Присоединяйтесь

Вопросы воспитания

Откуда что берется, и как с этим бороться.

Еще одна возможная причина капризов — в ошибках, связанных с воспитательным процессом. На мой взгляд, нет лучшего воспитателя, чем собственный пример, мы же очень часто стараемся усилить впечатление, которое и без того сильное, чем добиваемся противоположного результата. Почему бы просто не позаниматься математикой? Нет, мы обязательно прочитаем лекцию о пользе данной науки, расскажем, какие умные мыслители снимали шапки перед сей областью знаний, называем не понимающих математику неучами и настоятельно рекомендуем заниматься на опережение школьной программы. Да ребенок и так бы занимался с удовольствием. Но теперь, после наших нравоучений, ручку в руки взять боится — куда уж ему до Ломоносова, Декарта и Пуанкаре! В зеркало глянет — нет, не Евклид. Мы, родители, не учим, а поучаем, не растим детей, а выращиваем, не опыт передаем, а шишки, набитые на пути приобретения опыта. (Вот, мол, пусть также поучится зубочисткой землю пахать, как меня учили.)

Родители ХОТЯТ, чтобы дети были умными. Зачем хотеть? Дети и так умные, они даже умнее родителей, хотим мы этого или не хотим. Мы стараемся сделать из них людей. Но они и так люди.

Однако и лесть — опасная штука. Не льстите ребенку, не хвалите его за то, чего он не делал, или за то, что сделал не он. Лесть может извратить человека даже с большим внутренним чувством справедливости. Ребенок попадает в психологическую зависимость, выслуживая вашу похвалу, сиречь любовь. Если вы считаете заискивание и лесть проявлением любви, ребенок будет считать точно так же. Не получив своей дневной порции лести, он сначала обидится, а потом начнет требовать. Это требование мы и посчитаем капризом. Будем сами удивляться: «Ну ведь чудо-ребенок был, такой умница, такой послушненький. И что стало? Не иначе — сглазили». И начинаем все сначала, заостряя внимание на отрицательных сторонах поведения. Это, на мой взгляд, ошибка.

Когда мы ставим негативные акценты, то прививаем ребенку негативное отношение к предмету негативного отношения.

У ребенка что-то не получается сделать. Мы заостряем на этом внимание: «Неумеха, бездарь». Это — негативное заострение. Ребенок перестает делать то, что было оценено отрицательно. Можно заострить позитивно негативный факт: «Ну, ничего, в следующий раз получится. Не расстраивайся. Ты же научился, как надо и понял». Тогда негатив не получит развития, и отношение ребенка к нему изменится.

Смоделируйте ситуацию: вам сказали по поводу нового платья, что оно вас полнит. Каким будет ваше отношение:

1) к платью?

2) к своей фигуре?

3) к говорящему?

Понимаете, почему не стоит заострять негативные оценки?

Не заостряйте внимание на негативе. И вообще — не заостряйте ситуацию.

Давайте разберем капризы, возникшие на почве заострения у детей разного возраста.

Маленький ребенок (около 2-2,5 лет) не хочет пить из беленькой фарфоровой чашечки, которую ему на именины подарила уважаемая тетя Роза, а из всех других чашек — пьет. И когда любимая тетушка приходит и замечает, почему же ее любимый племянничек не пьет из чудненькой чашечки, ребенку, дабы не огорчать тетю Розу, наливают сок именно в эту чашечку, которую малыш сначала не берет, а потом, когда берет, запускает в тетю Розу. Скандал, конфуз, осколки и восклицания типа: «Я же тебя так люблю, а ты мне платье портишь!» Порче платья предшествовало несколько моментов. Подаренной чашечке с самого начала не обрадовались, как, собственно, в доме никогда не были рады самой тетушке, далее последовало мамино: «А, все равно разобьет, неуклюж-ка». Боясь проявить неуклюжесть и желая заслужить мамину любовь, оставив в живых чашку, ребенок даже в руки брать не хочет столь хрупкий предмет, чтобы ненароком не разбить. А в тётю Розу чашечка летит (все равно ведь разобьется) как,.выражение общего настроя всех домашних («Ну, и подавись ты своей чашкой»). Ну, и где же тут каприз? Все очень логично. Тетя Роза давится от возмущения, чего, собственно, все и желали исподволь, а ревущий малыш, может, даже, шлепнутый по рукам, вынужден извиняться — это несправедливая правда жизни.

Н. Беринг

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Муж беременной жены

Может быть, вам встречались фигурки обезьянок из Индии: одна из них закрывает глаза — это означает «не смотрю плохого»; другая закрывает уши — «не слушаю плохого»; еще одна закрывает лапкой рот, что значит «не говорю плохого». Приблизительно так должна вести себя беременная женщина.

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Купание в естественных водоемах.

Купание в реке, озере или море — это один из наиболее эффективных способов закаливания.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?