Известный швейцарский психолог Жан Пиаже определял возраст после одиннадцати лет как фазу формальных умственных операций и интеллектуального вступления ребенка в мир взрослых. Разумеется, способность к абстрактному мышлению обозначилась гораздо раньше, но лишь по достижении одиннадцати лет быстро развивается, достигает высокого уровня и по-своему характеризует весь переходный возраст. Теперь ребенок способен обобщенно мыслить, оперировать понятиями и категориями и выражать свои идеи практически так же хорошо, как взрослый. Типичный дошкольник и младший школьник решает каждую задачу и загадку как отдельно взятую. Ему довольно трудно применить один принцип решения к аналогичным случаям. К примеру, ребенок научится решать определенный вид математических примеров, но стоит чуть видоизменить задание, как он теряется. Тот же ученик в конце школьного обучения уже способен создавать теории и системы для решения всех аналогичных задач. Тем самым он намного увеличивает свои возможности. Формальные операции, как считает Жан Пиаже, освобождают подростка от скованности конкретикой и «окрыляют его».
Эта только что сформировавшаяся способность предопределит отношение ребенка к окружающему миру, к близким людям из круга семьи и просто знакомым, к обществу и в конечном счете к себе самому. Он, к примеру, хорошо усвоил понятия причины и следствия. Способность обобщать поможет ребенку перенести познания из области законов физики в мир людей и ставить вопросы о взаимосвязи поступков людей и движущих мотивов поведения. Он спрашивает, почему люди ведут себя так, а не иначе. Что их побуждает к этому? Совпадают ли их дела с их словами? Что в поступках близких и чужих людей всего лишь фасад и что кроется за этим фасадом? Иными словами, ребенок способен судить, оценивать, критически рассуждать. И занимается он этим увлеченно, со всей энергией молодости, так что никто не уйдет от критической оценки. Наименее защищены, разумеется, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, мастера в цеху и вообще все, кто представляет для подростка какой-либо авторитет. Впрочем, данными вопросами мы займемся в иной связи, а ныне вернемся к вопросу об интеллекте.
Мы отметили, что ныне интеллект достигает высшей точки своего развития или близок к ней. Недаром в тестах на интеллект, где учитывается возраст, за исходный зрелый возраст берется пятнадцать лет. Это значит, что тридцатилетний, сорокалетний, пятидесятилетний человек не превышает по интеллекту ребенка, заканчивающего среднюю школу. Хуже того: после тридцати некоторые функции начинают ослабевать (к счастью, постепенно, а некоторые функции, наоборот, усиливаются и крепнут); не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
Стоит высказать такое мнение, как в нас зарождаются сомнения. На лекциях по психологии родители высказывают их вслух. Почему же столь умные дети со зрелым интеллектом совершают в этот период столько неинтеллектуальных глупостей? Куда подевался весь их интеллект? И вообще, если сердце прихватит, я пойду просить помощи не у медика в расцвете интеллектуальных сил, а у старого главврача, хотя и подозреваю и должен был бы подозревать у него некоторое ослабление реакции, быстроты мысли и работоспособности.
Здесь-то и начинается вторая часть нашей беседы. Да, верно, если мы заставим пятнадцатилетних детей и их сорокалетних родителей решать новые для них задачи, не встречавшиеся до того ни в школе, ни в жизни, то дети решат такие задачи не хуже, чем их: отцы и матери, если не лучше. Но верно и другое — подобных ситуаций в жизни встречается крайне мало. Ведь сорокалетние или пятидесятилетние родители живут со своим высокоразвитым интеллектом не одно десятилетие и за это время накопили с его помощью массу разных знании, умений, опыта — и что важнее всего, рабочую методику, тактику, приемы. Они просто знают, как надо поступать в тех или иных случаях. Задание не ново для них, так как в памяти хранится запас аналогичных ситуаций, которые они в свое время решали и с которыми справились. Ремесленники называют это сноровкой, а специальный термин звучит так: «рабочая стратегия».
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: