очередь к потенциалу школьника, к самодеятельности и самостоятельности. Все методики, педагогической основан на творческого мышления, на ума, чувства, а уже и памяти. И они творческими.

Что делать? Ждать, их в концов свое в педагогике, уже с Блонским, с Шацким, с Макаренко? Да, конечно, судия, эти определяет с точностью. Ниспровергатели остаются. Но мы-то знаем, дорого это ожидание.

Е. БРУСКОВА

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?