Присоединяйтесь

Дети в школе

Самые длинные каникулы

Наконец-то наступила прекрасная пора каникул. Вы начали планировать отпуск. Это приятные хлопоты - сейчас можно купить билеты куда угодно, отель можно забронировать здесь. И вы уже начинаете предвкушать грядущие развлечения. А что будет на каникулах делать ваш ребенок?

Внимание! Специальными исследованиями доказано, что после отдыха, не насыщенного никакими интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Кстати, на отдыхе пищу для ума найти можно всегда: шахматы, шашки, разгадывание кроссвордов, игры в «следопытов», «разведчиков» — любые интеллектуальные игры, в том числе и компьютерные. И конечно, чтение.

По утрам ребенок отказывается вставать, а вечером его невозможно уложить спать. И главная забота родителей — как его «собрать», чтобы он включился в школьную жизньВ первые дни и недели учебного года от детей требуется напряжение всех сил — физических и психических. Наибольшие сложности переживают ученики первых и пятых классов, так как им приходится адаптироваться к новым условиям обучения. Но и в «обычных» классах — втором, третьем, четвертом, шестом — проблемы, возникающие у ребенка в начале учебы после самых длинных в году каникул, довольно серьезны.

Существует даже такое понятие: «стресс начала учебного года». К cожалению, дети нередко вынуждены справляться с этим в одиночку, хотя плохо осознают, что с ними происходит. У одних стрессовое состояние длится несколько дней, у других — две-три недели или даже месяц.

И опять слышу слова возражения: «Какой стресс? Это все выдумки! Вот дочка моих друзей и в школе на «отлично» учится, и музыкой занимается, и по дому помогает, да еще и в бассейн успевает ходить».

Чем же расплачивается за эту образцово-показательность ребенок? Врачебная практика говорит о проявлении как психосоматических симптомов (например, нарушение сна, аллергии), так и психологических — отсутствие друзей, снижение творческих способностей. Ведь дружба и творчество требует сил и времени, которых у девочки нет. Конечно, все дети разные, и, возможно, такой «образцово-показательный» ребенок где-то действительно есть.

Как же помочь школьнику? В первую очередь родителям следует обратить внимание на режим сна и отдыха ребенка. Ведь во время каникул он и ложился позже, и вставал, когда хотел. Но теперь он должен подниматься ни свет ни заря, чтобы не опоздать на первый урок, а идти спать вечером пораньше он не собирается, убеждая вас, что уже взрослый, что так рано все равно ни за что не уснет. Ему хочется побольше пообщаться с домашними, особенно если мама и папа приходят домой после 19 часов, посмотреть телевизор, во что-нибудь поиграть, почитать, а время для этого — только вечером.

Постоянное недосыпание вызывает быструю утомляемость, сонливость, сниженное настроение, рассеянность. А за всем этим почти неизбежно следуют проблемы в обучении, которые в свою очередь ведут к нарушению сна. Возникает, как говорят психологи, «замкнутый психологический круг».

Позаботьтесь, чтобы ребенок высыпался. Объясните ему, что его самочувствие напрямую зависит от того, сколько он спит. Известно, что большинству младших школьников необходим десятичасовой ночной сон, а подросткам — девятичасовой. Расскажите ему о том, как влияет недосыпание на вас (например, какую ошибку вы совершили, каким были невежливым и раздраженным и как это сказалось на вашей работе, и все только потому, что не выспались).

Постарайтесь вместе выбрать время, когда ребенку надо идти спать. Необязательно устанавливать точное время (ровно 9 часов вечера), можно обозначить его приблизительно (между 9.00 и 9.30 или 9.30 и 10.00). Важно предоставить ребенку выбор, но выбор ограниченный. Однако даже принятие решения совершенно не означает, что ребенок будет его выполнять. Младших школьников, так же как и дошкольников, надо укладывать спать. Это очень хорошее время для спокойного разговора с ребенком. Поскольку многим детям, особенно если оба родителя работают, не хватает общения с ними, то они охотно уединяются с мамой или папой. Кстати, и подростки тоже нуждаются в спокойных разговорах перед сном. Такие беседы успокаивают ребенка, дают ему чувство защищенности и, что очень важно, сохраняют между вами доверительные отношения. Дети все разные — одни легко засыпают, другим перед сном надо почитать, омечтать. Если занятие их не возбуждает и не мешает окружающим, дайте им возможность провести 20–30 минут перед сном по собственному выбору.

