Вопросы воспитания

Запланированное веселье.

Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.

На самом деле утренник это не совсем праздник для детей. Скорее, это демонстрация умений детей и одновременно отчет о проделанной работе воспитателей. И многое, что входит в понятие хорошо проведенного праздника с методической точки зрения, детям понравиться никак не может. Чего, например, хотят воспитатели?

Чтобы была хорошая явка: во-первых, этот показатель очень ценен сам по себе, а во-вторых, чтоб не пришлось воспитательнице играть роль заболевшей Белочки или Снежинки.

Чтобы все дети проявляли активность и на предложение поучаствовать в конкурсе с неподдельной радостью вскакивали с мест.

Чтобы была дисциплина — без особого предложения никто с мест не вскакивал и не отрывал детали костюма у соседа.

Чтобы папы гордились, а мамы умилялись так, что в отдельные моменты не могли сдержать слез.

И чтобы все, даже родительские слезы, было по сценарию.

Может ли это доставлять искреннюю радость ребенку? Может, конечно, если он прирожденный артист и распевание песен при огромном количестве слушателей вызывает у него только положительные эмоции. Большинство детей легко сократили бы все мероприятие до раздачи подарков.

И все же утренник — важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

Взрослые проблемы детских утренников.

Родители, пришедшие на детский праздник, могут сделать для себя много открытий. Ведь часто бывает так, что какие-то черты характера ребенка почти не проявляются дома, при общении с близкими людьми, и становится заметной только тогда, когда условия меняются. Вот наиболее характерные случаи, с которыми ко мне обращаются родители (их фамилии изменены).

Ирина Горелова, мама трехлетнего Павлика: Мой сын уже в год говорил достаточно хорошо, а в три его речь была практически, как у взрослого — все звуки и слова правильные, предложения грамотные. Именно поэтому ему на празднике поручили прочитать самый длинный стишок и дали несколько ролей. Мы учили тексты вместе с ним и с нетерпением ждали, когда же услышим его со сцены. Когда дождались, не поверили своим ушам. Он говорил «мовоз» и «пуфывтый снег», причем очень тихо. Конечно, мы его не ругали и вообще не говорили на эту тему при нем. Но в следующий раз не будем его так напрягать.

Не все дети, как и взрослые, любят публичные выступления. Но взрослые могут об этом прямо заявить, и никто их не заставит петь или декламировать стихи, когда они этого не хотят. А вот детям приходится искать другие способы избежать таких принудительных выступлений, ведь на простое «не хочу» родители и воспитатели обращают мало внимания. И они вынуждены пускаться на разные «хитрости». Не надо быть психологом, чтобы разгадать их смысл: «Покажу, что делаю это плохо, чтобы в следующий раз не заставляли».

Людмила Кондрашина, мама пятилетней Даши: Моя дочь за два года ни разу не была на утреннике. Как только приближается какой-нибудь праздник, она сразу начинает болеть. Сначала мы не обращали внимания, думали, что совпадение. Но потом стало ясно, что-то не так. Последний утренник был летом, она была совершенно здорова, но накануне вдруг стала жаловаться на то, что болит животик. И мы опять не пошли.

Такое действительно бывает — когда ребенок специально болеет, чтобы избежать чего-то неприятного для себя. Конечно, это происходит неосознанно, по механизму «условной желательности» заболевания. И ребенок не симулирует, у него действительно начинается кашель, головная боль или расстройство желудка. Даже температура может повышаться. Чаще всего это бывает у тревожных детей, которые очень боятся ситуаций публичной оценки и сравнения. Такие «заболевания» должны насторожить и воспитателей и родителей. Подумайте, почему ваш ребенок может так переживать? Как вы сами относитесь к своему ребенку? Не предъявляете ли слишком высоких требований? Не слишком ли настойчиво стараетесь пробудить его активность?

Мария Борщова, мама шестилетней Риты: У нас утренники и разные спектакли бывают довольно часто — садик с театральным уклоном. Дочь очень любит выступления и активно в них участвует. К тому же она очень способна — может выучить слова за всю группу. Это, конечно, очень приятно. Но она очень переживает, когда ей не дают роль, которую она хочет. Плачет и топает ногами, настоящие истерики устраивает. Один раз даже ударила девочку, которая была принцессой вместо нее.

Любая черта характера имеет две стороны. Люди демонстративного типа очень любят быть на виду и, как правило, бывают очень яркими и артистичными. Это, конечно, плюс. Но часто они стараются добиться внимания к себе любой ценой, и это может быть проблемой — как для самого человека, так и для окружающих. Поскольку на формирование характера оказывают влияние не только врожденные качества, но и окружающие условия, то родители и воспитатели могут сгладить негативные стороны таких артистичных натур. Не стоит потворствовать всем желаниям ребенка, особенно после того, как он уже начал скандалить. Это только убедит его в том, что выбранный им способ — самый верный. И конечно, надо приучать к тому, что есть другие дети, что они тоже заслуживают внимания и восхищения. Поначалу это будет неприятно для ребенка, который привык к безраздельному вниманию, но здесь как раз тот случай, когда чем раньше — тем лучше.

