Наступает торжественный момент. Дети взволнованно ждут начала занятий, а родители растроганно вспоминают, как в свое время отцы покупали им первые школьные рюкзаки и пеналы и как они учились писать и считать. Событие действительно выдающееся, если учесть, что большая часть наших детей уже сдала свой первый экзамен «зрелости» — да-да, экзамен зрелости для школы. Многие родители были болезненно уязвлены, когда их дети не сдали этот экзамен и педагоги с психологами посоветовали им подождать со школой еще год. Были и такие родители, кто с облегчением вздохнул, ибо прекрасно сознавал, что ребенок еще мал и игрив, не дорос до школы с ее требованиями. Иные родители решительно требовали не записывать их ребенка в школу, чтобы продлить ему детство, а себе — утеху, прелестного «дошколенка».
К чему вообще экзамен «зрелости» и столько волнений вокруг него?
Современные экономисты подсчитали, что для современного общества гораздо ценнее человеческий капитал, чем полезные ископаемые, водные и воздушные пространства, все богатства земли, воды и воздуха. Истинное богатство общества — образованные, умные, умелые люди. Образование имеет общественную и личную ценность. Оно предрешает положение в обществе, расширяет жизненные горизонты и приносит жизненное удовлетворение. Поэтому неуклонно возрастают требования, предъявляемые современной школой детям. Но отнюдь не требования к количеству знаний и умений, как ошибочно полагают некоторые родители, а к зрелости и крепости нервной системы.
Учителя наших первоклашек хором твердят, что самое трудное — не научить детей новому, а удержать их внимание и сосредоточенность. Дети, которых приводят в начале первого класса в педагогические и психологические консультации и в иные подразделения детской психиатрической службы, как правило, приносят из школы замечания такого рода: вертятся, выбегают из-за парт, играют, мешают другим. Как видим, ничего не говорится о плохой успеваемости по математике или языку.
Работоспособность, выносливость, упорство, подвижность, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты — все эти качества, лишь в малой степени связанные с интеллектом ребенка, они скорее свидетельствуют о состоянии его нервной системы. Все мы разные под этим углом зрения. У одного крепкие нервы, а у другого слабые. Кроме того, различны и темпы становления и развития нервной системы.
Однако при всех индивидуальных отклонениях и особенностях с возрастом происходит укрепление нервной системы, поэтому можно предположить, что шестилетний ребенок будет более выносливым и сосредоточенным, чем пятилетний, но будет отставать от семилетнего по всем перечисленным показателям. Следовательно, при записи в школу ребенок может проявить себя очень знающим, эрудированным, способным, но куда более беспокойным и рассеянным, нежели менее способный ровесник. В школу придут дети, которым первого сентября едва исполнится семь лет (а некоторым и вовсе не исполнится), придут даже дети постарше. Возрастная разница между ними составит год и более, а это равняется пятнадцати процентам развитости, зрелости.
При прочих равных условиях, например одинаковой интеллектуальности, работоспособность самого маленького ученика будет на пятнадцать процентов ниже, чем самого старшего. Его поведение и сосредоточенность тоже, видимо, будут в таком же соответствии. Между прочим эти самые пятнадцать процентов и отделяют норму от мало одаренности или сверходаренность от нормы. Учитель, не интересующийся датами рождения своих учеников, при сравнении их работоспособности и поведения отдает предпочтение отнюдь не самым маленьким и незрелым.
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: