Вопросы воспитания

Есть ли у них совесть?

Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть». И, положа руку на сердце, можем ли мы сами не раздумывая дать определение совести?

Вы можете сказать своему ребенку: «Совесть — это та часть тебя, которая тебе подсказывает, как поступить правильно». При этом ребенок вряд ли задаст вам следующий вопрос: «А кто именно решил, что правильно, а что нет, и чью точку зрения мы принимаем, когда отличаем дурное от доброго»? Ведь известно, что представления о добре и зле, о правильном и неправильном у разных людей могут сильно различаться. Разумеется, большинство людей сойдутся во мнении, что убивать, красть или грубить родителям — плохо. Но если спросить, можно ли обманывать другого человека, лишь очень немногие ответят прямо и однозначно: нет, нельзя, это очень плохо. Большинство начнет выстраивать довольно сложную систему, перечисляя случаи, когда обман разрешен (шпион может обманывать врагов, врач может обманывать больного, родители могут обманывать ребенка для его же блага и т. д.) А уж если спросить, можно ли мальчику плакать, девочке — драться, женщине — делать аборты, незамужней — рожать ребенка, семейной паре — не заводить детей и т.д., то прийти к единому мнению будет просто невозможно. Здесь будут иметь значение семейные традиции, религиозная принадлежность, мнение людей, которые являются авторитетом для того или иного человека, и т. д. и т. п. Получается, что у разных людей совесть настроена «на разную волну». И если мы попытаемся «усовестить» ребенка, особенно чужого, велика вероятность, что он нас просто не поймет.

В 60-х годах XX века американский психолог Лоуренс Колберг задался вопросом: «Как именно ребенок становится нравственным и через какие стадии развития нравственности он проходит?» Он задавал детям разных возрастов ситуационные задачи. Например, он спрашивал их, что делать, если один из двух братьев решил убежать из дома и взял со второго брата клятву, что тот должен молчать. Может ли брат нарушить клятву и рассказать обо всем отцу? Или что делать человеку, если его жена тяжело больна, а лекарство стоит слишком дорого? Вправе ли он ограбить аптеку, чтобы спасти жизнь жене?

В результате своих исследований Колберг выделил шесть стадий морального развития.

1. Ребенок ориентируется только на поощрение и наказание со стороны взрослых (то есть он понимает, что поступил неправильно, только после наказания). Основной мотив: боязнь наказания.

2. Ребенок считает хорошим то, что удовлетворяет его потребности (например, отнять или украсть понравившуюся игрушку хорошо, даже если потом за это накажут). Основной мотив: избежать страдания в настоящем.

3. Ребенку нравится быть «хорошим», он совершает «хорошие поступки», чтобы угодить авторитетным лицам (родителям, учителям). Основной мотив: избежать осуждения.

4. Ориентация на закон и поддержание общественного порядка: хорошо то, что законно. Основной мотив: избежать чувства вины.

5. Ориентация на религиозные или общечеловеческие ценности: хорошо то, что способствует выживанию общества. Основной мотив,- избежать отторжения со стороны общества.

6. Ориентация на индивидуальную философию. Человек может противопоставить свои нравственные ценности обществу, как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг. Основной мотив: избежать самоосуждения.

На какой же уровень нравственности вы можете рассчитывать, общаясь с ребенком 7-10 лет?

Исследования Колберга отвечают и на этот вопрос. Они показывают, что в возрасте 7 лет примерно 70% детей находятся на «первом уровне» — «поощрение - наказание», 30% детей — на втором — «исполнение желаний» (это именно те дети, которые «умеют поставить на своем»), а суждений более высоких уровней среди детей такого возраста практически не встречаются.

В 10 лет примерно 30% детей все еще ориентируются на награду - наказание, еще 30% — на удовлетворение своих потребностей, примерно 20% — на осуждение - одобрение взрослых и еще 20% — на соблюдение закона. В возрасте 13 лет распределение примерно таково: 10% — наказание, 10% — удовлетворение потребностей, 35 % — осуждение авторитетных людей, 35% — соблюдение законов и 10% — осуждение со стороны общества. В 16 лет примерно 25% подростков ориентируются на осуждение или похвалу взрослых, 40% — на соблюдение закона, 25% — на защиту интересов общества, остальные «застряли» на более ранних стадиях. Что же касается шестой стадии, то ее, по мнению Колберга, достигают далеко не все взрослые, а среди детей на создание собственных моральных принципов способны лишь нравственные гении.

Е. Первушина

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?