«А почему бы нет? Должен же он чего-то бояться. Иначе с ним вообще не сладишь. Мы, когда были детьми, боялись, и кроме хорошего ничего не произошло!»
Все далеко не так просто. И страх бывает разный, и дети разные. Вот пример. Ребенок «боится» уснуть, ночью просыпается я кричит, не хочет оставаться в комнате один. Пугается каждой тени. Такие тревожно настроенные дети воспринимают мир как сплошную опасность. И достаточно небольшого толчка, чтобы опасность получила конкретный образ страшилищ, чертей и, кто знает, кого еще. Пугать такого ребенка не воспитание, а жестокость! Есть и другие дети, которые вообще не знают страха. Они спокойно подают руку маскарадным чертям, не задумываясь пойдут с папой и мамой в темноте на огород, они чрезвычайно любопытны, и пугало или «злого деда», который в парке хватает маленьких, они хотят рассмотреть вблизи. «Бабушка, покажи мне его!» И между двумя крайностями — боязливых и абсолютно бесстрашных — богатая шкала переходных типов. Короче говоря, есть дети более пугливые и менее пугливые.
И в воспитании с этим надо считаться. А как же остановить или предупредить плохое поведение? Нагнать на ребенка немного страха, чтобы так не делал? Но ведь, в сущности, мы так и поступаем ежедневно и постоянно. «Не убегай далеко, потеряешься!», «Не трогай кошку, поцарапает!», «Перестань, разобьешься!» Мы все время делаем замечания, словно предупреждая наказание. И наказание было бы лишним и совсем недейственным, если мы неправильное поведение предотвращаем. Но только замечания сами по себе еще никогда ничего хорошего в воспитании не создали и не пробудили. Замечания могут только предотвратить нежелательный поступок. И поэтому «воспитательное» запугивание — довольно слабенькое оружие. Самое лучшее наше оружие — похвала, оценка того, что ребенок сделал правильно, с усердием и старанием.
Но где же граница между приемлемым «воспитательным» запугиванием и тем, которое мы назвали жестокостью? Это крепкий орешек. И каждый воспитатель должен разгрызть его сам. И успех зависит от того, насколько он знает ребенка. А знать его он должен превосходно.
Вообще же с точки зрения психологии нельзя переходить границу, за которой ребенок и в самом деле начнет бояться за себя, за маму, за свой дом. Такие слова, как «я тебя брошу», «сейчас придет черт», «вот заберет тебя злой дед», «отдам тебя доктору», могут быть чрезвычайно опасны, если они приводят малыша в ужас.
Бабушки, будьте осторожны!
Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь! Так думает старшее поколение, накопившее опыт, рабочую стратегию, порой даже жизненную мудрость. И поскольку родители дорожат детьми, они стремятся передать свой опыт — порой любыми средствами.
Нo чем сильнее опыт взрослых связан с их личной судьбой и условиями, в которых проходила их молодость, тем менее приемлем он для детей. Чем обобщеннее этот опыт с общечеловеческой точки зрения, тем легче он воспринимается и усваивается. В результате получается не принципиальное различие мнений и позиций, а всего лишь по иному расставленные акценты. К примеру, родители знают о пользе образования. Но и подросткам это известно, как и то, что надо учиться для достижения своей цели. Для матерей и отцов учеба в школе стоит на первом месте, а их юные дети не думают, что вся их нынешняя жизнь— только подготовка к отдаленному будущему. Они хотят полнокровно жить сейчас, сегодня. Поэтому для них стадион или танцы, иными словами, престиж и любовь важнее, чем оценки в дневнике.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: