Присоединяйтесь

Вопросы воспитания

Откуда что берется, и как с этим бороться.

Еще одна возможная причина капризов — в ошибках, связанных с воспитательным процессом. На мой взгляд, нет лучшего воспитателя, чем собственный пример, мы же очень часто стараемся усилить впечатление, которое и без того сильное, чем добиваемся противоположного результата. Почему бы просто не позаниматься математикой? Нет, мы обязательно прочитаем лекцию о пользе данной науки, расскажем, какие умные мыслители снимали шапки перед сей областью знаний, называем не понимающих математику неучами и настоятельно рекомендуем заниматься на опережение школьной программы. Да ребенок и так бы занимался с удовольствием. Но теперь, после наших нравоучений, ручку в руки взять боится — куда уж ему до Ломоносова, Декарта и Пуанкаре! В зеркало глянет — нет, не Евклид. Мы, родители, не учим, а поучаем, не растим детей, а выращиваем, не опыт передаем, а шишки, набитые на пути приобретения опыта. (Вот, мол, пусть также поучится зубочисткой землю пахать, как меня учили.)

Родители ХОТЯТ, чтобы дети были умными. Зачем хотеть? Дети и так умные, они даже умнее родителей, хотим мы этого или не хотим. Мы стараемся сделать из них людей. Но они и так люди.

Однако и лесть — опасная штука. Не льстите ребенку, не хвалите его за то, чего он не делал, или за то, что сделал не он. Лесть может извратить человека даже с большим внутренним чувством справедливости. Ребенок попадает в психологическую зависимость, выслуживая вашу похвалу, сиречь любовь. Если вы считаете заискивание и лесть проявлением любви, ребенок будет считать точно так же. Не получив своей дневной порции лести, он сначала обидится, а потом начнет требовать. Это требование мы и посчитаем капризом. Будем сами удивляться: «Ну ведь чудо-ребенок был, такой умница, такой послушненький. И что стало? Не иначе — сглазили». И начинаем все сначала, заостряя внимание на отрицательных сторонах поведения. Это, на мой взгляд, ошибка.

Когда мы ставим негативные акценты, то прививаем ребенку негативное отношение к предмету негативного отношения.

У ребенка что-то не получается сделать. Мы заостряем на этом внимание: «Неумеха, бездарь». Это — негативное заострение. Ребенок перестает делать то, что было оценено отрицательно. Можно заострить позитивно негативный факт: «Ну, ничего, в следующий раз получится. Не расстраивайся. Ты же научился, как надо и понял». Тогда негатив не получит развития, и отношение ребенка к нему изменится.

Смоделируйте ситуацию: вам сказали по поводу нового платья, что оно вас полнит. Каким будет ваше отношение:

1) к платью?

2) к своей фигуре?

3) к говорящему?

Понимаете, почему не стоит заострять негативные оценки?

Не заостряйте внимание на негативе. И вообще — не заостряйте ситуацию.

Давайте разберем капризы, возникшие на почве заострения у детей разного возраста.

Маленький ребенок (около 2-2,5 лет) не хочет пить из беленькой фарфоровой чашечки, которую ему на именины подарила уважаемая тетя Роза, а из всех других чашек — пьет. И когда любимая тетушка приходит и замечает, почему же ее любимый племянничек не пьет из чудненькой чашечки, ребенку, дабы не огорчать тетю Розу, наливают сок именно в эту чашечку, которую малыш сначала не берет, а потом, когда берет, запускает в тетю Розу. Скандал, конфуз, осколки и восклицания типа: «Я же тебя так люблю, а ты мне платье портишь!» Порче платья предшествовало несколько моментов. Подаренной чашечке с самого начала не обрадовались, как, собственно, в доме никогда не были рады самой тетушке, далее последовало мамино: «А, все равно разобьет, неуклюж-ка». Боясь проявить неуклюжесть и желая заслужить мамину любовь, оставив в живых чашку, ребенок даже в руки брать не хочет столь хрупкий предмет, чтобы ненароком не разбить. А в тётю Розу чашечка летит (все равно ведь разобьется) как,.выражение общего настроя всех домашних («Ну, и подавись ты своей чашкой»). Ну, и где же тут каприз? Все очень логично. Тетя Роза давится от возмущения, чего, собственно, все и желали исподволь, а ревущий малыш, может, даже, шлепнутый по рукам, вынужден извиняться — это несправедливая правда жизни.

Н. Беринг

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Муж беременной жены

Может быть, вам встречались фигурки обезьянок из Индии: одна из них закрывает глаза — это означает «не смотрю плохого»; другая закрывает уши — «не слушаю плохого»; еще одна закрывает лапкой рот, что значит «не говорю плохого». Приблизительно так должна вести себя беременная женщина.

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Купание в естественных водоемах.

Купание в реке, озере или море — это один из наиболее эффективных способов закаливания.

Как поделить семейные обязанности.

Нынешние амазонки совсем не против того, чтобы уступить место мужу на кухне или поручить ему заботу о потомстве. Но готов ли сильный пол к переделу семейных обязанностей?

Уход за кожей новорожденных

Кожа новорожденных малышей особенно нуждается в тщательном и бережном уходе. Ее защитные функции еще не до конца сформированы, поэтому она крайне подвержена влиянию внешних факторов и нуждается в особом уходе.