Дети и родители

А кто здесь главный?

Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!

Время два часа ночи, а девятимесячная Карина заливается плачем. Ее мама с трудом просыпается, надеясь, что малышка снова заснет. Через несколько мучительно долгих минут она сдается, переносит ребенка в свою кровать и наблюдает, как дочка, прижавшись к ней, тут же спокойно засыпает. Это уже вошло в привычку, и мать Карины, проснувшись среди ночи, ворочается, пытаясь поскорее уснуть.

Кому-то сама мысль о том, что прелестный беспомощный младенец может оказаться достаточно хитрым, чтобы манипулировать собственными родителями, кажется неправдоподобной и даже крамольной, однако это происходит сплошь и рядом. Уже в три месяца малыши прекрасно понимают, что такое отношения, построенные на причинно-следственной связи: если ты улыбнешься, тебе улыбнутся в ответ и обнимут, если ты захихикаешь, родители рассмеются, и, что самое главное, если ты заплачешь, то к тебе моментально подбегут. Конечно, дети хитрят и капризничают вовсе не преднамеренно. Они просто знают, что им нужно, и используют все доступные им средства, чтобы добиться своего, не осознавая, что вы при этом страдаете.

По мере того как дети взрослеют, их тактика становится все более изощренной, организованной и продуманной. Дошкольники способны предвидеть последствия, откладывать исполнение своих желаний и иногда даже контролировать свое поведение в зависимости от ситуации. К тому времени, когда они идут в школу, у них уже была тысяча шансов удостовериться, как вы реагируете на тот или иной поступок. Именно поэтому для вас очень важно не стать жертвой их невероятно упорных попыток манипулировать вашим поведением. Вам понадобится вся ваша изобретательность и упорство, чтобы перехитрить сообразительного ребенка с сильным характером. Но ва ши усилия не пропадут даром: вы сможете поддерживать дисциплину, а ваш ребенок усвоит общепринятые правила поведения. Если вы узнали своего ребенка в одном из приведенных ниже примеров, последуйте этим советам.

Маленький тиран.

Ивану еще не исполнилось двух лет, когда его родители поняли, что выбрали для своего сына не то имя: «Наполеон» подошло бы ему намного больше. Иван рос невероятно упрямым и очень любил командовать. Он ни с кем не делился своими игрушками и пытался присвоить чужие. В четыре года он требовал, чтобы все было только так, как он хочет. Мало кто из детей соглашался с ним играть. Когда родители пытались объяснить Ивану, что такое поведение отталкивает людей, он начинал винить во всем кого-то еще. Он прекрасно научился перекладывать ответственность за свое раздражение и недовольство на других. Если кто-то брал его игрушку, он закатывал такие истерики, что родители и дети просто перед ним пасовали. Он явно хотел быть лидером, только добивался этого неправильными методами.

Я предложила его родителям объяснить сыну, что, если он хочет, чтобы другие дети играли с ним так, как ему нравится, необходимо все спланировать. Например, когда к нему приходят гости, он мог бы давать им только те игрушки, которыми он готов поделиться в этот день, и утешался мыслью, что все остальные его сокровища надежно спрятаны. Вскоре Иван поймет, что он по-прежнему верховодит в игре, только теперь другие дети из-за этого не обижаются. Жаждущие власти маленькие тираны зачастую не видят альтернативы своему агрессивному поведению. Малейшие уступки им кажутся поражением. Если им объяснить, что хорошие отношения с другими детьми только укрепят их авторитет, эта идея может показаться им весьма привлекательной. Они быстро усваивают ее и начинают применять на практике.

Зависимый нытик.

Матери Люси казалось, что они с трехлетней дочерью стали как сиамские близнецы. В младенчестве Люси не шла ни к кому на руки, кроме матери и няни. Она начинала хныкать и тянуть ручки к маме, даже если ее пытался взять собственный отец. Мама уступала, бросала все и брала девочку на руки. В результате Люси не отпускала маму ни на шаг. Она была смышленой и любознательной, но из-за страха расстаться с мамой стала пассивной и зависимой. Однако теперь все изменилось: ее мама ждала второго ребенка.

