Растем вместе

Гулим, лепечем.

Как же проверить понимание речи ребенком, еще не достигшим года? Можно сделать так. Каждая мама не раз и не два прохаживается с малышом на руках по квартире, называет ему окружающие предметы. Например: «Посмотри, какие часики висят! Подойдем, посмотрим. Вот часики. Часики, это часики. Давай потрогаем их. Ой, какие хорошие часики! А это что? Это лампа. Лампа. Ну-ка, зажжем! Зажглась лампа!» И так далее. Постоянное повторение слов приводит к тому, что малыш их запоминает, соотносит с определенными предметами, действиями. Наконец, после не одного десятка таких «экскурсионных путешествий» по комнате мать может спросить у малыша: «А где у нас часики?» Ребенок повернет голову и посмотрит на знакомые ему часы, Конечно, у каждого такая проверка понимания речи пройдет по-своему. Но суть одна: ребенок, услышав знакомое слово, поворачивает голову в сторону объекта, который называется данным словом. (Заодно родители в ходе такой проверки убеждаются, что со слухом у малыша серьезных проблем на данном этапе нет, ведь слабослышащий ребенок без специальных занятий в возрасте восьми-девяти месяцев не выберет из нескольких предметов названный взрослым, то есть он еще не понимает слов обращенной к нему речи.)

Понимание ребенком речи окружающих помогает ему в развитии движений, а развитие движений, в свою очередь, — формированию собственной речи малыша. Вот как все тесно взаимосвязано! В период от девяти-десяти месяцев до года становится больше словарь понимаемой речи. Малыш может уже показывать знакомые предметы, выполнять по просьбам взрослых несложные задания. «Как птичка крылышками машет?», «Какой ты большой, покажи!», «Как сорока-ворона кашку варила?» — с этими и подобными просьбами взрослые традиционно обращаются к малышам. И те, как правило, на радость родным, показывают: машут ручками, поднимают вверх голову и руку, водят по ладошке пальчиком.

Что касается собственной речи малыша, надо обратить внимание на лепет ребенка. Во втором полугодии лепет становится все более богатым. Малыш учится повторно произносить слоги, соединяя их в своеобразные цепочки. Повторяет слоги, подражая самому себе, взрослым. В лепете тренируется координация между дыханием и артикуляцией, ведь звуки произносятся крохой на выдохе. Так совершенствуется речевое дыхание. Проблемы в развитии речи начинают обычно волновать родителей не на первом году жизни, а позже, и все-таки надо следить за тем, насколько соответствует предречевое и речевое развитие ребенка возрастным нормам.

Показатели предречевого речевого развития малыша первого года жизни:

1 месяц. Ребенок издает отдельные звуки в ответ на общение взрослого с ним.

2 месяца. То же самое, но может и самостоятельно издавать повторно звуки. Чаще всего произносит гласные и гортанные звуки: а, э, кх, гэ и т. п.

3 месяца. Крик приобретает отчетливую интонацию.

4 месяца. Произносит гласные, а также может издавать звуки, где сочетаются гласные с «г», — гуление.

5 месяцев. Может подолгу гулить, нараспев произносить гласные.

6 месяцев. Появляются отдельные слоги: «ма», «ба» и другие. Прислушиваясь к взрослому, может повторно произнести слог.

7 месяцев. На вопрос: «Где?» может находить взглядом названный предмет. Обычно это хорошо знакомый предмет, находящийся всегда на одном месте. Подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги.

8 месяцев. На вопрос: «Где?» может найти два-три предмета, находящихся на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученное ранее действие. Например, без показа взрослого выполняет просьбу «сделай ладушки». Произносит достаточно четко и громко слоги. Слоги повторяются.

9 месяцев. На вопрос: «Где?» может находить несколько знакомых объектов независимо оттого, где те находятся. Отличает свое имя от других имен. Может вслед за взрослым повторить слоги, которые есть у него в «речевом багаже».

10 месяцев. По просьбе может найти названный знакомый предмет среди нескольких других. Может повторить вслед за взрослым новые слоги, которые не произносил до этого.

11 месяцев. Выполняет все большее количество словесных просьб типа «погладь мишку», «дай мячик», «покажи у зайки ушки» и т. д. Показывает по просьбе «покажи...» на мяч, или куклу, или другую игрушку, даже если это незнакомая кукла и новый мяч.

Конечно же, каждый ребенок уникален, и его темп развития индивидуален. И все-таки то общее в этапах речевого развития, что отмечено у многих тысяч детей, говорит о том, что это — закономерности формирования речи.

Родители должны быть внимательны, если:

  • в возрасте около трех месяцев крик однообразен, интонационно невыразителен;
  • после шести месяцев отсутствует лепет;
  • около семи месяцев лепета мало, он не интонирован;
  • в семь-восемь месяцев нет стремления к звукоподражанию вслед за взрослым.

Обратитесь к неврологу, логопеду, работающему с детьми раннего возраста, психологу.

Т. Шевчук

12
Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Растем вместе

  • Не только уход, но и воспитание
    Растет малыш, и постепенно изменяется распорядок его жизни: все больше времени отводится общению, играм, гимнастике, массажу, закаливанию.
  • Эмоции младенца - это важно!
    Когда показали ребенка специалистам, детскому неврологу и психологу, оказалось, что поводы для переживаний имели под собой почву.
  • Горшочек и носовой платок.
    Возраст два-три года — новая фаза в социальном развитии ребенка. Теперь появляются новые требования, участие в совместной общественной жизни, соблюдение культурных норм. Наступает период, когда наш сын или дочь осваивают важнейшие культурные и социальные навыки.
  • Игры для детей первого года жизни с нарушениями зрения.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • /img/210/underschool.jpg
    Игры для детей с задержкой психического развития на втором-третьем годах жизни.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • /img/210/wolking.jpg
    Малыш на прогулке.
    Помните, что у ребенка потребность в кислороде по сравнению со взрослыми намного выше, ведь он растет, его органы и ткани постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме того, дети очень подвижны, и затраты энергии у них значительно выше.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    Полтора года и слово о речи.
    В полтора года ребенок снова вступает в фазу очень быстрого развития и новых достижений. Он становится чрезвычайно подвижным существом. Усовершенствовался механизм равновесия, хождения, и если раньше он ковылял, то теперь бегает.
  • /img/210/baby.jpg
    Ребенок познает окружающий мир.
    Дети — существа чрезвычайно деятельные и активные. Как только малыш научится самостоятельно перемещаться в пространстве, его интересует все. Пожалуй, это одно из основных свойств детства — неуемная, непрекращающаяся жажда деятельности.
  • /img/210/a/babies.jpg
    Университет младенческого возраста.
    Девятый месяц у большинства наших детей бывает неким узловым моментом в развитии. То, что прежде лишь готовилось, вдруг созревает, и намечается новая дорога.
  • /img/210/a/mother-and-child.jpg
    Вместе с мамой я учусь!
    С первых месяцев — больше общения с малышом. Пусть он не чувствует себя одиноким. Крик ребенка — сигнал к тому, что на него надо обратить внимание, помочь устранить причину дискомфорта.
  • /img/210/child-spoon.jpg
    Как подружиться с ложкой
    Навыки самостоятельного приема пищи не приходят к детям сами по себе. Родителям предстоит немало потрудиться, чтобы ребенок научился пользоваться столовыми приборами.
  • /img/210/spoon.jpg
    Аффирмирование младенца (0-9 месяцев).
    Новорожденный появляется на свет полностью зависимым от взрослого, который о нем заботится: именно взрослый обеспечивает его жизнеспособность. Чтобы со временем преодолеть эту зависимость, младенцу сначала нужно, чтобы его потребности были удовлетворены.
  • /img/210/pregnancy.jpg
    Дородовое аффирмирование.
    Плод в утробе матери постоянно впитывает и изучает информацию, которую получает из того, что окружает его как в матке, так и вне ее.
  • /img/210/angrygirl.jpg
    "Нехочухи": чего они хотят?
    В возрасте 5-7 дети очень самостоятельные. Обо всем имеют свое суждение и склонны отстаивать свое мнение, конечно, не до последнего вздоха, как в пубертатный период, но тоже с определенной долей упорства.
  • /img/210/kid-crying.jpg
    Почему нельзя игнорировать капризы, и почему они нас так задевают.
    На капризы окружающие обращают внимание по разным причинам. Я вот, например, учусь. Как на чужих ошибках, так и на чужих находках. Бывает, люди очень грамотно выходят из конфликтных ситуаций,, связанных с капризами. Позавидуешь.
  • /img/210/FN1.jpg
    Первый прикорм: как вводить правильно
    Грудное молоко – идеальное питание для ребенка, которое он получает с рождения. Малыш растет, осваивает новые навыки, познает мир. Карапузов, достигших возраста 4-6 месяцев, как правило, начинают знакомить с продуктами прикорма
  • /img/210/mother-and-child1.jpg
    Как правильно ухаживать за кожей малыша
    Кожа малышей в несколько раз тоньше кожи взрослых, у нее почти нет защитного слоя, соответственно, противостоять бактериям и внешним воздействиям ей совсем не просто.
  • /img/210/121.jpg
    «Дочки-Сыночки» стали большими!
    Сеть детских магазинов «Дочки-Сыночки» отмечает полное совершеннолетие, поздравляет своих любимых покупателей и дарит им щедрые подарки. 21 год на рынке детских товаров, миллионы счастливых детишек и благодарных родителей – все это «Дочки-Сыночки».
  • /img/210/merry2.jpg
    Выбираем подгузник правильно
    Выбор подгузников так велик, что неопытная мама легко теряется: какой же предпочесть, чтобы любимому крошке было сухо и комфортно. О том, как правильно выбрать подгузник рассказывает Екатерина Никишова, эксперт сети магазинов детских товаров «Дочки-Сыночки».
  • Четвертый месяц и два слова о воспитании.
    Мы сказали, что ребенок уже умеет смеяться. Да, сделан следующий шаг в развитии и снова чисто человеческий. Однако смех не есть высшая ступень улыбки.
  • Первый месяц жизни.
    Психологические исследования показали также, что младенец, обладает способностью отличать звуковые оттенки человеческого голоса от всех других звуков, с первых минут жизни он направленно обращает внимание на человеческую речь
  • Полгода и вступление в семейное сообщество.
    До шести месяцев в общении родителей с ребенком инициатива всегда идет от взрослых. Они те люди, которые что-то делают с малышом, стоит ему подать только сигнал. После полугода ситуация меняется и инициативу перехватывает младший.
  • У каждого своя роль.
    Между вторым и третьим годом обычно учится воспринимать свою роль ребенка и в деталях узнает роли всех остальных членов семьи. Для него уже ясно, что папа занимается не тем, чем мама, хотя если надо, папа тоже сумеет хорошо постирать, вымыть посуду или сварить обед.
  • Берем, ползем, встаем! А все ли в порядке?
    Ребенок на первом году жизни совершает большой путь развития движений. От беспомощного крохи на первых месяцах жизни до ползающего и даже, пусть неуверенно, но уже шагающего с мамой за ручку или самостоятельно в 11-12 месяцев.
  • Если вместе, всей командой...
    Для малыша с аутичными нарушениями важно организовать домашнюю обстановку таким образом, чтобы она максимально способствовала преодолению проблем, нормализации развития ребенка.
  • Это нам полезно!
    Важный принцип использования развивающих игр в работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, — найти ту ступеньку, на которой ребенок остановился в двигательном развитии и направить усилия на формирование того движения, которое не дается малышу.
  • Гулим, лепечем.
    Кстати, понимание речи — это тоже важная сторона речевого развития. Неправильно, если родители обращают внимание только на то, что произносит малыш. Прежде чем он заговорит, он должен научиться понимать на русском языке слова, которые в дальнейшем будет произносить сам.
  • Игра - это серьезно.
    Недаром говорят, кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет так же хорошо и увлеченно работать.
  • Мир детства.
    Детям нужно общество, сотрудничество, общественная коммуникация. Одни более ярко выраженные общественные создания, другие менее, и в этом проявляется их личность, их индивидуальность.
  • Кризис трёх лет: первые шаги личности
    В возрасте одного-трех лет ребенок начинает пробовать свои силы. Вчерашний беспомощный младенец постепенно превращается в самостоятельного, думающего, говорящего и действующего человека. В три года — он уже личность.
  • Чего не хотят дети в 2 года.
    Они могут не хотеть все, даже фантазии не хватит, чтобы перечислить то, что они могут не хотеть делать, не хотеть говорить, не хотеть брать, надевать.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?