Светлана Жигунова, мама четырехлетней Инны: Я очень много работаю, дочь даже выходные проводит с няней. На праздники тоже ходит или няня, или бабушка. Я смотрю потом видеозапись. Последние два утренника я все-таки посетила. Удивительно, но при мне она вела себя совсем не так, как при бабушке или при няне. Была какая-то напряженная, слова забыла, расплакалась. Стояла, буквально вцепившись в платье. Видимо, совсем от меня отвыкла.

Как правило, дети ведут себя по-разному с разными людьми. И психологи знают, что проблемы в поведении у ребенка означают его проблемы в отношениях с определенным взрослым. Почему дочь испытывает такое напряжение в присутствии мамы? Может быть, между мамой и дочерью не сложились по-настоящему близкие отношения? Конечно, нехватка времени — это типично для работающих мам, но на самом деле важнее качество общения, а не количество времени, проведенного вместе. Ребенку необходимо прежде всего чувствовать любовь родителей, а это возможно даже на расстоянии. Если же в лице мамы ребенок чувствует не любящего человека, а скорее контролирующий орган, то, конечно, тревога и напряжение — естественная реакция.

Игорь Гергузов, папа шестилетнего Вани: Наша проблема в том, что все слишком хорошо. Ребенок очень любит садик, охотно туда ходит. И на утренниках все проходит замечательно. Чувствуется такая любовь к воспитательнице, что даже странно. Она практически родной человек для него. Для шестилетнего ребенка, по-моему, родители должны быть главным авторитетом.

Примерно в этом возрасте в жизни ребенка должны появляться другие значимые люди, кроме родителей. Это не говорит о том, что ребенок больше любит этих других. Просто он стал обращать внимание на людей как на личности. Это совершенно естественно и даже необходимо — ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. У родителей могут появиться двойственные чувства. Вместе с радостью за взросление возникает ревность: «Как, это же мой сын!» Но умение отпускать от себя такое же важное, как и умение быть рядом.

Основы подготовки.

Будут ли первые выступления ребенка во всех смыслах удачными, во многом зависит от родителей — от их умения и готовности помочь.

Отношение к событию – спокойное и позитивное. Не стоит акцентировать внимание ребенка на будущем выступлении, настраивать на ответственность и придавать событию особую важность. Говорите прежде всего о каких-то приятных моментах, которые ожидают его на утреннике. Например, обсудите, как будет украшен зал или то, какой красивый костюм вы приготовили ему для такого случая. Также спокойно говорите и о вашем присутствии на утреннике. Скажите, что очень любите праздники и придете именно поэтому, а не потому, что желаете послушать, как он поет и рассказывает стихи.

Будьте осторожны, желая поддержать ребенка. Ведь он на самом деле может совсем и не волноваться, и только ваша фраза: «Не волнуйся, все будет хорошо» — заставит его задуматься о том, что причины для беспокойства все-таки есть.

Не нужно устраивать ежедневные репетиции и ради них отказываться от того, к чему ребенок привык, например, от прогулки в парке по дороге из садика. Не стоит извещать всех родственников об этом грандиозном событии, особенно если речь идет о самом первом утреннике в жизни. Дети реагируют на события через эмоции родителей, а эмоции они улавливают очень хорошо.

Помощь со стороны родителей очень кстати. Маленький ребенок еще не владеет приемами запоминания, и выучить даже небольшой текст или стихотворение ему может быть сложно. Больших усилий при этом не потребуется — только немного времени, внимания и терпения.

Особенность памяти ребенка дошкольного возраста в том, что запоминается лучше все яркое, необычное и красивое. Сделайте так, чтобы даже не самый интересный текст вызывал эмоции — тогда заучить его будет легче. Например, можно нарисовать вместе с ребенком веселую картинку, иллюстрирующую слова.

Маленький ребенок не может долго заниматься одним и тем же делом — его внимание недостаточно развито для этого. Занятия должны быть очень короткими по времени. Повторение — эффективный прием в заучивании. Промежутки между повторами должны быть несколько часов, всего около семи повторов в день. Дети гораздо лучше запоминают то, что происходит в виде игры. Придумайте какой-нибудь интересный способ заучивания. Например, вы бросаете друг другу мяч. При этом вы произносите одну строчку из стихотворения, а он — другую.

Поощрение — хороший стимул для ребенка. Наверное, нет ничего страшного в том, что вы пообещаете купить какую-то игрушку в том случае, если ребенок согласится выступить на утреннике. Не бойтесь, что теперь всегда и за все он будет требовать плату. Вполне возможно, что в дальнейшем такая творческая деятельность увлечет его сама по себе — независимо от вознаграждения.

А вот с критикой стоит быть поосторожнее. «Все дети это могут, кроме тебя» — такое замечание может лишить всякого желания как-то себя проявлять. Может, лучше рассказать о том, что мама или папа, когда были маленькие, тоже ходили в детский сад и участвовали в утренниках. У них тоже не всегда все получалось. Но все равно это было очень хорошо.

Совсем уж плохой способ заставить ребенка проявить свои творческие способности — наказание. Возможно, под страхом лишиться мороженого на месяц он и сделает то, что от него требуют, но вряд ли это доставит ему радость. Если ребенок, несмотря на все ваши уговоры и хитрости, не согласен на участие в утреннике, наверное, стоит оставить его в покое. Дайте ему возможность побыть пока зрителем и подождите до следующего утренника. Который наверняка будет удачнее.

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?