Мы составили список небольших шагов, которые Люси предстояло сделать для того, чтобы стать более уверенной в себе. Для начала ее отец стал заезжать за ней в дом няни. Сперва дочка отказывалась ехать с отцом, но, поскольку ей хотелось домой, в конечном счете она сдалась. Потом отец стал заезжать с ней по дороге домой на детскую площадку. Когда она к этому привыкла, он стал брать ее с собой в магазин. Отец вел себя с дочкой очень терпеливо. Если она отказывалась с ним ехать, он старался не показывать ей, что расстроен, а просто разговаривал с ней, ставил в машине ее любимые песенки. Самым важным шагом для Люси должен был стать детский сад. Она достаточно хорошо ладила с тремя другими детьми в доме няни. Теперь ей пора было научиться общаться с воспитательницей и большой группой детей. И когда мать привела ее в садик знакомиться, Люси раздирали противоречия: ей хотелось поиграть в игрушки, но она льнула к ногам матери.

Я предложила отцу отвести Люси в детский сад — возможно, ей будет легче расстаться с папой, чем с мамой. В первый день Люси расплакалась, когда отец уходил, и воспитательница сказала, что девочка выглядела расстроенной до тех пор, пока ее не забрала няня. На второй день, когда Люси опять заплакала, воспитательница познакомила ее с другой девочкой, которая тут же взяла над ней шефство и стала ей все показывать. Когда няня пришла за Люси, она играла с детьми в песочнице. Вскоре Люси привыкла к саду и, даже когда ее отводила мама, охотно там оставалась. Когда у нее появился братик, ей не терпелось взять его в сад, чтобы все ему там показать. С такими чрезмерно зависимыми детьми, которые цепляются за мамину юбку, очень легко попасть в ловушку, если родители будут им постоянно потакать, считая, что они нуждаются в дополнительном утешении и внимании. Конечно, важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя спокойно, но здесь необходимо соблюдать меру, иначе он так и не научится быть самостоятельным. Если вам кажется, что вы уже допустили эту ошибку, разработайте аналогичный план: он поможет, если вы будете строго его придерживаться.

Хамелеон.

Воспитательница детского сада попросила родителей Анны зайти к ней, чтобы обсудить поведение их четырехлетней дочери. Она зачитала родителям целый список проступков Анны. Оказывается, та постоянно огрызалась в ответ на замечания воспитательницы, толкала детей и даже дралась. По мнению педагога, Анна прекрасно понимала, как надо вести себя в группе, но умышленно игнорировала или нарушала правила, когда ей вздумается. Согласно правилам, принятым в саду, провинившихся детей сажали на три минуты на «штрафной» стул или на скамью с воспитательницей, пока остальные играли на площадке. Если это не помогало, вызывали родителей.

Родителям Анны сначала показалось, что воспитательница говорит о какой-то другой девочке. Если Анна плохо вела себя дома, родители просто предупреждали, что запретят ей смотреть телевизор. Так как дочь обожала мультфильмы, она моментально становилась как шелковая.

Анна — типичный «хамелеон». Такие дети приспосабливаются к правилам той среды, в которой находятся, подобно хамелеону, меняющему свой цвет в зависимости от ветки, на которой он сидит. Если дети-хамелеоны получают четкие инструкции и указания, они, как правило, беспрекословно выполняют их, и многие могут поклясться, что эти дети — настоящие ангелочки. Но если правил будет недостаточно, такие дети могут стать очень непослушными. У воспитательницы Анны были связаны руки: она не могла лишить ребенка просмотра мультфильмов, а наказание «штрафным» стулом девочку не пугало. Для контроля за поведением девочки воспитательнице следовало найти иную меру воздействия. Я предложила новые наказания для детского сада: увеличить «штрафное» время до 10–15 минут, лишать Анну десерта во время обеда или оставлять ее в перерыв в группе для двухлетних детей. Когда родители придут за ней, воспитательница должна рассказать им о ее поведении. Если она хорошо вела себя в тот день, они могут угостить ее чем-нибудь вкусным по дороге домой. Если плохо — Анна лишится телевизора на этот вечер.

Если ваш ребенок хамелеон, вам придется жестко контролировать его жизнь: исключать друзей, оказывающих дурное влияние, подбирать педагогов, уделяющих большое внимание дисциплине, устанавливать четкий распорядок дня. Детям-хамелеонам необходимы однозначные ситуации: любая недоговоренность позволит им проскользнуть в имеющиеся лазейки. Постарайтесь, чтобы подобных лазеек у них не было.

Шантажист.

Многие малыши ведут себя хорошо только в том случае, если видят в этом определенную выгоду для себя. Четырехлетний Марк — классический пример. Когда его просили убрать за собой игрушки, он делал это, только если его мать грозилась его наказать в случае неповиновения. Он соглашался принять перед сном ванну, только когда ему говорили, что в противном случае он не получит пирожное.

Ребенок-шантажист, возможно, наиболее распространенная категория манипуляторов. Многие дети попадают в эту категорию в тот или иной период своей жизни. Родителям необходимо приучать таких детей к строгой дисциплине. Во-первых, купите таймер. Маленькие дети понимают слово «сейчас же» совсем не так, как взрослые, особенно если они еще не умеют определять время. Но если вы скажете: «Я хочу, чтобы ты собрал игрушки до того, как прозвенит звонок», ваш ребенок гораздо быстрее поймет, что лучше это сделать сразу, а иначе он будет наказан.

Составьте список наказаний, на которые ваш ребенок наверняка отреагирует: никаких сказок на ночь, никакой детской площадки, никакого футбола. Вы даже можете установить наказание за несоблюдение наказания: «Если ты немедленно не отправишься на штрафной стул, я отдам одну из твоих любимых игрушек другим детям». Пусть он сам принимает решение.

Возможность выбора почти всегда стимулирует сотрудничество, так почему бы не попробовать этот принцип для наказаний. Главное — последовательно поддерживать дисциплину. Родители детей-шантажистов должны проявлять настойчивость, всегда устанавливать четкие правила. Если вы пойдете на малейшие уступки, ваш ребенок будет пытаться манипулировать вами еще активнее.

Рут Питерс, психолог

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети и родители

  • Опасные развлечения
    Не надо забывать о том, что большинство детских травм случается по недомыслию и недосмотру взрослых.
  • Дети и родители: взаимодействие.
    Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.
  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт — это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой — дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Родительская любовь.
    Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • /img/210/BabyEyes.jpg
    Почему мой ребенок грустит?
    Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • /img/210/kids-japan.jpg
    Почему японские дети никогда не плачут?
    Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • /img/210/a/father_reading_to_doter.jpg
    Папина дочка
    Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • /img/210/koala.jpg
    Из жизни животных и людей.
    Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • /img/210/newborn-son.jpg
    Собираем сумку в роддом для мамы и малыша
    О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка — это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Детский вопрос.
    Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность.
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи — одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • Награда находит ребенка.
    Мы ругаем и отчитываем детей гораздо чаще, чем их хвалим и награждаем. Мы почему-то считаем, что так воспитывать детей лучше и эффективнее. У меня на этот счёт другое мнение.
  • Пойми своего ребенка.
    Большинство конфликтов и отношениях «отцы и дети» происходят из-за того, что взрослые не понимают (не хотят, или лень, или ума не хватает?!) своих детей.
  • Простые правила общения.
    Правила коммуникации — это несложные правила построения внутрисемейных отношений, способствующих созданию атмосферы человеческого общения.
  • Разговор на повышенных тонах.
    Как часто, уважаемые взрослые, мы просто не в состоянии разговаривать с детьми спокойно, мы повышаем на детей голос и даже срываемся на крик. Таким образом мы, взрослые, переходим все границы дозволенного.
  • Родная речь в родном доме.
    Каждый день родители в своём доме преподают ребёнку уроки родной речи. И речь эта может быть невротической, обычной и роскошной. Какой именно ей быть, решают взрослые.
  • В спорах рождается истина?
    У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?