Вопросы воспитания

6 принципов

Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?

Книжные магазины я не очень люблю, если честно. Потому что проблема выбора меня в них мучит с нездешней силой. Куда ни посмотришь — сплошь незнакомые названия, десятки, сотни незнакомых названий и авторов! То ли дело было раньше, лет двадцать назад: тиражи огромные — сотни тысяч экземпляров, а названий — пара сотен, не больше. Сейчас же все ровно наоборот: 5000 экземпляров считается очень хорошим тира жом для детской книги. Зато названий — тоже пять тысяч. Куда смотреть? На что бросаться? Посещение книжного магазина по нынешним временам способно привести родителей к настоящему стрессу, а детей — к безнадежно испорченному вкусу и стойкому от вращению к чтению и книге на всю жизнь. Но есть, есть спасение от таких ужасных последствий! Существует несколько нехитрых правил, которые, надеюсь, помогут сберечь психику вашу и вашего ребенка от последствий издательской свободы.

Правило первое: СФОРМИРУЙТЕ НАМЕРЕНИЕ

Это звучит несколько эзотерически, но пусть вас это не пугает. На деле формирование намерения означает лишь то, что идти в магазин просто «за книгой» не стоит. Вы же не ходите просто «за едой» или «за одеждой»? Собираясь в продуктовый или промтоварный, каждый человек имеет в голове или в блокноте список: «молоко, 3,5% жирности, — два пакета; стиральный порошок для цветного белья — упаковка 1,5 кг» и так далее. Как правило, мы точно знаем, что приблизительно нам нужно.

Вот и при покупке книг не надо идти «за книгой», все равно у ребенка уже есть одна, а то и две. Стоит идти «за книгой именно для этого ребенка, который любит мышей / читать в ванне / волшебные приключения (подставить нужное)». Правильно сформированное намерение поможет вам определиться с тематикой и жанром книги, с ее внешним видом и подскажет, какие вопросы задавать продавцу.

А чтобы их задать правильно, переходите к следующему правилу.

Правило второе: НАЙДИТЕ ИНФОРМАЦИЮ

Информации о детских книгах у нас не просто мало, а непростительно мало. Вот только недавно услышала по радио беседу ведущей с критиком детской литера туры. Ведущая и спрашивает: «А что, собственно, вы критикуете? Разве сейчас какая-то новая литература есть? Моя дочь читает те же книги, которые были у меня в детстве». А критикесса в ответ аж подпрыгнула: «Да вы просто, наверное, о новых книжках узнать и не пытаетесь, довольствуетесь тем, что узнали в младшем школьном возрасте!» И как пошла сыпать именами, названиями издательств и названиями книг! Я за ней даже записать не успела. Поэтому пришлось мне по окончании передачи искать помощи в Интернете.

Мой любимый сайт, рассказывающий о детских книжках, называется «Библиогид» (http://bibliogid.ru/). Авторы его — сотрудники отдела рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки. На «Библиогиде» можно почитать о новых и старых книгах, познакомиться с творчеством молодых современных авторов, найти списки книг, посвященных какой-то определенной теме: циркачи, пираты, викинги, девочки, де душки, богатыри и так далее. К тому же при этом сайте существует форум, на котором всегда можно спросить совета у специалистов, и не только.

Еще советов в Интернете можно спрашивать в некоторых сообществах русскоязычного сектора Живого Журнала (http://livejournal.com/). Например, в родительском сообществе «rukids» (http://community.livejournal.com/rukids) вопросы о том, что читать детям, возникают регулярно, и коллективный родительский разум дает очень интересные и иногда неожиданные ответы.

Кроме того, существуют специализированные издания, рас сказывающие о книгах, такие, как «ExLibris НГ». Есть и электронные версии (http://knigoboz.ru/ и http://exlibris.ng.ru/).

Но вот выбор сделан, и теперь, хочешь не хочешь, придется идти в магазин, чтобы на практике проверить действенность первых двух и всех последующих правил покупки детских книг.

Правило третье: ПОМНИТЕ О СВОИХ ПРИОРИТЕТАХ

В книготорговле существует, оказывается, такая специальная хитрость: приоритетная выкладка. Это когда магазин по предварительной финансово подтвержденной договоренности с издателями некоторые книжки кладет на самое видное и доступное место. Это известный способ продвижения новых изданий. Но если вы не вознамерились заранее купить именно ту книгу, что представлена «приоритетно», лучше не задерживаясь проскочить мимо, вглубь детского отдела.

Но имейте в виду — иногда нужная вам книжка будет во втором ряду, зато лицом к покупателю окажутся развернуты много численные яркие и увесистые тома: сборники сказок, хрестоматии для дошкольников и прочая, прочая, прочая. Посмотрите на них: самое время вспомнить о четвертом правиле.

Правило четвертое: НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО…

Издатели обожают давать книгам пышные названия. Оглядитесь вокруг: «Золотая книга сказок», «Бриллиантовая сказок», «Изумрудная книга сказок», «Рубиновая книга сказок»! Все они гигантского формата и непомерной толщины, так чтобы ребенок ее уж гарантированно не смог в руках удержать. Все сказки в таких сборниках, как правило, адаптированы, читай — упрощены до предела и пересказаны таким языком, что русским литературным его вряд ли можно назвать. Зато картинки! Зато блеск обложки!

Бабушка моих детей как-то польстилась на блеск и картинки. Купила огромный талмуд «Сказки на каждый день» или что-то вроде того. Я начала его читать, к счастью, сначала себе, а не детям, но сломалась уже на третьей странице: грамматические и логические ошибки, перевранные сюжеты любимых сказок выбили меня из состояния душевного равновесия. С тех пор я никогда не бросаюсь на золотое тиснение и громкие названия.

Впрочем, мне самой тоже случалось раскаяться в покупке книжек. Года четыре назад я увидела в магазине то, что приняла за переиздание любимого сборника своего детства «По дорогам сказки». Схватила, не глядя, а дома то разглядела повнимательнее, и … рисунок на обложке оказался не тем. В моем детстве обложка была оформлена классиком иллюстрации В. Конашевичем, а на новом издании при соблюдении композиции Конашевича, при использовании его же персонажей скалились плохо нарисованные нечто, что лицами можно назвать с большой натяжкой. Фамилия художника скромно не была указана в выходных данных.

Под обложкой меня поджидало еще несколько сюрпризов: издатели решили, что незачем ребенку напрягаться, и потому читательский адрес «дошкольный и младший школьный возраст» они недрогнувшей рукой переправили на «средний школьный», но при этом исключили из собрания все те сказки, которые должны были бы вызвать у юного читателя усиленную работу мозга и совести: «Холодное сердце» Гауфа, «Преданного друга» Уайльда и так далее — всего около десяти сказок.

Мне стало искренне жаль бездарно потраченных денег. Теперь больше ни одной книги, не изученной внимательно еще в магазине! Чего и вам желаю.

Имейте в виду, что качество сборников, хрестоматий и антологий зависит от составителя. Так вот, сегодня лучшими составителями такого рода книг для дошкольников и младших школьников можно назвать Марию Артемьеву, Ольгу Корф, Вадима Левина, Виктора Лунина и Михаила Яснова. Их фамилии будут обязательно указаны в выходных данных книги.

Правило пятое: ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ

В порядочном магазине книги распределены по тематике. Однако такая постановка дела при всей кажущейся простоте и ясности таит в себе немало неожиданностей. Своими глазами видела Вальтера Скотта, выпущенного в серии «Русские писатели — детям»!

Это я к тому, что, не найдя того, за чем вы пришли, на самом логичном, казалось бы, месте, посмотрите на нелогичном. К тому же некоторые упиханы в стеллажи так, что даже их скромный корешок не сразу разглядишь. Однако ж стоит за этот корешок потянуть: вдруг он принадлежит Той Самой Книге, которая вам нужна?

Правило шестое: ПОВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ

Но вот, предположим, книга найдена и выбрана. Обложка завлекает, картинки радуют глаз, название манит. Можно брать? Можно. Но не сразу.

Прежде чем идти к кассе расплачиваться, просмотрите книжку хотя бы по диагонали. Потому что иногда случается, что картинки много лучше текста, как это, например, произошло со сказками Мадонны, проиллюстрированными Геннадием Спириным.

Хотя, конечно, случается и на оборот: некоторые издатели в целях экономии нанимают таких художников, что с их иллюстрациями даже прекрасные стихи Марины Бородицкой или Михаила Яснова выглядят устрашающе.

Книжки иностранных авторов могут попадаться в разных переводах. Поэтому, если вы не знаете наверняка фамилии переводчика, которому можно доверять, читайте, читайте текст. Иначе с вами может случиться то же, что с моей подругой, которая, купив ребенку «Карлсона», на месте домомучительницы обнаружила почему-то «домокозлючку», да и вообще вся сказка Астрид Линд грен очень сильно отличалась от той, что мы знаем и любим в замечательном переводе Лилианы Лунгиной.

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/girl_cleaning-window.jpg
    Золушкины будни
    Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?