Дети и родители

Дети и родители: сопереживание.

Вспомните, как некомфортно вы себя чувствуете, когда близкий вам человек то и дело делает вам замечания, критикует, осуждает. Разве вы не ждете от него теплых слов, улыбки, тепла, ласки?

Так что во втором случае мать правильно сделала, что поддержала радостное настроение сына, похвалила его за то, что он сам считает своим достижением (сделанные уроки). А потом уже вместе они устранили те, в общем-то, мелкие недочеты, которые в первом случае оказались непреодолимыми проблемами.

Ситуация седьмая. Вариант 1.

Дочь. Я сегодня совсем плохо выступила! Поэтому и аплодировали мне меньше, и баллы низкие поставили.

Мать. Ну что ты! Ты, как всегда, выступила блестяще! Ты у меня талант!Просто не все могут это оценить. (Похвала-оценка.)

Дочь. Неправда. Ты так специально говоришь, чтобы я не расстраивалась. Ты всегда меня хвалишь. Но ты же не разбираешься во всех технических тонкостях. Ты же сама никогда не занималась фигурным катанием.

Мать. Но я же вместе с тобой постигала все его азы. И по телевизору ни одного чемпионата никогда не пропустила.

Дочь. Мама, ты непрофессионал. Ты просто меня жалеешь. А профессионалы свое слово сказали! И сейчас мне еще от тренера влетит. Ты лучше вообще молчи. А то хвалишь меня и по поводу и без повода. У меня, если кто-то делает мне замечание, вообще руки опускаются. Я привыкла, чтобы меня хвалили, и без похвалы вообще ничего делать не могу.

Вариант 2.

Дочь. Я сегодня совсем плохо выступила! Поэтому и аплодировали мне меньше, и баллы низкие поставили.

Мать. Я бы не сказала, что ты выступила плохо. Мне очень понравился твой двойной тулуп и концовка. И общее настроение очень соответствует музыке. И аплодировали тебе достаточно. Я же была среди зрителей. Многим понравилось твое выступление. Смотри, и цветы тебе подарили. (Одобрение.)

Дочь. Но баллы-то низкие. И упала я в самый неподходящий момент.

Мать. С кем не бывает. Вон и на Олимпийских играх падают. Ты же волновалась, хотела выступить, как можно лучше. И судьи это, я уверена, заметили. Они тоже считают, что ты можешь выступить гораздо лучше. Поэтому и отметки такие поставили. Чтобы у тебя была перспектива для роста.

Дочь. Но от тренера мне влетит. Я там в одном месте такую досадную ошибку сделала.

Мать. Вы позанимаетесь, и в следующий раз ты ее не повторишь.

Дочь. Спасибо, мама, ты меня так понимаешь!

Мать. Кстати, в честь окончания таких важных для тебя соревнований мы с отцом решили подарить тебе ноутбук. (Поощрение.)

Дочь. Нет слов!

Комментарий психолога. Ребенка всегда нужно поддерживать, обязательно следует замечать его достижения, хвалить за успехи и победы. Но в некоторых случаях чрезмерная похвала может принести не меньше вреда, чем чрезмерная критика. В первом случае девочка сама заметила, что настолько привыкла к похвале, что без нее жить не может. А все критические замечания воспринимает просто-таки болезненно.Лучше вместо простой похвалы-оценки («Ты у нас гений!», «Ты самая лучшая в мире дочь!», «Какая ты красавица!» и так далее) использовать похвалу-одобрение («Как здорово ты это сказал!», «Я очень рада, что ты окончил год на "отлично"») или похвалу-поощрение («В честь удачного окончания учебного года мы решили подарить тебе новый велосипед»). Родители должны рассказывать сыну или дочери о тех положительных эмоциях, которые вызваны их поведением или поступком («Я так рада, что ты сделал это...», «Мы так гордились, когда ты сделала это...» и так далее). В этом случае вместо местоимения «ты» используются местоимения «я» и «мы». Если же часто употребляется похвала-оценка, ребенок делается от нее зависим. И будет ждать похвалы не только от родных и близких, но и от всех окружающих. А когда поймет, что другие люди часто ругают его за то, за что похвалили, чтобы подбодрить, родители, он начнет подозревать родителей в неискренности. Потом заметит, что после похвалы его часто ругают. То есть если хвалят, жди осуждения. И будет бояться похвалы. Еще хуже, если, похвалив, родители просят ребенка что-нибудь сделать. Тогда ребенок начинает воспринимать все (даже заслуженные) добрые слова в его адрес как подлизывание. Постепенно такое отношение может спроецироваться на всех окружающих. То есть ребенок не сможет воспринимать похвалу не только от родителей, но и от знакомых и даже незнакомых людей.

Л. Орлова

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети и родители

  • Опасные развлечения
    Не надо забывать о том, что большинство детских травм случается по недомыслию и недосмотру взрослых.
  • Дети и родители: взаимодействие.
    Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.
  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт — это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой — дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Родительская любовь.
    Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • /img/210/BabyEyes.jpg
    Почему мой ребенок грустит?
    Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • /img/210/kids-japan.jpg
    Почему японские дети никогда не плачут?
    Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • /img/210/a/father_reading_to_doter.jpg
    Папина дочка
    Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • /img/210/koala.jpg
    Из жизни животных и людей.
    Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • /img/210/newborn-son.jpg
    Собираем сумку в роддом для мамы и малыша
    О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка — это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Детский вопрос.
    Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность.
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи — одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • А кто здесь главный?
    Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • Награда находит ребенка.
    Мы ругаем и отчитываем детей гораздо чаще, чем их хвалим и награждаем. Мы почему-то считаем, что так воспитывать детей лучше и эффективнее. У меня на этот счёт другое мнение.
  • Пойми своего ребенка.
    Большинство конфликтов и отношениях «отцы и дети» происходят из-за того, что взрослые не понимают (не хотят, или лень, или ума не хватает?!) своих детей.
  • Простые правила общения.
    Правила коммуникации — это несложные правила построения внутрисемейных отношений, способствующих созданию атмосферы человеческого общения.
  • Разговор на повышенных тонах.
    Как часто, уважаемые взрослые, мы просто не в состоянии разговаривать с детьми спокойно, мы повышаем на детей голос и даже срываемся на крик. Таким образом мы, взрослые, переходим все границы дозволенного.
  • Родная речь в родном доме.
    Каждый день родители в своём доме преподают ребёнку уроки родной речи. И речь эта может быть невротической, обычной и роскошной. Какой именно ей быть, решают взрослые.
  • В спорах рождается истина?
    У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?