Вопросы воспитания

Хуже всякой ругани!

Умеем ли мы разговаривать с нашими детьми?

Мальчик разбил тарелку, мама (гневно): «Вечно у тебя все из рук валится!»

Ну почему же «вечно»? Разве так уж вечно? Такой уж он неловкий? А ведь если и правда он неуклюж, то тем более не надо попрекать так беспощадно. «Вечно» — вряд ли это поможет ему стать ловким и умелым.

Еще фразочка, довольно часто употребляемая. Она из того же ряда, но похлеще: «У тебя руки не из того места растут». Опять обобщение, да еще и с непристойным оттенком. Ребенок терпеливо молчит, а прорастет эта отрава каким-нибудь ядом. Я привожу, заметьте, наиболее распространенные наши «перлы». Любая мама, если будет честна, узнает себя. Вся беда в этой общепринятости.

Сын провинился и слышит: «Ты вообще такой несобранный (лживый, ленивый)» — не важно, в чем вы его в данном случае обвиняете, а важно вот это слово «вообще». Ругайте, если уж так надо, за проступок, но зачем же задевать личность, характер? Какой он, ваш сын, — это совсем другой разговор, и к порванным штанам или полученной двойке прямого отношения не имеет. А мы обобщаем, чтобы ударить побольнее. Я годами собирала коллекции таких слов и выражений, которые считаю неприличными. Завела специальную тетрадку.

Четырнадцатилетний парень не слушается, мама говорит: «Это ты себя отстаиваешь, у тебя возраст переходный, вот ты и выкомариваешь». Маме кажется, что она тонкая, беседует с ним на равных, без педагогических уловок. Но так нельзя. Он-то находится внутри своего непростого возраста, он, как еж колючками вовнутрь, и ему колко, больно. А тут еще посмеиваются над его трудностями. Такой тон еще больше разъединяет маму с сыном.

Нельзя при нем говорить: «Он у нас бунтует». Или: «Смотрите, какой вымахал, а умишко-то детский». Или: «Не строй из себя взрослого!» Или: «Он у нас такой стал модный, не наденет что попало».

Даже если вы в это время пытаетесь со своим подростком переглянуться-перемигнуться, все равно вы его обижаете. В нем много закрытого, сокровенного, и ему очень не по себе, когда вы лезете бесцеремонно в его мир да еще приглашаете туда свою приятельницу — погляди, мол, какой смешной. Вроде не злобно, а не лучше.

Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком. Не рявкнуть: «Убирайся!» или «Оставь меня в покое!», а сказать нормальным тоном: «Подожди, пожалуйста, я скоро освобожусь». Думаю, он послушается. Вам, может быть, кажется, что окрик действует вернее и быстрее? Ошибаетесь. Резкий тон, команда действуют вернее лишь на того, кого приучили к такой нечеловеческой форме обращения. Эти бедняги уже действительно не понимают, а точнее, не воспринимают нормальной интонации.

Один мальчик сказал мне: «Мой друг Лexa привык ходить с битой мордой, у него мать вспыльчивая Вот так. Думаете, мать Лехи — пьяная уборщица или злобная дворничиха? Вот и не угадали, она инженер, работала до последнего времени в проектном институте, собиралась защищать кандидатскую диссертацию. Леха растет подловатым, сильных боится, слабых бьет ни за что. И маминым тоном говорит: «У меня рука ох тяжелая».

Вернемся к тетрадке. «Хоть кол на голове теши — такая упрямая». «Вынеси ведро, ты меня достанешь, я его тебе на голову надену». «Ты неряха известная, посмотри на свои руки, посмотри на свои ногти, а голова-то, голова!» Говори человеку почаще «свинья, свинья» — он в конце концов и хрюкнет.

Еще одно милое выражение: «Ты, конечно, опять не убрал постель». Он и в самом деле не убрал, виноват. Но ваш сарказм, «конечно», «опять» — не вызывает ли это обратной реакции? Вы дали понять, что все предвидели, что привыкли к этой неубранной постели. А раз так, можно сыну и завтра особенно не напрягаться.

А сколько разговоров почти в каждой семье — «Убери игрушки!». Чуть не с рождения слышит человек эту назойливую, достаточно противную фразу: «Убери, убери, убери игрушки». И всеми способами стремится увильнуть, не убрать, пускается на любые хитрости. Двухлетний предлагает с лучезарной улыбкой: «Мама, убери лучше ты, тебе понравится». Или трехлетний: «Мне все равно завтра играть». Или пятилетний: «А они не разбросаны, это выставка». Все что угодно, только подальше от нудной работы — раскладывать всех этих мишек, кубики, шарики, колесики по местам. И каждый, заметьте, день. Самое скучное дело в мире. И все пристают, никто не задумывается, почему все дети, решительно все не любят убирать игрушки. А все просто — скучно.

Знаю одну маму, которая входила вечером в детскую и заявляла: «Играем в баскетбол!» Сыновья трех и пяти лет с воплями восторга пытались закинуть кубики, домики и прочие предметы в большую коробку, а мама ловко хватала летящие в нее предметы и опускала в эту самую коробку. Визг и веселье, и контакт, и любовь. А через десять минут ни одного кубика под ногами, и ни разу не сказано: «Убери». Повезло детям, у них мама баскетболистка.

Знаю другую семью. Бабушка предлагает трехлетнему: «У нас будет магазин, приготовимся, утром открывать, придут покупатели, ничего не разберут». И внук с энтузиазмом раскладывает игрушки по местам. В другой раз придется бабушке придумать еще что-нибудь интересное. Трудно? Но воспитание и есть творчество. Игра или окрик? А вы бы что выбрали для себя?

Аккуратные дети — мечта родителей, они такие симпатичные, всегда умытые, без пятен. С ними удобно — не лежат носки на столе, не валяется учебник под тахтой. Но вот так получается: один аккуратный, а другой нет. И есть одна тонкость — неаккуратность ребенка часто бывает связана не со злым умыслом и ленью. Она бывает вызвана иногда какими-то непорядками в нервной системе ребенка. Ему, такому, трудно класть на место одежду, ставить тапки рядышком, собирать книги в ранец с вечера. Ему непосильно сосредоточиться на всем этом, он не может быть собранным. Как стать собранным, если ты разобранный? И не мы ли помогли стать ему таким? Дергали, ругали, обижали.

Вот еще из тетрадочки. «Вытри нос» — это при его друзьях. Или при девочке, к которой он неравнодушен. Хорошо, правда? «Ну что у тебя за походка, Нина? Как солдат, маршируешь», «Выключи телевизор, опротивели твои мультфильмы дурацкие!», «Не тарахти! У меня от твоей болтовни уши заложило», «Как же ты мне надоел!», «Ну что ты варежку разинул?» (это любящая мама утешает плачущего малыша). «Ну что ты мне ручку тянешь? Пять лет, здоровый парень, а все ему за ручку ходить». «Не хлюпай, с тобой за одним столом противно есть».

Недавно я провела небольшой опрос среди детей. «Какие слова взрослых, обращенные к тебе, больше всего не нравятся?»

Вот ответы.

Маша (8 лет): Не люблю юмор.

Я: Как? Ты же так любишь посмеяться.

Маша: Посмеяться — да, а когда смеются надо мной, терпеть не могу.

Павел (10 лет): Не люблю, когда говорят «Врешь» и еще выводят на чистую воду — «Ну что ты дурачком прикидываешься? Шнурок он завязать не может, так я тебе и поверила». Мне тогда сразу хочется наврать целый вагон. А шнурки размотать нарочно, пусть по земле волочатся.

Юра (13 лет) долго размышлял: Очень просто, чего взрослым говорить нельзя, того и детям нельзя.

Может быть, вот она — главная правда. Попробуйте взрослому, а еще лучше — начальнику, заявить: «Вы неряха» или: «Вечно вы невпопад со своими шуточками», или: «Сто раз вам повторять одно и то же. Бестолковый».

Даже представить себе смешно да и страшновато. А детям говорим: «Замолкни, надоел», «Отстань!», «Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала», «Не пой, у тебя нет слуха» (это при свидетелях), «Что у тебя за привычка смеяться во все горло!».

В моей тетрадке много всякого добра. Эти слова, вы видите, я не выдумала. Их я слышала на улице, в троллейбусе, в гостях. А иногда, очень стыдно признаться, говорила их сама. Да, говорила, когда переставала контролировать себя. Усталость, неприятности. Как много мы умеем объяснить и оправдать. «У меня нервы», «Я на двух работах, а тут еще его выходки», «Сил нет», «Я тоже человек». Гроша ломаного не стоят эти наши аргументы. Иначе мы бы так же говорили с тем самым начальником. А не говорим, значит, можно себя сдержать? Вот и научимся владеть собой, не распоясываться со своими детьми.

Наши дети заслуживают этого ничуть не меньше, чем наши начальники.

Людмила МАТВЕЕВА

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?