Присоединяйтесь

Детская психология

Мир маленького дошкольника.

Мы называем его волшебным; определение, может, хотя и не научное, но вполне точное. Человек на полдороге к жизненному реализму. Законы логики и другие достижения взрослых пока еще далеки от него. В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева. А все, что вокруг происходит, имеет какое-то отношение если не к самому ребенку, то к миру людей обязательно. «Почему возле нашего города две горы?» — спрашивает у сына дошкольника известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. «Потому что большая для больших, а маленькая для маленьких»,— не раздумывая отвечает тот.

Но чтобы видеть мир волшебным, сказанного было бы мало. Истинные чудеса совершает другая душевная функция, которая теперь достигла небывалого расцвета,— фантазия. В дошкольном возрасте, к которому мы относим детей от трех лет и до школы, она, как правило, необыкновенно живая, свежая, неистертая, творческая. Что-то от нее возвращается позже в период созревания и еще позже в зрелые годы, если мы умеем мечтать с открытыми глазами и создавать волшебный мир, где царствуют наш героизм, безответная любовь или гениальность. Но в большинстве случаев эта способность безвозвратно уходит из нашей жизни. Только художники умудряются многое сохранить от детской поры, ее оригинальность, отвагу и свежесть. Но и для остальных людей прилив фантазии не препятствие на пути к познанию реальностей мира и жизни, а большое благо. Ведь без фантазии вообще не было бы изобретений, открытий и творчества.

Посмотрим теперь на творческую работу в детском исполнении. Ребенок играя работает и создает игру. Когда ребенок играет во дворе, хорошо если двор оборудован детским игровым комплексом: sportbaby.ua/catalog/detskie-igrovye-kompleksy/ . Так у него будет больше пространства и возможностей для фантазии и передвижений в игре. Игра — преобладающая спонтанная деятельность в три — шесть лет. Дошкольник, который не играет, пропускает детство и кажется странный. Если мы сравним игру пяти-шестилетнего и трехлетнего, мы заметим удивительную разницу и в тематике и в драматичности. Трехлетний играет в маму и папу и в игре повторяет впечатления ежедневной жизни. Дошкольник тоже играет в маму и папу, но он придумывает новую обстановку, вплетает мотивы из сказок и детских книжек, действие уходит все дальше и дальше от реальности, и никто не может предвидеть, чем оно закончится. И вдобавок в игру вступает все, что он усвоил из своих «открытий» мира. Он играет и в доктора, и в детский сад, и в Красную Шапочку, и в принцессу. Фантазия поможет ему вообразить и театральную сцену, и декорации. Дошкольник умеет придумать, к примеру, целый сериал происшествий, в которых он сам действует как герой. Но он может придумать и какого-то мнимого сказочного товарища, которого он, например, водит за руку, укладывает в постель, обращает к нему длинные монологи, так что иногда родители даже всполошатся, нет ли у сына или дочери галлюцинаций? Не болен ли он? И окажется, что это не галлюцинация, а очень живая, драматичная и творческая фантазия. Я вспоминаю пятилетнего мальчика, который вообразил себя моторной лодкой, он уже не ходил, а только плавал по реке, тарахтел и гудел, как настоящая моторка. А когда у него случайно «заглох мотор», маме пришлось его «завести», чтобы он снова мог плыть и, например, отвезти ведро с мусором в бачок на улице. У некоторых детей под кроватью воображаемый целый зоологический сад, где звери устраивают смешные проделки. У другого пятилетнего человека своя причуда: он, ложась спать, укладывает в постель и все машинки и вагоны с тепловозом, и всех на бочок.

Но фантазия обрабатывает лишь то, что человек раньше заметил, пережил, познал. И хотя наш дошкольник еще только на полдороге к жизненному реализму, у него уже довольно приличные запасы познаний. И он неожиданно может озадачить своей наблюдательностью. Если бы родители внимательно следили за игрой детей в папу и маму, они поняли бы многие свои недостатки и даже могли бы исправить воспитательные промахи. Это относится и к медицинским работникам, и к воспитателям в детских садах, и, собственно говоря, к большинству взрослых людей. Всем было бы полезно, к примеру, на видеопленке познакомиться с тем, как дети в них играют.

З. Матейчек

12
Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!