Присоединяйтесь

Вопросы воспитания

Есть ли у них совесть?

Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть». И, положа руку на сердце, можем ли мы сами не раздумывая дать определение совести?

Вы можете сказать своему ребенку: «Совесть — это та часть тебя, которая тебе подсказывает, как поступить правильно». При этом ребенок вряд ли задаст вам следующий вопрос: «А кто именно решил, что правильно, а что нет, и чью точку зрения мы принимаем, когда отличаем дурное от доброго»? Ведь известно, что представления о добре и зле, о правильном и неправильном у разных людей могут сильно различаться. Разумеется, большинство людей сойдутся во мнении, что убивать, красть или грубить родителям — плохо. Но если спросить, можно ли обманывать другого человека, лишь очень немногие ответят прямо и однозначно: нет, нельзя, это очень плохо. Большинство начнет выстраивать довольно сложную систему, перечисляя случаи, когда обман разрешен (шпион может обманывать врагов, врач может обманывать больного, родители могут обманывать ребенка для его же блага и т. д.) А уж если спросить, можно ли мальчику плакать, девочке — драться, женщине — делать аборты, незамужней — рожать ребенка, семейной паре — не заводить детей и т.д., то прийти к единому мнению будет просто невозможно. Здесь будут иметь значение семейные традиции, религиозная принадлежность, мнение людей, которые являются авторитетом для того или иного человека, и т. д. и т. п. Получается, что у разных людей совесть настроена «на разную волну». И если мы попытаемся «усовестить» ребенка, особенно чужого, велика вероятность, что он нас просто не поймет.

В 60-х годах XX века американский психолог Лоуренс Колберг задался вопросом: «Как именно ребенок становится нравственным и через какие стадии развития нравственности он проходит?» Он задавал детям разных возрастов ситуационные задачи. Например, он спрашивал их, что делать, если один из двух братьев решил убежать из дома и взял со второго брата клятву, что тот должен молчать. Может ли брат нарушить клятву и рассказать обо всем отцу? Или что делать человеку, если его жена тяжело больна, а лекарство стоит слишком дорого? Вправе ли он ограбить аптеку, чтобы спасти жизнь жене?

В результате своих исследований Колберг выделил шесть стадий морального развития.

1. Ребенок ориентируется только на поощрение и наказание со стороны взрослых (то есть он понимает, что поступил неправильно, только после наказания). Основной мотив: боязнь наказания.

2. Ребенок считает хорошим то, что удовлетворяет его потребности (например, отнять или украсть понравившуюся игрушку хорошо, даже если потом за это накажут). Основной мотив: избежать страдания в настоящем.

3. Ребенку нравится быть «хорошим», он совершает «хорошие поступки», чтобы угодить авторитетным лицам (родителям, учителям). Основной мотив: избежать осуждения.

4. Ориентация на закон и поддержание общественного порядка: хорошо то, что законно. Основной мотив: избежать чувства вины.

5. Ориентация на религиозные или общечеловеческие ценности: хорошо то, что способствует выживанию общества. Основной мотив,- избежать отторжения со стороны общества.

6. Ориентация на индивидуальную философию. Человек может противопоставить свои нравственные ценности обществу, как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг. Основной мотив: избежать самоосуждения.

На какой же уровень нравственности вы можете рассчитывать, общаясь с ребенком 7-10 лет?

Исследования Колберга отвечают и на этот вопрос. Они показывают, что в возрасте 7 лет примерно 70% детей находятся на «первом уровне» — «поощрение - наказание», 30% детей — на втором — «исполнение желаний» (это именно те дети, которые «умеют поставить на своем»), а суждений более высоких уровней среди детей такого возраста практически не встречаются.

В 10 лет примерно 30% детей все еще ориентируются на награду - наказание, еще 30% — на удовлетворение своих потребностей, примерно 20% — на осуждение - одобрение взрослых и еще 20% — на соблюдение закона. В возрасте 13 лет распределение примерно таково: 10% — наказание, 10% — удовлетворение потребностей, 35 % — осуждение авторитетных людей, 35% — соблюдение законов и 10% — осуждение со стороны общества. В 16 лет примерно 25% подростков ориентируются на осуждение или похвалу взрослых, 40% — на соблюдение закона, 25% — на защиту интересов общества, остальные «застряли» на более ранних стадиях. Что же касается шестой стадии, то ее, по мнению Колберга, достигают далеко не все взрослые, а среди детей на создание собственных моральных принципов способны лишь нравственные гении.

Е. Первушина

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Муж беременной жены

Может быть, вам встречались фигурки обезьянок из Индии: одна из них закрывает глаза — это означает «не смотрю плохого»; другая закрывает уши — «не слушаю плохого»; еще одна закрывает лапкой рот, что значит «не говорю плохого». Приблизительно так должна вести себя беременная женщина.

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Купание в естественных водоемах.

Купание в реке, озере или море — это один из наиболее эффективных способов закаливания.

Как поделить семейные обязанности.

Нынешние амазонки совсем не против того, чтобы уступить место мужу на кухне или поручить ему заботу о потомстве. Но готов ли сильный пол к переделу семейных обязанностей?

Уход за кожей новорожденных

Кожа новорожденных малышей особенно нуждается в тщательном и бережном уходе. Ее защитные функции еще не до конца сформированы, поэтому она крайне подвержена влиянию внешних факторов и нуждается в особом уходе.