Детям необходимо объяснить, что взрослым тоже нужно время на личную жизнь, на общение друг с другом (Я поговорила с тобой, а теперь поговорю с папой.) Важно, чтобы они с этим считались и понимали, что у взрослых есть свои дела, интересы и желания. Если в течение недели не удается обеспечить полноценный сон ребенку, то дайте ему отоспаться в те дни, когда не надо идти в школу. Для нормального самочувствия пусть спит, сколько хочет, хоть 12 часов подряд.

Большое значение имеет и то, как ребенок встает утром. Хорошо, если он просыпается по будильнику, который сам установил с вечера на нужное время. Однако многим детям очень трудно сразу подняться, хочется немного «доспать». Дайте ребенку такую возможность. Используйте будильник с функцией «соня», когда он звонит два раза с интервалом в 7–10 минут. Если вы будите ребенка сами, делайте это с лаской, говорите спокойно, нежным голосом.

Имейте в виду, что детям необходимо ровное вхождение в бодрствование. Слишком бурное, активное пробуждение (Немедленно вставай, соня. Поторопись, опоздаешь в школу!) вызывает у ребенка раздражение и ощущение, что все против него. Во время завтрака также желательно поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу — не читать ребенку нотации, не описывать ему его будущие прегрешения.

Помимо сна и полноценного питания, важно также позаботиться об отдыхе ребенка. Многие психологи считают, что понастоящему человек отдыхает тогда, когда делает то, что хочет, что доставляет ему — именно ему — удовольствие. Сейчас очень распространена концепция так называемого полезного отдыха», в процессе которого ребенок получает новые знания и навыки. Поэтому в воскресенье, а для большинства школьников это единственный свободный день, родители с утра ведут детей в музей, а вечером — в театр или в гости к родственникам. Конечно, все это нужно и хорошо. Однако не перегружайте ребенка. Переизбыток даже положительных эмоций бывает столь же вреден для организма и психики, как и сильные отрицательные эмоции. Педиатры свидетельствуют, что дети часто заболевают, например, после зимних каникул. И не потому, что много гуляют на улице и простужаются. Связано это с эмоциональной перегрузкой, когда за несколько дней ребенок посещает множество елок и утренников, бесконечно смотрит телевизор. И эта информационная и эмоциональная перегрузка ослабляет защитные силы организма.

Ребенку необходимо свободное время, которое он будет проводить по своему усмотрению. Конечно, важная задача — привить ему такие интересы, которые обеспечили бы полезный досуг, но нельзя требовать, чтобы он в свободное время занимался тем, что ему не нравится, но кажется полезным вам. Естественно, хотелось бы, чтобы ребенок как можно больше времени бывал на свежем воздухе. Это важно для всех детей, но особенно для 10–12-летних, которые уже перестают играть, как дети младшего возраста, но еще не ходят группками и не ведут беседы друг с другом, как подростки. Хорошо, когда родители знают, чем дети занимаются на улице. Научите их кататься на роликовых коньках, велосипеде. Поинтересуйтесь, есть ли у вас во дворе или рядом спортивные площадки, как они обустроены, чтобы дети могли там играть. Может, даже окажете помощь в обустройстве таких площадок.

Продумайте и совместный досуг на свежем воздухе. Это может быть просто вечерняя прогулка, когда можно поговорить с ребенком о чем угодно.

Самые большие проблемы у школьника возникают изза неправильной организации рабочего дня. Представьте себе, что вашему ребенку в пятницу, например, задали написать сочинение на тему «Как я провел лето». Сдать его надо во вторник. Редко кто сядет писать его в субботу — ведь до вторника еще далеко. И уж конечно, не будет заниматься этим в воскресенье. А в понедельник выясняется, что к следующему дню, помимо сочинения, надо сделать задания еще по четырем предметам да выучить наизусть стихотворение (о чем, как оказалось, была сделана запись в дневнике еще неделю назад). И ребенок вынужден сидеть за уроками до полуночи, не отдыхая и раздражаясь. Часть уроков все равно остается невыученной, родители сетуют на перегрузку современных школьников. А все дело лишь в том, что школьнику надо было рассказать, какие эмоции он будет испытывать, когда в понедельник «внезапно» узнает, сколько всего ему надо сделать.

Если для ребенка жесткий режим неприемлем, тогда нужен гибкий график.

А если к урокам добавляются еще иностранные языки, музыка и спорт? Подобную нагрузку и взрослому довольно трудно правильно распределить. Что уж говорить о ребенке, желания которого часто противоречат тому, что необходимо сделать, и умение преодолевать себя (делать не то, что хочется, а то, что надо) развито чрезвычайно слабо.

Если ваш ребенок откладывает важные дела на потом, склонен отлынивать от работы, это свидетельствует не о его плохих качествах, а лишь о том, что его не научили преодолевать себя. Помогите своим детям правильно распределить свое время.

