Растем вместе

Кризис трёх лет: первые шаги личности

В возрасте одного-трех лет ребенок начинает пробовать свои силы. Вчерашний беспомощный младенец постепенно превращается в самостоятельного, думающего, говорящего и действующего человека. В три года — он уже личность.

Раннее детство — чрезвычайно ответственный и важный этап в жизни ребенка. В период от одного до трех лет дети проходят в своем развитии громадный путь, когда закладывается их отношение к окружающему миру и к самим себе. 

По мнению специалистов-психологов, в этом возрасте можно выделить несколько направлений, по которым ребенок наиболее интенсивно развивается.

Прежде всего — это овладение речью, освоение так называемой предметной деятельности и начало контактов со сверстниками. Как правило, в возрасте полутора-двух лет происходит одно из важнейших событий в жизни ребенка: он начинает говорить. Хотя темпы и сроки овладения речью у каждого ребенка индивидуальны, этот период по ряду причин может довольно сильно варьировать по времени в ту или другую сторону.

Как поясняет педагог-психолог Международного центра практической психологии «Интеграция» Светлана Смирнова, «в наши дни распространена ситуация, когда дети молчат вплоть до трех лет». Но вам не стоит беспокоиться, если в арсенале вашего двухлетнего малыша всего несколько слов. Специалисты свидетельствуют — само по себе количество произносимых слов еще мало что говорит о развитии речи. Важно, чтобы оно шло по правильному пути.

Особенности характера ребенка.

Тихие и застенчивые дети больше склонны наблюдать и слушать, чем говорить. Если ребенок активен в общении со взрослым, понимает обращенную к нему речь, смотрит в глаза и на губы, узнает предметы по их названию, значит развитие речи идет своим чередом. Часто в таких случаях переход к активной речи имеет характер взрыва: молчун в одночасье превращается в болтунишку и не только догоняет сверстников в речевом развитии, но и опережает их.

Отсутствие стимула.

Весь первый год жизни малыша заботливая мама учится угадывать желания и нужды ребенка по одной только интонации его крика или плача. Но теперь это виртуозное умение может помешать ему начать активно говорить. Ведь речь возникает как средство общения со взрослым. А если ребенок, лишь протянув руку или взглянув на нужный ему предмет, тут же его получает, то потребности в активной речи не возникает. «Именно поэтому у таких детей часто случается речевой прорыв, когда их отдают в детский сад, — комментирует ситуацию Светлана Смирнова. — Ведь там никто не будет угадывать, чего именно хочет ребенок, и это вызывает у малыша необходимость говорить».

Когда ребенок начинает говорить, его речь ситуативна: он говорит о том, что видит. Более того, в этот период малыш даже не может повторить фразу, если она не соответствует конкретному действию. Поэтому необходимо «связать» слово с действием, проговорить вслух то, что делаете вы, и то, что делает ребенок. Например, если он тянется за чашкой, «озвучьте» его желание: «Ты хочешь взять чашку? Вот чашка, возьми ее». Создайте полноценную речевую среду Говорите с ребенком медленно, короткими понятными фразами, четко произнося каждое слово. При этом важно, чтобы малыш видел ваше лицо и мог следить за артикуляцией. Не употребляйте в общении с ребенком «детские слова» («ням- ням», «бо-бо» и так далее) и не позволяйте делать это другим взрослым.

Уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Благодаря многочисленным научным исследованиям было установлено, что существует прямая связь между речью ребенка и развитием мелкой моторики его рук (всевозможные игры и занятия, развивающие ловкость пальчиков). Поэтому всевозможные игры-потешки (такие как «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие), занятия лепкой, рисованием и, конечно же, действия с развивающими игрушками будут очень полезны для детей, начинащих говорить.

В возрасте от года до трех «основное дело ребенка — это его действие с предметами, главным образом с игрушками, — говорит профессор Елена Смирнова, д-р психологических наук заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО.

