Дети и родители

Дети и родители: сопереживание.

Вы знаете, как нельзя реагировать на поступки и слова ваших детей, что может помешать достижению взаимопонимания. Но как же в таком случае реагировать так, чтобы ребенок почувствовал, что вы ему сопереживаете? Этому тоже нужно учиться. Ведь самые ваши искренние чувства может перечеркнуть одна-единственная неправильно сформулированная фраза. И если уж вы решили заняться воспитанием своего ребенка, сначала попытайтесь воспитать самого себя.

Придется много поработать над собой, чтобы довести до автоматизма правильные реакции и ответы, которые действительно покажут ребенку, что вы его любите, ему сопереживаете и хотите достигнуть с ним взаимопонимания. В той или иной ситуации вы должны употреблять фразы, которые будут адекватно восприняты вашим ребенком, слова, способные действительно успокоить. Иногда вместо слов лучше просто помолчать, глядя в глаза или приобняв своего сына или дочь.

Итак, попробуем на примерах рассмотреть, как будут развиваться взаимоотношения между матерью и сыном при неграмотном и грамотном поведении матери.

Ситуация первая. Вариант 1.

Мать. Сходи на рынок и купи картошки! (Приказ.)

Сын. Не могу.

Мать. Как это не можешь ?!

Сын. Я фильм смотрю.

Мать. Я пришла уставшая с работы. Мусор не вынесен, посуда не вымыта, а ты фильм смотришь! (Выговор.) Лентяй! (Оскорбление.) Вот придет отец, он тебе покажет! (Угроза.)

Сын. Если ты мне не дашь посмотреть фильм, я к другу пойду. А расскажешь отцу, вообще уйду из дому.

Мать собирается и идет сама на рынок за картошкой. Сын, боясь реакции отца, уходит к другу и возвращается поздно вечером, когда все уже спят. Назавтра старается попозже задержаться в школе.

Вариант 2.

Мать. Сегодня столько дел за день переделала. Устала. Но сейчас минутку отдохну и буду ужин готовить. Ты не хотел бы мне помочь?

Сын. А что делать?

Мать. За картошкой надо бы на рынок сходить.

Сын. Я фильм смотрю.

Мать. Вижу. Ты, наверное, тоже, как и я, устал. Фильм хоть интересный?

Сын. Да. Ничего.

Мать. А когда он окончится ?

Сын. Через полчаса.

Мать. Отлично. Ты как раз можешь успеть до закрытия рынка. А если не успеешь, то картошку и в магазине можно купить. Или макароны лучше сварить... Как ты думаешь, что лучше к селедке, картошка или макароны ?

Сын. Конечно, картошка, ты что!

Мать. Но у меня сил нет идти. Так что все на тебе. Я чищу селедку. А ты, когда фильм кончится, сходи за картошкой.

Сын. Да, конечно схожу.

Комментарий психолога. Таким образом, во втором случае мать первым делом дала понять сыну, что любит и понимает его, то есть сочувствует, а потом уже высказала просьбу. Очень важно, что это был не приказ, а именно просьба, тактичная, но настойчивая. Она активизировала сына на сочувствие (мать устала) и взаимодействие (сходить за картошкой). Кроме того, подталкивала сына к самостоятельному решению (сходить сейчас или потом, на рынок или в магазин).

Ситуация вторая. Вариант 1.

Дочь. Мама, купи мне шоколадку!

Мать. У меня нет денег. И вообще сладкое вредно.

Дочь. Но я только откушу. Я только чуть-чуть откушу и оставлю назавтра.

Мать. Пойми же, нам нужно хлеба купить! Мы же не можем жить без хлеба. (Уговоры.)

Дочь. А я хочу шоколадку! Почему той девочке можно, а мне нет ?

Мать. Она хорошо себя ведет. А ты постоянно капризничаешь!

Дочь. Я хочу шоколадку! (Плачет и топает ногами.)

Мать. Если ты сейчас же не успокоишься, я брошу тебя, и уйду! (Угроза.)

Дочь. Ну и уходи!Не надо мне такой мамы!

Мать. Ах, так! Ну придем домой, я тебе покажу! Запру в твоей комнате и не выпушу, пока папа не придет. А он-то найдет на тебя управу! (Более сильная угроза.).

Комментарий психолога. В таких случаях мама оказывается абсолютно бессильной. И чаще всего, выйдя из себя, силой тащит дочь за собой.

Ребенок, осыпаемый угрозами и наказаниями, очень быстро к ним привыкает и перестает на них реагировать. В другой раз родителям приходится использовать более сильные угрозы или действительно жестко наказывать ребенка (уходить, оставив ребенка на улице, запирать его в комнате, а то и хвататься за ремень), забывая при этом, что жестокость всегда порождает жестокость.

И в дальнейшем ни о каком взаимодействии, сочувствии и взаимопонимании не может идти и речи.

Л. Орлова

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети и родители

  • Опасные развлечения
    Не надо забывать о том, что большинство детских травм случается по недомыслию и недосмотру взрослых.
  • Дети и родители: взаимодействие.
    Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.
  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт — это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой — дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Родительская любовь.
    Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • /img/210/BabyEyes.jpg
    Почему мой ребенок грустит?
    Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • /img/210/kids-japan.jpg
    Почему японские дети никогда не плачут?
    Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • /img/210/a/father_reading_to_doter.jpg
    Папина дочка
    Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • /img/210/koala.jpg
    Из жизни животных и людей.
    Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • /img/210/newborn-son.jpg
    Собираем сумку в роддом для мамы и малыша
    О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка — это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Детский вопрос.
    Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность.
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи — одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • А кто здесь главный?
    Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • Награда находит ребенка.
    Мы ругаем и отчитываем детей гораздо чаще, чем их хвалим и награждаем. Мы почему-то считаем, что так воспитывать детей лучше и эффективнее. У меня на этот счёт другое мнение.
  • Пойми своего ребенка.
    Большинство конфликтов и отношениях «отцы и дети» происходят из-за того, что взрослые не понимают (не хотят, или лень, или ума не хватает?!) своих детей.
  • Простые правила общения.
    Правила коммуникации — это несложные правила построения внутрисемейных отношений, способствующих созданию атмосферы человеческого общения.
  • Разговор на повышенных тонах.
    Как часто, уважаемые взрослые, мы просто не в состоянии разговаривать с детьми спокойно, мы повышаем на детей голос и даже срываемся на крик. Таким образом мы, взрослые, переходим все границы дозволенного.
  • Родная речь в родном доме.
    Каждый день родители в своём доме преподают ребёнку уроки родной речи. И речь эта может быть невротической, обычной и роскошной. Какой именно ей быть, решают взрослые.
  • В спорах рождается истина?
    У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?