Проблема вербальных оскорблений особенно остро стоит среди школьников младшего и среднего возраста. В этом возрасте дети уже достаточно овладевают языковыми тонкостями, чтобы участвовать в словесной травле, дразнить, обзывать, оскорблять, унижать и изводить друг друга — словом, мастерски пользуются теми самыми словами, которыми «можно убить».
Однако дети далеко не всегда осознают «убийственную» силу слов, их сильнейшее воздействие на окружающих. Они не понимают, что слово способно причинить боль не хуже, чем кулак. Типичный пример: одноклассники дразнят полную девочку «толстухой», «жирдяйкой», «колодой» и так далее. Обиженная девочка ударяется в слезы и назавтра отказывается идти в школу. Позже дети выражают искреннее удивление: они и не думали, что их слова дадут такой негативный эффект.
Мало что способно причинить ребенку большую боль, чем оскорбления или просто обидные замечания. Тем не менее ребенок способен научиться защищаться от вербальных атак — или с помощью взрослого свидетеля, или самостоятельно. Ниже описан простой пятиступенчатый процесс, который поможет любому ребенку нейтрализовать негативный эффект обидных слов. Эту технику можно применять независимо от возраста обидчика, то есть когда резкие слова исходят как от взрослого, так и от другого ребенка.
Шаг 1. Идентифицировать оскорбление.
Защититься от вербального оскорбления, если не понимаешь, что тебя оскорбляют, трудно. Многие дети воспринимают вербальное оскорбление как норму по той простой причине, что подвергаются ему регулярно и чуть ли не ежедневно. Чтобы помочь ребенку защититься от оскорблений, его нужно научить различать «плохие слова» и «хорошие слова» (точно так же, как для защиты от сексуальных оскорблений и домогательств учат различать «хорошие» и «плохие» прикосновения).
Шаг 2. Решить, что не принимаешь оскорбление.
Существует знаменитая восточная притча: как-то некий человек со зла жестоко оскорбил самого Будду. Он долго осыпал Будду браныо, и, когда обидчик умолк, Будда спросил:
— Если некто предлагает тебе подарок, который ты не принимаешь, кому принадлежит подарок — дарителю или получателю?
— Дарителю, тому, кто дает, — ответил обидчик.
— Ты прав, — отозвался Будда. — Я не принимаю твои слова, и потому они принадлежат тебе.
Сходным образом следует поступать и ребенку, который подвергся оскорблению: у него есть выбор — принять обидные слова или отвергнуть их.
Шаг 3. Противопоставить оскорблению что-нибудь позитивное и сказать это себе
Приняв решение игнорировать оскорбление, ребенок, кроме того, может нейтрализовать его негативный эффект позитивными словами, то есть ему нужно сказать себе что-то приятное, произнести позитивную аффирмацию. Разумеется, позитивную аффирмацию может произнести и взрослый. Особенно полезной и действенной будет аффирмация, исходящая от родителя или взрослого свидетеля: она морально поддержит ребенка и убедит его, что оскорбление не имеет силы. Лучше всего работает сочетание самоаффирмирования с аффирмированием взрослыми. Вот ряд уместных в подобном случае позитивных аффирмаций с таким эффектом.
Взрослый говорит ребенку:
Ребенок говорит себе:
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: