Убеждение «это моя вина» с трудом поддается развенчанию, на это требуется время. Иногда ребенок старшего возраста рационализирует перенесенное оскорбление, говоря: «У папы тяжелая жизнь» или «Маму обижала ее собственная мама». Возможно, это и впрямь весомые причины родительского поведения, однако они ни в коем случае не извиняют поведения родителя и не накладывают на оскорбленного ребенка ответственность за оскорбление. В конце концов ребенок примет мысль о том, что причина оскорбления не он сам, а его родители со своими проблемами.
Ребенок, который подвергается домашним оскорблениям, живет в постоянном страхе и ужасе. Среди его страхов следующие:
Если вы — взрослый, который оказывает поддержку ребенку, заверьте его, что сделаете все возможное, чтобы защитить ребенка и обеспечить его безопасность. Один психолог сказал: «Мне жаль, что с тобой случилось такое, что тебя обидели, напугали и некому было тебе помочь. Но теперь тебе есть к кому обратиться за помощью».
В идеале детство должно быть драгоценной счастливой порой, когда безопасность ребенка обеспечивают все окружающие взрослые. Оскорбленные дети переживают скорбь из-за преждевременной утраты детства и невинности. Как выразилась одна девочка, подвергшаяся сексуальному насилию: «Мне так грустно, что я не выбирала своего первого мужчину. Мне грустно, что для меня это не стало особым событием».
Кроме того, с печалью в подобном положении связано и другое чувство — тоска, страстное желание, чтобы положение дел и ход событий был не таким, как он есть. Например, ребенок тоскует по постоянно отсутствующему родителю, по миру и безопасности, которых давно не испытывает, по фигуре героя, который спас бы его из травматической ситуации.
Оскорбленные дети испытывают гнев — из-за насилия, предательства, несправедливости. Конструктивно выразить свой гнев оскорбленный ребенок может, выговорившись (в полный голос, не таясь) или «выпустив пар» физически — например поколотив подушку или покричав. Когда ребенок выражает свой гнев, он ощущает свою силу, которая способна защитить его от оскорблений в будущем. Психотерапевты называют гнев «костяком излечения».
Наоборот, если гнев оскорбленного ребенка не получает конструктивного выхода, он проявляется деструктивно в каких-либо агрессивных выходках, и ребенок обращает его или на окружающих, или на себя. Дети, интернализирующие гнев после перенесенного оскорбления, могут физически заболеть, начать испытывать суицидальные настроения, стремиться к рискованным поступкам или наносить себе увечья. Причинение себе физического увечья (например, ребенок режет или колет сам себя) — это символический способ соединиться с оскорбившим его родителем, который у ребенка ассоциируется с болью.
Вот несколько аффирмаций, которые помогут ребенку осознать и конструктивно выразить свой гнев, вызванный оскорблением.
Взрослый говорит ребенку:
Ребенок говорит себе:
Первая и самая очевидная причина гнева ребенка — это взрослый оскорбитель, то есть родитель или другой взрослый, который бьет, сексуально унижает или эмоционально оскорбляет. Менее очевидная причина — это соучастник, «молчаливый» или «попустительствующий» взрослый, который допускает оскорбление и не принимает мер. Ребенка трудно заставить осознать и признать свой гнев на взрослого соучастника, который зачастую служит для ребенка единственным источником любви и тепла. Отчуждение от него значит утрату последней точки опоры в жизни.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: