Вопросы воспитания

Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...

Не так давно мой тринадцатилетний сын пожаловался мне на учительницу, которая отправила его с урока за дверь потому, что он отказался подчиниться ее требованию отдать пятикопеечную монету, случайно выпавшую со звоном из кармана (учительница, видимо, посчитала, что он играет этой монеткой). Сын очень гордился тем, что проявил независимость и смелость, настоял на своем. Пришлось объяснить ему, что такие конфликты — не тот случай, когда надо отстаивать свое сомнительное мнение, тем более отвлекая от урока тридцать одноклассников. Такое поведение сродни вздорному упрямству.

Расскажу вам такую историю. Руководителем одного зимнего похода по Кольскому полуострову был девятнадцатилетний студент. Он старался воспитать в себе волю и силу духа специальными упражнениями. В тот день местные жители предупреждали, что маленькое облачко, появившееся на горизонте в солнечный морозный день, предвещает пургу. Но смелый, решительный, волевой руководитель пренебрег предупреждением. Юноши и девушки, которые пошли за ним, тоже не хотели казаться трусами. Начавшаяся пурга разметала участников группы. Восемь человек вместе с командиром жались к костру, оправдываясь потом тем, что одна из девушек подвернула ногу и они не могли ее оставить. А трое ослабевших замерзли в каких-то пятистах метрах от них. Они мужественно боролись до конца. Но помощи дождался лишь один из них...

Я рассказал все это для того, чтобы вы поняли: мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность... Если этого нет, нередко за смелость и решительность принимается мальчишество, самолюбование, упрямство.

Вот и выходит, что, говоря о воспитании смелости, решительности, воли, мы должны думать о нравственном воспитании ребенка, о воспитании его правильного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это отношение формируется по мере того, как расширяются, крепнут духовные связи ребенка с людьми, по мере того, как он становится все более самостоятельным и зрелым.

Сила духа рождается и крепнет с помощью тех, кто окружает ребенка, кто оставляет след в его душе, И чем значительнее, интереснее, любимее для ребенка человек, тем заметнее след оставляет он. Его взгляды, отношение к жизни определяют поступки, принципы и идеалы растущего человека. Так бывает не только с ребенком, но часто и со взрослым. Вспомните, за подвигом Алексея Маресьева стоят и комиссар Воробьев, и хирург Василий Васильевич, и мастер протезного дела, и старушка, сварившая ради спасения человека последнюю курицу, и многие, многие другие люди...

Вот почему так важно, чтобы рядом с девятилетним мальчишкой оказался взрослый человек, способный раскрыть ребенку красоту смелого поступка, пусть это всего лишь противостояние группе забияк. Помощь и участие взрослого состоят не в том, чтобы ограждать, защищать детей от неприятностей и ударов судьбы, а в том, чтобы, используя свое влияние, авторитет старшего, научить ребенка противостоять трудностям. И не стоит ждать для этого какого-то особого случая,

В каждом ребенке заложено стремление быть самостоятельным. И надо не мешать этому стремлению, а помогать упражнять ребенка в самостоятельности, смелости, решительности. Упражнять не на словах — в поступках.

Посмотрите, как упорно шагает годовалый малыш, спотыкается, падает, но идет. Правда, мы следим, чтобы он падал на мягкий ковер или изумрудную зелень травы, а не на асфальт. А трехлетнему и асфальт не страшен, он упадет, но плакать не будет, а встанет и пойдет дальше, если, конечно, ему не помешает сердобольная мама.

Дети не боятся преодолевать трудности, когда чувствуют рядом заботливого взрослого, который не ограничивает их действия, а только исключает неразумный, неоправданный риск. Научиться преодолевать трудности дети могут лишь тогда, когда им предоставляется такая возможность. И если четырехлетний малыш полезет на лестницу, что стоит на детской площадке в скверике, пусть лезет. Только взрослый должен позаботиться о прочности лестницы и о том, чтобы ее высота не была опасной.

Захотелось шестилетнему сыну помогать маме — самому ходить в булочную! И разумная мать учит его переходить улицу. Сначала за ручку, потом рядом — раз, другой, третий. И вот он отправляется за покупками сам! Смотрит налево, потом направо и не видит только затаившейся у стены мамы (специально прячется!), которая еще раз контролирует своего малыша, не показывая, однако, ни своей тревоги, ни недоверия к ребенку.

Воспитание в том и состоит, чтобы, привлекая ребенка к различным делам, которые не всегда оказываются легкими, научить его действовать самостоятельно, смело, решительно, благородно. И поддержать, одобрить ребенка, если он действовал именно так.

...У сына синяк под глазом. Подрался. Оказывается, два семиклассника выворачивали карманы у второклассника — искали деньги, тут он и заступился за младшего. Вот и побили... Мать вздыхает, а отец жмет сыну руку: «Другого я от тебя не ожидал. Но для того, чтобы заступаться за слабых, защищать справедливость, надо иметь силу не только в кулаках...»

Лишь находясь рядом с детьми в общих делах, преодолевая общие трудности и невзгоды, сможем мы взрастить силу их духа, которая станет продолжением нашей силы. Только при этих условиях будет расти вместе с ребенком и его смелость — физическая и нравственная, которые при сложении дают силу человеческого духа.

В. ХРАПОВ

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?