— Ребенок мыслит руками и глазами, и наглядно-образное мышление — это первый этап развития интеллекта». Действия ребенка в этом возрасте заключаются в соотнесении разных предметов, поэтому игрушки должны состоять из двух или нескольких частей, которые нужно привести «в соответствие». Речь идет о таких простых игрушках, как пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки, кубики и тому подобное. Когда ребенок вкладывает, например, маленькую матрешку в большую, нанизывает на стержень пирамидки колечки, он учится воспринимать величину предметов, соотносить их размеры. Таким образом развивается и мышление, и концентрация внимания.

«Для взрослого эти действия могут казаться бессмысленными и пустыми, но для ребенка — это очень важное, понятное и увлекательное занятие», — отмечает профессор Елена Смирнова. Долгое время считалось, что детская игра — это процесс, развивающийся самостоятельно и не требующий активного вмешательства взрослых. Современные психологи убеждены, что это не так. Лишь на первый взгляд кажется, что игра — это просто. По мнению Елены Смирновой, «недостаточно предложить ребенку игрушки, нужно непременно показывать, как с ними действовать. Ведь сам ребенок не догадается, для чего нужна пирамидка или какую башню можно построить из кубиков».

С чего начинать учить ребенка игре? Прежде всего заинтересуйте его, а для этого вы должны быть и сами увлечены процессом. Не думайте, что малыш немедленно начнет играть самостоятельно, как только вы покажете ему, что надо делать с той или иной игрушкой. Это происходит постепенно, и, как и во всяком новом деле, малышу требуется поддержка. «Раннее детство — возраст огромных резервов в развитии, но все эти резервы могут реализоваться только при активном участии взрослых», — подчеркивает Елена Смирнова. Чтобы игра приносила пользу и доставляла ребенку радость, необходимо соблюдать следующие правила.

Уберите «лишние» игрушки.

Не стоит оставлять все игрушки на виду у малыша. Не надо ставить его в трудную ситуацию выбора — он хватает все, что попадается под руку или на глаза. Предлагайте ребенку игрушки по одной. Тщательно выбирайте игрушку йри покупке игрушки обращайте внимание, насколько качественно она сделана. Если малышу придется прилагать слишком много усилий, чтобы собрать все части в единое целое, то такая игрушка не будет иметь никакого эффекта и окажется бесполезной.

Избегайте игрушек, перегруженных лишними деталями. Игрушка должна быть простой и понятной вашему малышу. «Организуйте» пространство квартиры Едва научившись ходить, любой ребенок начинает проявлять необычайную изобретательность, чтобы достать интересующий его предмет. Его любопытство может вызвать абсолютно все: и электрическая розетка, и мамина помада, и старинная бабушкина ваза, и папина бритва. Поэтому стоит убрать из поля его досягаемости все опасные или ценные вещи. Причем совсем необязательно ограничивать интересы ребенка одними лишь игрушками. Пусть в распоряжении малыша будут и некоторые предметы, оторыми пользуются взрослые. Дайте вашему ребенку почувствовать свою силу. Малыша, который «ходит сам по себе», непременно заинтересуют каталки и машинки, которые можно передвигать сначала впереди, а потом сзади себя. Психологи констатируют — использование таких игрушек дает ребенку ощущение своей силы, ощущение того, что его «я» продолжается за ним и от его усилий зависит передвижение каких-то предметов.

По мере того как ребенок растет, круг игрушек и игр должен постепенно расширяться. В два–два с половиной года появляются сюжетные игры: куколки, животные, ко-торых можно кормить, укладывать спать, купать. В младенчестве контакты ребенка с другими людьми, как правило, ограничиваются общением с членами семьи. Приблизительно с 10 месяцев ребенок начинает проявлять настороженность по отношению к чужим, и это совершенно нормально. «Наоборот, если ребенок слишком восторженно и охотно тянется ко всем без разбора — это один из показателей недоразвития в первый год жизни», — комментирует Светлана Смирнова.

Малыш, спрятавшийся за маму при виде гостей — естественное явление. Но если мама тут же возьмет его на руки и унесет в соседнюю комнату, это будет выглядеть для ребенка как подтверждение его опасений: раз мама забирает его, то и в самом деле основания для страха есть. В результате малыш может наотрез отказать вступать в контакт с новыми людьми. Чтобы этого не произошло, не заостряйте внимание ребенка на его страхе. Тогда через некоторое время он сам проявит любопытство к новым людям. И хотя в возрасте одного-трех лет наиболее значимыми для малыша по-прежнему являются взрослые, вместе с тем раннее детство — период зарождения потребности в общении со сверстниками. По мнению психологов, до 2,5 лет не стоит излишне беспокоиться по поводу нежелания ребенка активно общаться со сверстниками. Но совсем изолировать малыша от контактов с окружающими также не следует. Для развития навыков общения может быть полезным посещение с ребенком групповых развивающих занятий для детей его возраста или поездка в гости к знакомым, у которых тоже есть дети.

Да и обычная песочница во дворе может стать местом установления первых контактов вашего малыша с другими детьми. Ребенок, который регулярно встречается со сверстниками на детской площадке, начинает понимать: если схватить чужую машинку или попытаться отнять у другого ребенка лопатку, то можно получить серьезный отпор. Именно в этот момент родители должны выступить в роли посредников и помочь детям договориться, предлагая варианты мирного решения конфликта, например: «Давай, ты дашь ему свою машинку, а он тебе — свою лопаточку». Таким образом у малышей постепенно будут вырабатываться навыки социального взаимодействия, которые станут им крайне необходимы в дошкольном возрасте.

Стремясь уберечь ребенка от трудностей и опасностей окружающего мира, родители порой окружают малыша стеной запретов: то и дело говорят «не бегай — упадешь!», «не трогай — разобьешь!», не позволяют лепить из пластилина и рисовать красками, опасаясь, что он подавится или отравится. И в результате, когда ребенок вырывается из-под контроля, начинает происходить именно то, от чего его постоянно предостерегали: он действительно падает, ударяется, ломает хрупкие предметы и попадает в прочие неприятные ситуации. Неудивительно, ведь малыш привык, что о его безопасности заботятся взрослые.

Вторая крайность — оставить ребенка без поддержки. Вспомните свои прогулки с малышом. Наверняка ему нравится идти на несколько шагов впереди вас, словно он гуляет сам, а не под маминым присмотром. Но стоит где-то залаять собаке, и малыш со всех ног бросается к вам. Однако, если в этот момент проигнорировать потребность ребенка в защите или того хуже — сознательно оттолкнуть его, у ребенка формируется страх перед самостоятельностью, ведь ему ясно дают понять: за попытку проявить себя можно стать отвергнутым.

«Помните: если до трех лет ребенок не научится без страха проявлять себя в этом мире, то неуверенность в себе будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь, — отмечает педагог-психолог Светлана Смирнова. — К сожалению, многие родители даже не подозревают о том, что самостоятельность формируется именно в этом возрасте и восполнить этот пробел в дальнейшем практически невозможно».

О некоторых симптомах кризиса трех лет.

Вечером после ужина Оксана Козлова, 29-летняя экономист, протянула своей 2,5-летней дочери шоколадную конфету.

— Катя, возьми свою любимую конфетку.

— Не хочу! — неожиданно выпалила Катя и тут же притихла, будто осознавая только что сказанное. Затем губы девочки задрожали, и она с плачем убежала в свою комнату.

— Сперва я не могла понять, в чем дело, — говорит Оксана. — Дочка всегда любила сладкое, и вдруг такая странная реакция. — Но перемены в характере ребенка не ограничились отказом от конфет. Уже в течение месяца родители замечали, что Катя, совсем недавно такая спокойная и послушная, вдруг стала упрямой, несговорчивой и своенравной. Ее было трудно уговорить пообедать, заставить убрать игрушки в комнате…

Почти все родители замечают, что в возрасте около трех лет с характером их ребенка начинает происходить что-то странное.

«Может, с нашим малышом что-то не так?» — волнуются они. Но, как утверждают специалисты, изменения в поведении означают, что развитие ребенка идет своим чередом. В течение жизни вашему любимому человечку придется пройти через несколько непростых кризисных периодов. И кризис трех лет — один из них. «Это тяжелый период, как для родителей, так и для самого ребенка», — говорит профессор Елена Смирнова. — Он может начаться чуть раньше или чуть позже, но всегда — в тот момент, когда ребенок окончательно осознает себя отдельной личностью». В связи с этим меняется как его отношение к другим людям, так и к себе самому. По словам Смирновой, «у ребенка появляется необходимость противопоставить себя взрослому, отстоять свою независимость. Поэтому он может возражать родителям, даже когда эти возражения не имеют никаких оснований». Далеко не у всех детей этот кризис протекает остро и тяжело, и во многом это зависит от поведения родителей, от их умения вовремя распознать начавшийся кризис и гибко перестроить взаимоотношения со своим малышом.

Классик отечественной психологии Лев Выготский выделял несколько основных признаков симптомов кризиса трех лет.

К середине третьего года жизни ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять требования родителей и буквально на каждую просьбу отвечает отказом и начинает делать все с точностью до наоборот, при этом зачастую в ущерб самому себе. В случае негативизма отрицание направлено не на то, о чем ребенка просят, оно адресовано взрослому, который об этом попросил. Главное для малыша — сделать наоборот, иногда даже вопреки своим истинным желаниям. Ему предлагают пойти гулять — он отвечает отказом, хотя очень любит прогулки; не соглашается ложиться спать, хотя на самом деле устал и т.п. Важно не путать негативизм с непослушанием. Это отказ выполнять требования взрослого, подкрепленный собственным желанием ребенка.

Это реакция ребенка на собственное решение. Следует различать упрямство и настойчивость, когда ребенок всеми силами пытается добиться желаемого. Согласно Выготскому, «…упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал». Тем самым ребенок хочет, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

Отчасти сходна с негативизмом и упрямством, но направлена не против конкретного взрослого, а против установленных в семье порядков и норм воспитания. «Строптивость, — как писал Выготский, — выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем — «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают сами взрослые».

Все это — не признаки испорченного характера, как может показаться на первый взгляд. Напротив, это прогрессивная тенденция. У ребенка начинает складываться представление о своем месте в этом мире, он делает попытки завоевать авторитет и проявить себя как независимая личность.

СОВЕТЫ:

  • Не пытайтесь бороться с ребенком, стараясь «искоренить крамолу». Если все же столкновение интересов произошло и вы понимаете, что ребенок запутался в собственных чувствах и желаниях, необходимо запастись терпением.
  • Оставьте малыша в одиночестве на несколько минут, а когда он успокоится, попытайтесь снова договориться с ним;
  • Используйте метод «от противного». Попробуйте в погожий солнечный день сказать малышу: «Давай сегодня останемся дома», — и он тут же изъявит желание отправиться на прогулку;
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка на другое занятие, например на игру. Кукла или мягкая игрушка, «ожившие» и «заговорившие» в руках взрослого, помогут вам отвлечь малыша от раздирающих его противоречий. Такие игровые переключения очень важны в этом возрасте. Научитесь этим пользоваться.

Один из характерных признаков кризиса трех лет — всем известная фраза «Я сам!». У малыша появляется острая потребность делать все самостоятельно, в том числе и то, с чем он не может справиться, например самому завязать шнурки, застегнуть молнию на куртке, налить сок в чашку.

СОВЕТ: Стоит по возможности поощрять инициативу и самостоятельность малыша. Если же он «замахнулся» на то, что ему действительно не под силу, выступите в качестве помощника. Можно сказать ребенку: «Конечно, ты все сделаешь сам, а я тебе только чуть-чуть помогу».

Порой ссоры трехлетнего ребенка с родителями начинают возникать абсолютно по любому поводу и становятся чуть ли не привычным явлением. Вот как описывает протест-бунт Лев Выготский в книге «Психология развития ребенка»: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

СОВЕТ: Если вы столкнулись с таким острым проявлением кризиса, стоит пересмотреть свои требования к ребенку. Возможно, слишком много внимания уделяется промахам и неудачам малыша, а его успехи и достижения, потребовавшие от него значительных усилий, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, не требующее особой оценки. Он проявляется в семьях с единственным ребенком, особенно когда окружающие чрезмерно потакают всем его прихотям. Если родители, бабушки и дедушки бросаются удовлетворять желания ребенка по первому же требованию, это может привести к тому, что очень скоро он превратится в маленького диктатора, не считающегося ни с чьим мнением. «Как ни странно, в этот момент ребенок очень нуждается в подтверждении того, что главенство остается за родителями, — отмечает педагог-психолог Светлана Смирнова. — Ему важно ощущать, что взрослые по-прежнему контролируют ситуацию».

СОВЕТ: Кризис трех лет часто сопровождается яркими эмоциональными вспышками. Порой доходит до того, что ребенок с криком падает на пол. «Важно не заострять внимание на таком поведении, — считает Светлана Смирнова, — и ни в коем случае не закреплять его как позитивно (удовлетворив требования малыша), так и негативно (начав ругать и корить его). В буквальном смысле перешагните через ребенка и спокойно продолжайте заниматься своими делами».

Рождение младшего брата или сестры может спровоцировать более раннее начало проявлений кризиса, и чем младше ребенок, тем труднее ему принять появление нового члена семьи. Малыш в растерянности: еще вчера он был единственным и самым любимым, и вдруг у него появляется конкурент, также требующий внимания и заботы родителей. Обделенный вниманием, трехлетка может отказываться говорить, пользоваться горшком, вновь начать сосать соску — попросту говоря, пытаться вести себя как младенец.

СОВЕТ: Не имеет смысла пытаться вести с ребенком душеспасительные беседы и убеждать его, что он должен вести себя «как большой». Это только обострит ситуацию. По словам Светланы Смирновой, один из способов решения проблемы — предложить старшему ребенку поиграть «в малыша». Покормите его с ложечки, покачайте на руках, напевая колыбельную. Когда эта игра наскучит трехлетке, он сам скажет вам: «Я уже большой». В этом случае стоит начать позитивно подкреплять его старшинство. Не удаляйте его из комнаты, когда кормите, пеленаете или купаете младшего. Попросите ребенка помочь вам поухаживать за младенцем: принести бутылочку, достать из упаковки памперс, придержать уголок одеяла, пеленки, когда вы пеленаете малыша. Это поможет ребенку осознать: не только он нуждается во внимании мамы, но и самой маме необходима его помощь и поддержка.

Эта характеристика присуща всем переходным периодам (а их в жизни вашего ребенка будет несколько). Происходит пересмотр уже сложившейся системы ценностей и отношений с окружающими; все, что еще недавно было дорого и привычно, отвергается. Ребенок неожиданно может начать ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную ему невовремя.

СОВЕТ: Задача родителей научить малыша адекватно выражать желания и негативные эмоции, — отмечает Светлана Смирнова. Безусловно, должны быть четкие рамки и запреты. Например, ребенок должен знать, что нельзя ударить маму или младшую сестренку, но в то же время можно (а иногда и просто необходимо) в минуты раздражения, ярости ударить подушку, разорвать лист бумаги, бросить на пол плюшевого мишку. Подумайте, какой способ выражения гнева наиболее приемлем как для вас, так и для малыша.

Кризис трех лет зачастую требует от родителей огромного терпения, но в первую очередь это непростое испытание для самого малыша. По сути — это его второе рождение. Этот период может стать временем яркого расцвета способностей ребенка. С другой стороны, пробелы и недочеты в воспитании трехлетки могут сказаться впоследствии и резко заявить о себе в начале школьной жизни.Кроме того, именно сейчас, в этот возрастной период, закладывается фундамент ваших будущих отношений с ребенком.

А. Чеботарева

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Растем вместе

  • Не только уход, но и воспитание
    Растет малыш, и постепенно изменяется распорядок его жизни: все больше времени отводится общению, играм, гимнастике, массажу, закаливанию.
  • Эмоции младенца - это важно!
    Когда показали ребенка специалистам, детскому неврологу и психологу, оказалось, что поводы для переживаний имели под собой почву.
  • Горшочек и носовой платок.
    Возраст два-три года — новая фаза в социальном развитии ребенка. Теперь появляются новые требования, участие в совместной общественной жизни, соблюдение культурных норм. Наступает период, когда наш сын или дочь осваивают важнейшие культурные и социальные навыки.
  • Игры для детей первого года жизни с нарушениями зрения.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • /img/210/underschool.jpg
    Игры для детей с задержкой психического развития на втором-третьем годах жизни.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • /img/210/wolking.jpg
    Малыш на прогулке.
    Помните, что у ребенка потребность в кислороде по сравнению со взрослыми намного выше, ведь он растет, его органы и ткани постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме того, дети очень подвижны, и затраты энергии у них значительно выше.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    Полтора года и слово о речи.
    В полтора года ребенок снова вступает в фазу очень быстрого развития и новых достижений. Он становится чрезвычайно подвижным существом. Усовершенствовался механизм равновесия, хождения, и если раньше он ковылял, то теперь бегает.
  • /img/210/baby.jpg
    Ребенок познает окружающий мир.
    Дети — существа чрезвычайно деятельные и активные. Как только малыш научится самостоятельно перемещаться в пространстве, его интересует все. Пожалуй, это одно из основных свойств детства — неуемная, непрекращающаяся жажда деятельности.
  • /img/210/a/babies.jpg
    Университет младенческого возраста.
    Девятый месяц у большинства наших детей бывает неким узловым моментом в развитии. То, что прежде лишь готовилось, вдруг созревает, и намечается новая дорога.
  • /img/210/a/mother-and-child.jpg
    Вместе с мамой я учусь!
    С первых месяцев — больше общения с малышом. Пусть он не чувствует себя одиноким. Крик ребенка — сигнал к тому, что на него надо обратить внимание, помочь устранить причину дискомфорта.
  • /img/210/child-spoon.jpg
    Как подружиться с ложкой
    Навыки самостоятельного приема пищи не приходят к детям сами по себе. Родителям предстоит немало потрудиться, чтобы ребенок научился пользоваться столовыми приборами.
  • /img/210/spoon.jpg
    Аффирмирование младенца (0-9 месяцев).
    Новорожденный появляется на свет полностью зависимым от взрослого, который о нем заботится: именно взрослый обеспечивает его жизнеспособность. Чтобы со временем преодолеть эту зависимость, младенцу сначала нужно, чтобы его потребности были удовлетворены.
  • /img/210/pregnancy.jpg
    Дородовое аффирмирование.
    Плод в утробе матери постоянно впитывает и изучает информацию, которую получает из того, что окружает его как в матке, так и вне ее.
  • /img/210/angrygirl.jpg
    "Нехочухи": чего они хотят?
    В возрасте 5-7 дети очень самостоятельные. Обо всем имеют свое суждение и склонны отстаивать свое мнение, конечно, не до последнего вздоха, как в пубертатный период, но тоже с определенной долей упорства.
  • /img/210/kid-crying.jpg
    Почему нельзя игнорировать капризы, и почему они нас так задевают.
    На капризы окружающие обращают внимание по разным причинам. Я вот, например, учусь. Как на чужих ошибках, так и на чужих находках. Бывает, люди очень грамотно выходят из конфликтных ситуаций,, связанных с капризами. Позавидуешь.
  • /img/210/FN1.jpg
    Первый прикорм: как вводить правильно
    Грудное молоко – идеальное питание для ребенка, которое он получает с рождения. Малыш растет, осваивает новые навыки, познает мир. Карапузов, достигших возраста 4-6 месяцев, как правило, начинают знакомить с продуктами прикорма
  • /img/210/mother-and-child1.jpg
    Как правильно ухаживать за кожей малыша
    Кожа малышей в несколько раз тоньше кожи взрослых, у нее почти нет защитного слоя, соответственно, противостоять бактериям и внешним воздействиям ей совсем не просто.
  • /img/210/121.jpg
    «Дочки-Сыночки» стали большими!
    Сеть детских магазинов «Дочки-Сыночки» отмечает полное совершеннолетие, поздравляет своих любимых покупателей и дарит им щедрые подарки. 21 год на рынке детских товаров, миллионы счастливых детишек и благодарных родителей – все это «Дочки-Сыночки».
  • /img/210/merry2.jpg
    Выбираем подгузник правильно
    Выбор подгузников так велик, что неопытная мама легко теряется: какой же предпочесть, чтобы любимому крошке было сухо и комфортно. О том, как правильно выбрать подгузник рассказывает Екатерина Никишова, эксперт сети магазинов детских товаров «Дочки-Сыночки».
  • Четвертый месяц и два слова о воспитании.
    Мы сказали, что ребенок уже умеет смеяться. Да, сделан следующий шаг в развитии и снова чисто человеческий. Однако смех не есть высшая ступень улыбки.
  • Первый месяц жизни.
    Психологические исследования показали также, что младенец, обладает способностью отличать звуковые оттенки человеческого голоса от всех других звуков, с первых минут жизни он направленно обращает внимание на человеческую речь
  • Полгода и вступление в семейное сообщество.
    До шести месяцев в общении родителей с ребенком инициатива всегда идет от взрослых. Они те люди, которые что-то делают с малышом, стоит ему подать только сигнал. После полугода ситуация меняется и инициативу перехватывает младший.
  • У каждого своя роль.
    Между вторым и третьим годом обычно учится воспринимать свою роль ребенка и в деталях узнает роли всех остальных членов семьи. Для него уже ясно, что папа занимается не тем, чем мама, хотя если надо, папа тоже сумеет хорошо постирать, вымыть посуду или сварить обед.
  • Берем, ползем, встаем! А все ли в порядке?
    Ребенок на первом году жизни совершает большой путь развития движений. От беспомощного крохи на первых месяцах жизни до ползающего и даже, пусть неуверенно, но уже шагающего с мамой за ручку или самостоятельно в 11-12 месяцев.
  • Если вместе, всей командой...
    Для малыша с аутичными нарушениями важно организовать домашнюю обстановку таким образом, чтобы она максимально способствовала преодолению проблем, нормализации развития ребенка.
  • Это нам полезно!
    Важный принцип использования развивающих игр в работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, — найти ту ступеньку, на которой ребенок остановился в двигательном развитии и направить усилия на формирование того движения, которое не дается малышу.
  • Гулим, лепечем.
    Кстати, понимание речи — это тоже важная сторона речевого развития. Неправильно, если родители обращают внимание только на то, что произносит малыш. Прежде чем он заговорит, он должен научиться понимать на русском языке слова, которые в дальнейшем будет произносить сам.
  • Игра - это серьезно.
    Недаром говорят, кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет так же хорошо и увлеченно работать.
  • Мир детства.
    Детям нужно общество, сотрудничество, общественная коммуникация. Одни более ярко выраженные общественные создания, другие менее, и в этом проявляется их личность, их индивидуальность.
  • Чего не хотят дети в 2 года.
    Они могут не хотеть все, даже фантазии не хватит, чтобы перечислить то, что они могут не хотеть делать, не хотеть говорить, не хотеть брать, надевать.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?