Даже если в прошлом учебном году ребенок справлялся с этим сам, за лето это умение, как правило, снижается. Он забывает то одно, то другое, торопится, делает все кое-как. Начинаются замечания, недовольство, плохие отметки, упреки родителей. И вот прошло всего три недели, а от ребенка можно услышать: «Все, устал», «Лучше заболеть, чем ходить в школу». Распространенная ошибка многих родителей в том, что они понимают свою помощь лишь как тотальный контроль. Контроль, конечно, нужен, но важнее ваше понимание и поддержка. Продумайте вместе с ребенком, как ему лучше организовать свою жизнь. Посчитайте, сколько времени он проводит в школе, сколько надо на выполнение домашних заданий, сколько — на дополнительные занятия. Недовольный родитель: «Ошибочка вышла. Организовывать жизнь детей должны их родители».

Никакой ошибки здесь нет. По моему глубокому убеждению, взрослые не должны организовывать жизнь ребенка, они должны помогать ему правильно это делать, только тогда ребенок будет чувствовать себя хозяином собственной жизни, что очень важно для развития его личности.

Составьте вместе расписание с учетом особенностей каждого дня — «в понедельник у тебя четыре урока, а в четверг с четырех до пяти — английский». Должно быть указано не только время занятий, но и отдыха. Если для ре бенка жесткий режим неприемлем, тогда нужен гибкий график, без четкой временной привязки. Полезно также выполненный пункт расписания отмечать каким-нибудь значком, например звездочкой. Можно договориться о том, что почти точное соблюдение расписания в течение недели будет вознаграждено чем-нибудь для него интересным. Если ребенок дома один, то неплохо время от времени звонить ему и напоминать о том, что следует делать. Но только не слишком часто и без упреков: «Ты, конечно, дурака валяешь, за уроки не сел». Очень важно в первые осенние дни не усиливать давление на ребенка. Подумайте, может быть, надо отказаться от некоторых дополнительных нагрузок? Хотя на ребенка больше давят даже не сами обязанности, а отношение к ним взрослых. Постарайтесь не проявлять излишней озабоченности его школьными или внешкольными успехами. Не превращайте школьную оценку в самоцель. Ни в коем случае не распространяйте оценку или результат по конкретному предмету на личность ребенка и прогнозирование его будущего: «Опять тройка! Я так и знала. Ничего путного из тебя не получится». Если вы спокойно обсудите трудную для ребенка ситуацию, то всегда найдете выход из нее.

А как обстоят ваши дела? Если вы только что вернулись из отпуска, то для полноценного включения в рабочую и домашнюю жизнь вам тоже потребуется время. Возможно, вы тоже чувствуете признаки «осенней усталости» — раздражаетесь и злитесь на себя, не понимая, что происходит. Позаботьтесь в первую очередь о своем самочувствии. Это важно не только для вас, но и для всей семьи, особенно для вашего ребенка. Исследования единодушны —эмоциональное самочувствие, психологическое здоровье ребенка во многом зависят от того, насколько эмоционально благополучна ситуация в семье.

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети в школе

  • О школьных оценках.
    Защищаясь от родительского давления, дети порой превращают себя в «двоечников»: плохо учатся, связываются с дурной компанией, пьют, пробуют наркотики. Им хочется, чтобы требовательный родитель поскорее разочаровался в них и махнул на них рукой, тогда они смогут жить своей жизнью.
  • Шестилетки на пороге школы
    Шесть лет — это вполне сознательное отношение к жизни, и чаще всего наши более или менее обильные и последовательные воспоминания мы выносим именно из этого возраста, а из более раннего в памяти остаются лишь наиболее яркие или попросту случайные эпизоды.
  • Если ребенок не успевает в школе.
    Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
  • Это несчастное правописание
    Невозможно допустить, чтобы ребенок с нормальным или превышающим норму интеллектом плохо считал, но частенько бывает так, что ребенок нормальный или сверходаренный плохо читает и пишет.
  • /img/210/summer-girl.jpg
    Летние занятия
    А как быть с учебой? Как лучше поступить: отложить все занятия на потом (пусть дитя напоследок наиграется!) или провести с малышом «курс молодого бойца»?
  • /img/210/1class.jpg
    Перед тем как записаться в 1-й класс
    Образование имеет общественную и личную ценность. Поэтому неуклонно возрастают требования, предъявляемые современной школой детям. Но отнюдь не требования к количеству знаний и умений, как ошибочно полагают некоторые родители, а к зрелости и крепости нервной системы.
  • /img/210/boy.jpg
    Первые дни в школе.
    Итак, на календаре 31 августа, школьная форма и белая парадная рубашка/блузка отутюжены, цветы куплены, портфель собран. Что еще можно сделать для того, чтобы помочь будущему первокласснику?
  • /img/210/a/parent-teacher-meeting.jpg
    Первый учитель: взаимодействие школы и родителей.
    Первый учитель — это важно, это серьезно, взаимоотношения с ним влияют на многие аспекты будущей взрослой жизни сегодняшнего первоклассника.
  • /img/210/angry-reader.jpg
    Сложности в обучении: что можно сделать
    Расскажите ребенку, что прежде, чем принять решение, нужно сделать три вещи: остановиться — посмотреть вокруг, чтобы понять, что происходит, подумать и вспомнить все, что необходимо для решения, и только после этого принимать решение.
  • /img/210/childclass.jpg
    Что было в школе?
    Начать стоит с себя, потому что многие родители, сами того не сознавая, воспринимают оценку ребенка, полученную в школе, как оценку их родительской успешности.
  • /img/210/a/schoolboy.jpg
    Не хочет учиться?
    Дети учатся охотнее, если видят цель и ощущают помощь и поддержку. Если родители тоже чему-нибудь учатся, а не деградируют перед телевизором.
  • /img/210/lunch11.jpg
    Большая перемена: здоровые школьные обеды с собой
    До старта нового учебного года остается меньше месяца. Совсем скоро вопрос школьного обеда с собой снова станет актуальным. Что же положить в ланчбокс ребенку, чтобы и вкусно, и полезно, и удобно, и круто по мнению сверстников?
  • Чтобы труд был радостью!
    Думаю, любой педагог со мной согласится: научить детские руки трудиться умело, ловко, красиво — вот цель уроков труда в младших классах.
  • Учебник, учитель, урок
    Наверное, не только меня так тревожит качество учебников для начальной школы. Ведь хороший учебник — это и материал для успешной работы учителя, и четкое руководство для самостоятельных занятий ребят, и действенная помощь родителям, когда ученику нужно «подтянуться».        1
  • Дети младшего и среднего школьного возраста.
    По сравнению с шестью дошкольными годами школьный возраст длится значительно дольше. Вряд ли возможно найти иной общий знаменатель всех изменений и продвижения вперед в течение этого периода, нежели школа,— с ней связано все.
  • Подготовка к школе, что нужно знать об этом.
    Поступление в учебное заведение — переломный момент в жизни малыша. Проблем будет гораздо меньше, если ваш ребенок будет подготовлен к школе не только интеллектуально, но и морально.
  • Родительский комитет. Зачем он нужен?
    Почему вам стоит хотя бы время от времени принимать участие в работе родительского комитета? Для того, чтобы наладить хорошие отношения с учителем? Это по-настоящему важно. Но это не все.
  • Что делать, если говорят, что в школе высокий конкурс?
    Одна мама, подав документы в школу, сказала: «Я вышла с ощущением, что я и мой ребенок уже что-то должны за то, что у меня приняли документы». Через несколько дней им позвонили и попросили забрать документы: «Вы не прошли по конкурсу».
  • Воронка неуспеваемости.
    Но бывает, что сообразительный, активный, энергичный ребенок становится неуспевающим. И виноваты в этом мы, родители. Все начинается с мелочей.
  • Что говорить, когда тебя дразнят.
    Проблема вербальных оскорблений особенно остро стоит среди школьников младшего и среднего возраста.
  • Творческое творчество.
    Если мы даём детям самовыражаться творчески, нестандартно — это прекрасно. Только при этом нам надо быть очень осторожными с нашими взрослыми оценками детского творчества.
  • Первый раз в новый класс
    Первого сентября большинство испытывают радость от встреч с одноклассниками, некоторые волнуются, увидев учителей, а кто-то откровенно боится и тех, и других. Но тяжелее всех новичкам.

Самое популярное

Муж беременной жены

Может быть, вам встречались фигурки обезьянок из Индии: одна из них закрывает глаза — это означает «не смотрю плохого»; другая закрывает уши — «не слушаю плохого»; еще одна закрывает лапкой рот, что значит «не говорю плохого». Приблизительно так должна вести себя беременная женщина.

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Купание в естественных водоемах.

Купание в реке, озере или море — это один из наиболее эффективных способов закаливания.

Как поделить семейные обязанности.

Нынешние амазонки совсем не против того, чтобы уступить место мужу на кухне или поручить ему заботу о потомстве. Но готов ли сильный пол к переделу семейных обязанностей?

Уход за кожей новорожденных

Кожа новорожденных малышей особенно нуждается в тщательном и бережном уходе. Ее защитные функции еще не до конца сформированы, поэтому она крайне подвержена влиянию внешних факторов и нуждается в особом уходе.