Хорошо, когда наукой начинают интересоваться еще в юности.
Помню, в пятом классе реального училища г. Вольска учитель химии вызвал меня и задал вопрос о хлоре. Надо сказать, что в этот день я пришел в школу после длительной болезни. Дома я старался самостоятельно наверстать то, что пропустил во время болезни, чтобы догнать своих одноклассников. Взяв учебник химии, я начал читать его и уже не мог оторваться. Прочитав его как самую занимательную книгу, я понял, что химия — одна из интереснейших наук. И вот, когда на уроке химии учитель попросил меня рассказать про хлор, я ответил, что хлор — это газ желто-зеленого цвета с резким запахом, относится к галогенам, очень активен и образует многие соединения, в том числе и всем известную поваренную соль. Учитель был доволен ответом и заметил, обращаясь к классу: «Смотрите, сам зеленый, как хлор, а как все хорошо усвоил!»
Хотя учитель и похвалил меня и поставил высокую оценку, я никак не мог понять, почему, например, обыкновенная соль, состоящая из мягкого металла натрия и ядовитого газа хлора, так отличается по свойствам от тех веществ, из которых она состоит. Откуда берутся непонятные свойства соединения? На это в учебниках ответа не было.
Химия все более и более увлекала меня. Один и с товарищами, дома и во дворе я делал различные химические опыты. Возникали вопросы, ответы на которые я не находил ни в учебниках, ни у преподавателей. В нашем училище был неплохой преподаватель химии, но он никогда не старался понять устремления учеников. И хотя он давал мне возможность ставить опыты в школьном кабинете, больше он мной не занимался. На свои вопросы я искал ответы в книгах. Читал все, что в то время мог достать: учебники для высших учебных заведений, различные научно-популярные книги.
Таким образом, именно в младших классах реального училища я впервые по-настоящему заинтересовался химией, а впоследствии и физикой. Уже в старших классах (тогда в реальном училище было всего семь классов — седьмой соответствовал примерно нынешнему девятому) я решил для себя, что посвящу свою жизнь науке. Именно это раннее увлечение химией и физикой впоследствии сберегло мне много времени, и в старших классах я мог разбирать вопросы, входящие в программу университета. Уже тогда я начал понимать, что будущее теоретической химии тесно связано с великими достижениями физики XX века. Именно поэтому, а было это в 1913 году, я и поступил на физическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета, чтобы, изучив физику, применить свои знания в решении новых проблем химии.
На втором курсе я уже начал самостоятельную научную работу в университетской лаборатории профессора Абрама Федоровича Иоффе, которого я считаю своим учителем физики и связь с которым не прерывалась до последних дней его жизни. Первые результаты моей научной работы были опубликованы в журнале Русского физико-химического общества под названием «К теории прохождения электричества через газы». Мне тогда исполнилось 20 лет.
Закончив университет и являясь руководителем лаборатории в Ленинградском физико-техническом институте, я приступил к началу осуществления своей давней мечты — применения в химии новых физических представлений. Вся последующая моя жизнь была связана с наукой. И я хотел бы сказать, что не могу себе представить более захватывающего труда.
Ученый все силы своего ума и души отдает науке. Я бы сказал, что ученые — это люди одержимые, беззаветно преданные своему делу. Для истинного ученого нет понятия рабочего времени. Для него работа — это вся жизнь, это творчество, которое нельзя вдруг, по звонку, остановить. Как я, например, могу в один момент прекратить исследование, ссылаясь на то, что мой рабочий день кончился?
Поэтому тому, кто не видит всего себя в науке, не собирается отдавать ей почти все свое время, творческие порывы души, отказывая подчас себе во многом, тому надо, наверное, как следует подумать прежде, чем решить стать ученым.
Молодым полезно знать, что, если не жертвуешь собой ради науки, не отдаешь ей всего себя полностью, это никакой пользы не приносит.
А уж если молодые люди решили посвятить себя труду исследователя, то вот мой первый совет — не искать проторенных путей, легких дорог в науке, а стараться идти нехоженными тропами. Это — единственно возможный, самостоятельный творческий путь, который может привести к вершинам науки.
Не стоит обольщаться и тем, что, чем быстрее и легче обретешь начальный уровень знаний, тем скорее добьешься желаемого результата. Только в поиске, трудностях, спорах с самим собой, со своими коллегами может родиться оригинальное, неповторимое суждение, имя которому — открытие.
Помню такой случай. Однажды после сообщения одного талантливого заведующего лабораторией на ученом совете поднялся шестнадцатилетний лаборант, который работал вместе с ним, и сказал, что полученные экспериментальные результаты неправильно интерпретируются докладчиком. Все были вначале удивлены и уверены, что лаборант ошибся. Но в ходе дискуссии выяснилось, что он прав. Это вовсе не обидело докладчика, заведовавшего той лабораторией, где работал лаборантом будущий академик Я. Б. Зельдович...
Собственный путь в науке — это прежде всего Ваша активная творческая деятельность на основе приобретенных знаний и последних научных достижений. Если просто слепо и покорно повторять все сказанное ранее, то талант постепенно станет затухать и можно превратиться в обыкновенного подражателя тем идеям, которые смог осуществить ваш предшественник — более смелый и решительный.
Однако не стоит здесь смешивать две вещи — прилежание и труд исследователя и смелый поиск открытия. Безусловно, молодой ученый должен быть трудолюбивым, кропотливым и дотошным. К тому же если ученый не обладает определенной суммой знаний, то никакая природная одаренность не принесет результатов. Прилежание и система необходимы в накоплении знаний, а смелость и риск присущи уже мышлению первооткрывателя.
... Вернусь опять к своей молодости, когда я руководил лабораторией в Физико-техническом институте. Серьезной проблемой тогда было — воспитать ученых, будущих руководителей научных коллективов. Вчерашние студенты быстро вырастали в крупных ученых. Из нашей лаборатории многие ученые стали академиками, членами-корреспондентами, профессорами. Академик В. Н. Кондратьев закончил вуз с дипломной работой, известной теперь всем физико-химикам: он впервые применил масс-спектрометр для изучения химических реакций.
Мне могут возразить: мол, и времена были другие, и требования не те, что сегодня, да и уровень науки другой. Да, все это так. Но бесспорным остается одно: люди дерзали, не останавливались на достигнутом, не щадили себя во имя науки. А времена, какие бы они ни были, всегда на стороне дерзких, смелых и ищущих натур.
Уровень науки возрастает с каждым годом и с каждым днем. Наряду с этим постепенно происходит процесс взаимного проникновения наук. И невозможно дать учащемуся весь комплекс знаний, которыми владеет сегодняшняя наука. Мы рискуем превратить его голову в склад ,для пассивной информации и тем самым задавить его творческую активность. Итак, остается один путь для будущих ученых, инженеров-исследователей — самостоятельная творческая и инициативная работа, а также самообразование на протяжении всей жизни в науке.
И наверное, если бы я не стремился к самостоятельному пути в науке, то невозможными были бы мои исследования и открытия в теории горения и взрывов и теории цепных химических реакций. За последнюю в 1956 году мне была присуждена Нобелевская премия. Эта теория позволила раскрыть механизм химических реакций и понять многие биологические явления. По цепному пути развиваются процессы окисления, хлорирования, фторирования, крекинг нефти, полимеризации. Представления о разветвляющихся цепных реакциях сыграли большую роль в развитии ядерной физики, а первые расчеты цепного распада урана выполнили уже мои ученики, чем я очень горжусь.
Если молодой ученый войдет в науку отлично подготовленным и со своими смелыми, оригинальными суждениями естествоиспытателя, то он вскоре превратится в истинного ученого. И пусть не всегда все легко и гладко — без этого нет поиска,— настоящий исследователь не должен бояться трудностей. Это, впрочем, относится и к любой другой профессии, если хочешь чего-то в ней достичь. Порой даже за неудачным экспериментом кроется открытие. Наивысшую радость и наслаждение человек получает от созидательного труда.
Сегодняшнему поколению молодых, стремящихся в науку, придется решать важные и благородные задачи. Это, к примеру, поиск новых источников энергии. Сейчас ученые и инженеры разрабатывают новые виды источников энергии, которые могут быть практически неисчерпаемыми и способными обеспечить человечество на многие, многие годы. И в первую очередь это работа по осуществлению управляемой термоядерной реакции.
Другой путь: широкое использование древнейшего вида энергии — солнечной. Здесь необходима упорная научная, а затем и технологическая работа. Если это будет достигнуто, то обладание энергетической базой такой мощности поможет решить многие практические задачи.
Кроме того, очень важно для здоровья людей устранить вредные выбросы всех видов производства и транспорта, извлечь из океанов различные полезные элементы — все это научные задачи огромной важности. Это предстоит сделать в ближайшее время тем молодым людям, которые хотят посвятить свою жизнь служению науке.
Мой совет им — искать свое дело с юных лет, браться за самостоятельные исследования смолоду и никогда не забывать, что настоящий исследователь должен быть очень чутким и внимательным — в наблюдениях. Он должен уметь трудиться, а труд этот, как я знаю, нелегкий.
Труд ученого служит людям, и это самая высокая награда исследователю. Я прожил большую жизнь в науке и должен сказать, что работать надо не ради славы, не ради карьеры, а для того, чтобы в конце жизни мог сказать: я создал то, что можно назвать научной ценностью, что приносит пользу обществу.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: