Дети и родители

Детский вопрос.

Расскажи, когда ты была маленькая! Эта одна из самых любимых тем семейных рассказов. И она почти неисчерпана. Хотя есть родители, которые не любят или не умеют вспоминать о своем детстве. Другие же, молодые папы и мамы, так сосредоточены на настоящем и будущем, что о детстве пока не задумываются. Зато дедушки и бабушки вспоминают с удовольствием, иногда даже слишком.

У ребенка есть опыт в мире детства, в нем он дома. И когда папа или мама рассказывает о своем детстве, они словно бы становятся на один уровень с сыном или дочкой, хотя бы на время. Они вступают в понятный детям мир. Происходит волшебное смешение действительности п вымысла, что служит основой игры в «представление». Ребенок прекрасно понимает, что мама теперь не вихрастая деревенская девчонка, а папа не плаксивый мальчишка, который боялся собак и куриц, однако же их детские приключения он переживает с глубоким интересом, будто все происходит сейчас и на самом деле.

Такое сближение двух уровней, взрослого и детского, — очень важный фактор, как игровой, так и эмоциональный, объединяющий ребенка и родителей. Он позволяет растущему человеку идентифицировать себя с папой и мамой: они были такие же, как я теперь, значит, я будут как они! То, что родители не стесняются своего детства, весьма важный момент для взаимного сближения.

Для маленького человека тот факт, что родители тоже были детьми, в некотором роде неожиданность. Поэтому такие рассказы он обычно хочет слушать вновь и вновь и с дополняющими подробностями. А интересные обстоятельства всегда найдутся. Однако при одном условии: рассказ должен быть откровенный, прямой, правдивый. Из него не может выглядывать назидательная задача, вот, мол, я был образцовым и послушным ребенком и ты должен быть таким же. В подобных случаях дети не просят «мама, расскажи!», а закрывают уши и настраиваются на защитный лад: «ну, началось».

Поэтому мы вспоминаем детство вместе с сыном или дочерью радостно и откровенно.

Вы меня больше не любите? Мать возмущается: «Когда же наконец ты прекратишь безобразничать? Замучилась я с тобой!» А сын или дочь думает: «Я самый плохой на свете!» Мать говорит: «Я так измотана и ничего не могу делать, почему ты так себя ведешь?» А дочь или сын думает: «Мама устала».

Естественно, что удовольствие и неудовольствие поведением ребенка мы используем как средство давления на него. Вопрос в том, правильно ли мы их используем?

«Не буду больше тебя любить ни капельки»,— заявляет усталая мама и полагает, что сын или дочь тотчас же пойдет и сделает все возможное, чтобы вернуть ее любовь. А своей фразой она его или ее исправляет. Да и правда, некоторые дети сделают все возможное, чтобы мама их снова похвалила, но об исправлении даже и речи быть не может. Подобный в определенном смысле эмоциональный шантаж всегда весьма рискован. Одни дети забудут мамины слова — и не исправятся. Другие будут от них страдать — но тоже не исправятся. А потом мамы и папы жалуются на их нечуткость, тупость, безразличие.

А тут в большинстве случаев нам придется взять под защиту детей и наказать родителей. Заявлять о своей любви к ребенку и словно бы играть с ней в лотерею — очень сильное и даже, можно сказать, крайнее средство воспитательного давления. Поэтому будем осторожны: оно легко поддается инфляции. Если его использовать каждый день при разных мелких недоразумениях, оно очень быстро становится фразой, не содержащей особого смысла.

Если мы ставим любовь, материнскую или отцовскую, против шалостей сына или дочери, то мы действуем на несоизмеримых уровнях и вряд ли можем ожидать успеха. Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность. Подобное душевное состояние для него болезненно и тягостно. И естественно, ребенок хочет из него выбраться. И тут мы подходим к самому существенному. Чувство одиночества, брошенности само по себе никого на правильную дорогу не выводит. К ней ведет именно уверенность, что мы любимы, что кто-то кровно и сердечно в нас заинтересован, что он не оставит нас и в самом худшем положении, поэтому мы должны поступать так, как любящий нас считает лучше. Родители дарят ребенку эмоциональную уверенность. И если вдруг однажды в серьезной ситуации эту уверенность они отнимут у него, то должны снова вернуть. Они обязаны сделать этот решительный шаг, обязаны быть детям защитой и опорой. И не рисковать, иначе защитой и опорой, скорее всего мнимой и выдуманной, станут другие люди. Например, товарищи из подростковой компании.

З. Матейчек

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Дети и родители

  • Опасные развлечения
    Не надо забывать о том, что большинство детских травм случается по недомыслию и недосмотру взрослых.
  • Дети и родители: взаимодействие.
    Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.
  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт — это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой — дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Родительская любовь.
    Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • /img/210/BabyEyes.jpg
    Почему мой ребенок грустит?
    Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • /img/210/kids-japan.jpg
    Почему японские дети никогда не плачут?
    Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • /img/210/a/father_reading_to_doter.jpg
    Папина дочка
    Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • /img/210/koala.jpg
    Из жизни животных и людей.
    Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • /img/210/newborn-son.jpg
    Собираем сумку в роддом для мамы и малыша
    О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка — это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи — одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • А кто здесь главный?
    Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • Награда находит ребенка.
    Мы ругаем и отчитываем детей гораздо чаще, чем их хвалим и награждаем. Мы почему-то считаем, что так воспитывать детей лучше и эффективнее. У меня на этот счёт другое мнение.
  • Пойми своего ребенка.
    Большинство конфликтов и отношениях «отцы и дети» происходят из-за того, что взрослые не понимают (не хотят, или лень, или ума не хватает?!) своих детей.
  • Простые правила общения.
    Правила коммуникации — это несложные правила построения внутрисемейных отношений, способствующих созданию атмосферы человеческого общения.
  • Разговор на повышенных тонах.
    Как часто, уважаемые взрослые, мы просто не в состоянии разговаривать с детьми спокойно, мы повышаем на детей голос и даже срываемся на крик. Таким образом мы, взрослые, переходим все границы дозволенного.
  • Родная речь в родном доме.
    Каждый день родители в своём доме преподают ребёнку уроки родной речи. И речь эта может быть невротической, обычной и роскошной. Какой именно ей быть, решают взрослые.
  • В спорах рождается истина?
    У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?