Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть». И, положа руку на сердце, можем ли мы сами не раздумывая дать определение совести?
Вы можете сказать своему ребенку: «Совесть — это та часть тебя, которая тебе подсказывает, как поступить правильно». При этом ребенок вряд ли задаст вам следующий вопрос: «А кто именно решил, что правильно, а что нет, и чью точку зрения мы принимаем, когда отличаем дурное от доброго»? Ведь известно, что представления о добре и зле, о правильном и неправильном у разных людей могут сильно различаться. Разумеется, большинство людей сойдутся во мнении, что убивать, красть или грубить родителям — плохо. Но если спросить, можно ли обманывать другого человека, лишь очень немногие ответят прямо и однозначно: нет, нельзя, это очень плохо. Большинство начнет выстраивать довольно сложную систему, перечисляя случаи, когда обман разрешен (шпион может обманывать врагов, врач может обманывать больного, родители могут обманывать ребенка для его же блага и т. д.) А уж если спросить, можно ли мальчику плакать, девочке — драться, женщине — делать аборты, незамужней — рожать ребенка, семейной паре — не заводить детей и т.д., то прийти к единому мнению будет просто невозможно. Здесь будут иметь значение семейные традиции, религиозная принадлежность, мнение людей, которые являются авторитетом для того или иного человека, и т. д. и т. п. Получается, что у разных людей совесть настроена «на разную волну». И если мы попытаемся «усовестить» ребенка, особенно чужого, велика вероятность, что он нас просто не поймет.
В 60-х годах XX века американский психолог Лоуренс Колберг задался вопросом: «Как именно ребенок становится нравственным и через какие стадии развития нравственности он проходит?» Он задавал детям разных возрастов ситуационные задачи. Например, он спрашивал их, что делать, если один из двух братьев решил убежать из дома и взял со второго брата клятву, что тот должен молчать. Может ли брат нарушить клятву и рассказать обо всем отцу? Или что делать человеку, если его жена тяжело больна, а лекарство стоит слишком дорого? Вправе ли он ограбить аптеку, чтобы спасти жизнь жене?
В результате своих исследований Колберг выделил шесть стадий морального развития.
1. Ребенок ориентируется только на поощрение и наказание со стороны взрослых (то есть он понимает, что поступил неправильно, только после наказания). Основной мотив: боязнь наказания.
2. Ребенок считает хорошим то, что удовлетворяет его потребности (например, отнять или украсть понравившуюся игрушку хорошо, даже если потом за это накажут). Основной мотив: избежать страдания в настоящем.
3. Ребенку нравится быть «хорошим», он совершает «хорошие поступки», чтобы угодить авторитетным лицам (родителям, учителям). Основной мотив: избежать осуждения.
4. Ориентация на закон и поддержание общественного порядка: хорошо то, что законно. Основной мотив: избежать чувства вины.
5. Ориентация на религиозные или общечеловеческие ценности: хорошо то, что способствует выживанию общества. Основной мотив,- избежать отторжения со стороны общества.
6. Ориентация на индивидуальную философию. Человек может противопоставить свои нравственные ценности обществу, как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг. Основной мотив: избежать самоосуждения.
На какой же уровень нравственности вы можете рассчитывать, общаясь с ребенком 7-10 лет?
Исследования Колберга отвечают и на этот вопрос. Они показывают, что в возрасте 7 лет примерно 70% детей находятся на «первом уровне» — «поощрение - наказание», 30% детей — на втором — «исполнение желаний» (это именно те дети, которые «умеют поставить на своем»), а суждений более высоких уровней среди детей такого возраста практически не встречаются.
В 10 лет примерно 30% детей все еще ориентируются на награду - наказание, еще 30% — на удовлетворение своих потребностей, примерно 20% — на осуждение - одобрение взрослых и еще 20% — на соблюдение закона. В возрасте 13 лет распределение примерно таково: 10% — наказание, 10% — удовлетворение потребностей, 35 % — осуждение авторитетных людей, 35% — соблюдение законов и 10% — осуждение со стороны общества. В 16 лет примерно 25% подростков ориентируются на осуждение или похвалу взрослых, 40% — на соблюдение закона, 25% — на защиту интересов общества, остальные «застряли» на более ранних стадиях. Что же касается шестой стадии, то ее, по мнению Колберга, достигают далеко не все взрослые, а среди детей на создание собственных моральных принципов способны лишь нравственные гении.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: