Не так давно мой тринадцатилетний сын пожаловался мне на учительницу, которая отправила его с урока за дверь потому, что он отказался подчиниться ее требованию отдать пятикопеечную монету, случайно выпавшую со звоном из кармана (учительница, видимо, посчитала, что он играет этой монеткой). Сын очень гордился тем, что проявил независимость и смелость, настоял на своем. Пришлось объяснить ему, что такие конфликты — не тот случай, когда надо отстаивать свое сомнительное мнение, тем более отвлекая от урока тридцать одноклассников. Такое поведение сродни вздорному упрямству.
Расскажу вам такую историю. Руководителем одного зимнего похода по Кольскому полуострову был девятнадцатилетний студент. Он старался воспитать в себе волю и силу духа специальными упражнениями. В тот день местные жители предупреждали, что маленькое облачко, появившееся на горизонте в солнечный морозный день, предвещает пургу. Но смелый, решительный, волевой руководитель пренебрег предупреждением. Юноши и девушки, которые пошли за ним, тоже не хотели казаться трусами. Начавшаяся пурга разметала участников группы. Восемь человек вместе с командиром жались к костру, оправдываясь потом тем, что одна из девушек подвернула ногу и они не могли ее оставить. А трое ослабевших замерзли в каких-то пятистах метрах от них. Они мужественно боролись до конца. Но помощи дождался лишь один из них...
Я рассказал все это для того, чтобы вы поняли: мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность... Если этого нет, нередко за смелость и решительность принимается мальчишество, самолюбование, упрямство.
Вот и выходит, что, говоря о воспитании смелости, решительности, воли, мы должны думать о нравственном воспитании ребенка, о воспитании его правильного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это отношение формируется по мере того, как расширяются, крепнут духовные связи ребенка с людьми, по мере того, как он становится все более самостоятельным и зрелым.
Сила духа рождается и крепнет с помощью тех, кто окружает ребенка, кто оставляет след в его душе, И чем значительнее, интереснее, любимее для ребенка человек, тем заметнее след оставляет он. Его взгляды, отношение к жизни определяют поступки, принципы и идеалы растущего человека. Так бывает не только с ребенком, но часто и со взрослым. Вспомните, за подвигом Алексея Маресьева стоят и комиссар Воробьев, и хирург Василий Васильевич, и мастер протезного дела, и старушка, сварившая ради спасения человека последнюю курицу, и многие, многие другие люди...
Вот почему так важно, чтобы рядом с девятилетним мальчишкой оказался взрослый человек, способный раскрыть ребенку красоту смелого поступка, пусть это всего лишь противостояние группе забияк. Помощь и участие взрослого состоят не в том, чтобы ограждать, защищать детей от неприятностей и ударов судьбы, а в том, чтобы, используя свое влияние, авторитет старшего, научить ребенка противостоять трудностям. И не стоит ждать для этого какого-то особого случая,
В каждом ребенке заложено стремление быть самостоятельным. И надо не мешать этому стремлению, а помогать упражнять ребенка в самостоятельности, смелости, решительности. Упражнять не на словах — в поступках.
Посмотрите, как упорно шагает годовалый малыш, спотыкается, падает, но идет. Правда, мы следим, чтобы он падал на мягкий ковер или изумрудную зелень травы, а не на асфальт. А трехлетнему и асфальт не страшен, он упадет, но плакать не будет, а встанет и пойдет дальше, если, конечно, ему не помешает сердобольная мама.
Дети не боятся преодолевать трудности, когда чувствуют рядом заботливого взрослого, который не ограничивает их действия, а только исключает неразумный, неоправданный риск. Научиться преодолевать трудности дети могут лишь тогда, когда им предоставляется такая возможность. И если четырехлетний малыш полезет на лестницу, что стоит на детской площадке в скверике, пусть лезет. Только взрослый должен позаботиться о прочности лестницы и о том, чтобы ее высота не была опасной.
Захотелось шестилетнему сыну помогать маме — самому ходить в булочную! И разумная мать учит его переходить улицу. Сначала за ручку, потом рядом — раз, другой, третий. И вот он отправляется за покупками сам! Смотрит налево, потом направо и не видит только затаившейся у стены мамы (специально прячется!), которая еще раз контролирует своего малыша, не показывая, однако, ни своей тревоги, ни недоверия к ребенку.
Воспитание в том и состоит, чтобы, привлекая ребенка к различным делам, которые не всегда оказываются легкими, научить его действовать самостоятельно, смело, решительно, благородно. И поддержать, одобрить ребенка, если он действовал именно так.
...У сына синяк под глазом. Подрался. Оказывается, два семиклассника выворачивали карманы у второклассника — искали деньги, тут он и заступился за младшего. Вот и побили... Мать вздыхает, а отец жмет сыну руку: «Другого я от тебя не ожидал. Но для того, чтобы заступаться за слабых, защищать справедливость, надо иметь силу не только в кулаках...»
Лишь находясь рядом с детьми в общих делах, преодолевая общие трудности и невзгоды, сможем мы взрастить силу их духа, которая станет продолжением нашей силы. Только при этих условиях будет расти вместе с ребенком и его смелость — физическая и нравственная, которые при сложении дают силу человеческого духа.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: