Травма жизни в семье алкоголиков или наркоманов заставляет ребенка чувствовать:
Больше всего на свете ребенку из подобной неблагополучной семьи нужен друг или доверенное лицо, который выслушает ребенка и подтвердит его переживания и его право на них. В этой роли способен выступить кто угодно — сосед, родственник, приходящая няня, священник, тренер, учитель, вожатый или руководитель кружка, школьный психолог, психолог не из школы, друг.
Свидетель говорит ребенку: «Я хочу тебя выслушать. Я верю тому, что ты хочешь рассказать». Затем он внимательно выслушивает, как ребенок рассказывает о наболевшем, позволяя рассказчику выговориться и не прерывая. По окончании рассказа свидетель «зеркалит» ребенку его чувства, например, говорит: «Я понимаю, как тебе было тяжело и страшно, когда пьяный папа упал прямо у тебя на глазах» или «Похоже, ты очень расстроен тем, что мама пьет».
Хорошо помогает ребенку рассказать о наболевшем игровая терапия — она облегчает процесс рассказывания. Один психолог поступал так: он рассаживал на полу перед ребенком несколько игрушечных зайчиков и спрашивал: «Который из них пьет?» Ребенок указывал на одну из игрушек и говорил: «Это мой папа (мама)», после чего разыгрывал свой рассказ с помощью зайчиков. Особенно эффективен этот процесс для дошкольников и младших школьников.
Уже само по себе позволение рассказать о наболевшем служит аффирмацией. Облекая в слова свою обиду, страх, гнев, стыд и печаль, ребенок дает выход боли и освобождается от нее. Если ребенок считает, что ему некуда и не к кому пойти, чтобы спокойно рассказать о наболевшем, то начинает подавлять свои чувства, а это очень вредно. Боль, не нашедшая выхода, таится в душе многие годы, а затем выплескивается неподобающими путями.
Уже в три года ребенок способен понять, если в семье что-то не так. К несчастью, алогичное эгоцентричное мышление, свойственное ребенку, неизбежно заставляет его поверить, будто причина всех неприятностей — он сам. Это убеждение нередко получает подкрепление от кого-то из родителей или даже от обоих. Например, папа говорит: «Прекрати шуметь! Неудивительно, что твоя мама начала пить, она от тебя устала».
В результате получения таких посланий у ребенка складывается ложное убеждение: «Я — причина того, что мама пьет». Ощущая свою ответственность за алкоголизм или наркоманию родителя, ребенок также начинает верить, будто в его силах повлиять на папу или маму, которые жестоко с ним обращаются, и заставить изменить свое поведение. Ребенок проявит сообразительность, хитрость, услужливость, пойдет на что угодно, лишь бы заставить родителя вести себя иначе.
Понятно, что допущение «Из-за меня папе (маме) больно, значит, я виноват» — ложное. Ребенок не может заставить родителя пить или употреблять наркотики; он не несет и не может нести ответственности за оведение взрослого. Ложное убеждение нужно заменить простым и реалистичным заявлением: «Это не твоя вина». Нельзя недооценивать силу, которой обладает осознание этого простого факта. Достаточно ребенку понять, что он не виноват в проблемах родителей, и он постепенно перестанет считать себя плохим и недостойным любви.
Утверждения наподобие «Ты ни в чем не виноват» — это заявления, основанные на реальности. Их можно применять наряду с аффирмациями. Вот несколько дополнительных аффирмаций и заявлений, с помощью которых ребенка можно убедить, что он ни в чем не виноват.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: