Вопросы воспитания

Золушкины будни

Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, часто надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом.

Очень хочется, придя домой, обнаружить прибранную квартиру, в которой сидят умытые детки и мирно читают книжки. В реальности, однако, на полу валяются фантики и игрушки, под кроватью обнаруживается грязная посуда, а дети хоть и не отказываются от уборки категорически, но занимаются саботажем.

Алексей Булгаков, автор книги «Наши неуправляемые подростки», перечисляет массу типичных причин, по которым ребенок не помогает родителям дома. Например, ребенка разбаловали. Сейчас, кстати, все чаще мамы говорят: «Успеет еще наломаться, пусть отдыхает».

Для иных семей расхлябанность — образ жизни: посуду не моют до завтрашнего дня, убирают дома от случая к случаю. В других царит порядок, но родители делают другую ошибку: грубо требуют выполнения обязанностей или нудят, а ребенок протестует. А то и забывают хвалить ребенка за сделанную работу, так что пропадает всякое желание что-то делать дальше.

Часто родители ведут себя непоследовательно: просят, чтобы сын вымыл посуду, а через полчаса, заметив, что она не вымыта, моют ее сами.

Действительно, детей надо приучать к труду с малых лет, не отказываться от их помощи, когда они тянутся подметать пол вместе с мамой и при этом больше сорят и вредят, чем помогают. Потом-то им уже и самим не захочется без привычки.

Обязанности следует делить справедливо. Правда, надо понимать, что наградить кого-то многолетней обязанностью мыть посуду — это вовсе не такое уж благодеяние и никак не приучение к труду. Куда полезнее, чтобы все члены семьи оценивали общий объем работ и каждый брал на себя какую-то часть.

Лично я обнаружила опытным путем, что вопить «я у вас как прислуга» — дело бесполезное. Куда полезнее — написать на листочке восемь-десять дел, которые надо сделать дома за день, и предложить ребенку выбрать из них четыре или пять, а оставшиеся взять себе.

Когда человек имеет возможность выбора, он воспринимает необходимость заниматься скучным делом совсем не так остро. Когда моей дочери было лет 12–14, я оставляла ей иногда списки, которые мы дома называли «Золушкиными»: три-четыре дела, которые делают и отмечают в списке галочкой. Сейчас дочери восемнадцать, списков я уже не составляю, зато могу предложить поменяться: я приберу на твоем рабочем месте, ты — на моем. Оказывается, помогать другому легче и быстрее, чем наводить порядок у себя. И не так скучно.

Впрочем, иногда суть проблемы зарыта гораздо глубже: оказывается, у членов семьи разные представления о том, что такое порядок и зачем он нужен. Я, например, долго искала ответ на вопрос «зачем каждый день заправлять кровать» — и не могу сказать, что мои варианты устроили дочь. А вот сына этот вопрос совсем не волнует. Возможно, потому, что вопрос возникал, когда дочь спала на втором этаже двухэтажной кровати, где застилать постель физически тяжело, а сын никогда на втором этаже не спал. Родителям стоит оценивать свои требования еще и с точки зрения выполнимости.

Много времени и нервов семье может раз и навсегда сэкономить решение о том, какая комната считается убранной. В своей семье я предложила детям такой вариант:

На полу, тумбочке, стульях, столе, подоконнике не валяются в беспорядке вещи.На рабочем столе лежит и стоит только самое необходимое, стул ровно стоит у стола.Тетради и книги на полках стоят ровно, занавески висят ровно, постель аккуратно застелена.Все игрушки лежат в ящиках.Вся одежда убрана в шкаф.Пол подметен, цветы политы.

Американский психотерапевт Рассел Баркли предлагает писать для детей на карточке последовательность действий при уборке и каждую стадию помечать галочкой: это сократит количество споров на тему, можно ли считать комнату убранной. Он же советует давать на уборку ограниченное количество времени.

Родители часто упускают из виду очень важный момент: никто не рождается на свет с умением делать уборку. Ребенку — еще тогда, когда он готов радостно помогать, — надо показывать все-все: и что тарелку надо мыть теплой водой с обеих сторон, и что споласкивать ее после этого обязательно, и что вилку надо мыть не только спереди, но и сзади, и между зубцов. К сожалению, все эти свои упущения родители обычно разглядывают поздно — и тут же начинают винить ребенка: кто так моет, кто так держит веник… и это — вместо спасибо. И если показывают, то с негодованием: посмотри, бессовестный, как это надо делать по-человечески. Бессовестному, само собой, это надолго отбивает желание хозяйничать.

И самое последнее: если ребенок все-таки сделал доброе дело — похвалите его. Не считайте, что это в порядке вещей. И конечно, из родительского арсенала следует полностью исключить ядовитые похвалы: «Ну, убрал наконец, думала, уж не дождусь». Это прямая команда ребенку: больше так не делай. Он и не будет.

Ирина Лукьянова

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Вопросы воспитания

  • Дорога к книге
    Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?       1
  • Хуже всякой ругани!
    Я вовсе не думаю, что дети — ангелы. Они могут любого довести до белого каления, бывают надоедливыми, непонятливыми и всякими, какими хотите. Но ведь и в состоянии белого каления можно найти какую-то человеческую форму общения с ребенком.
  • Дети и деньги
    Почему порой ребенок не в силах сдержать себя, чтобы не добыть денег недозволенным способом? В большинстве случаев потому, что где-то перегнули палку родители, не приучили к самостоятельности, не проявили родительского доверия.
  • Дети и родители: дисциплина.
    Нельзя, чтобы правил и запретов было слишком много и они не изменялись, когда существенно изменяются окружающие условия.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Детские проблемы.
    Если бы родители вспомнили, какими они были в свое детство, они бы нашли в нем массу проблем и вспомнили бы жгучее желание помощи в их разрешении.
  • /img/210/girl.jpg
    Есть ли у них совесть?
    Наверное, вам уже приходилось спрашивать своего или чужого ребенка: «Как ты мог так поступить? У тебя вообще совесть есть?» При этом вам вряд ли приходило в голову поинтересоваться, знает ли ребенок, что такое «совесть».
  • /img/210/clever_boy.jpg
    Мой ребенок вундеркинд?!
    Ученые различают несколько признаков одаренности. Присмотритесь к вашему ребенку, а вдруг он вундеркинд?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Об увлечениях
    Мудрый Платон говорил: «Вы знаете, что в каждом деле главное — это начало, особенно для юных и нежных созданий?»
  • /img/210/children2.jpg
    Как создать оптимистический настрой у дошкольника.
    В жизни дошкольника основную роль играют эмоции. Ребенок — то, что он чувствует и переживает. Например, он не столько ощущает гнев, сколько сам становится воплощенным гневом.
  • /img/210/boy-ok.jpg
    Как создать оптимистический настрой у подростка.
    Подростковый возраст также принято называть пубертатным, то есть возрастом созревания. Основной критерий для ребенка в подростковом возрасте — это собственная идентичность.
  • /img/210/Kapriz1.jpg
    Капризы, крадущие время.
    По степени тяжести выделяются капризы: 1) нетяжелые — бьющие по времени, 2) средней тяжести — бьющие по карману, 3) тяжелые — бьющие по психике.
  • /img/210/small-girl.jpg
    Капризный ребенок.
    Капризом мы называем то, что выходит за рамки той модели поведения, которую мы считаем правильной. Иногда даже попытка ребенка выразить свое мнение считается его родителями капризом.
  • /img/210/baby-mother.jpg
    «Не хочу» в 3-4 года.
    В этом возрасте «не хочу» принимает диковинные формы. Поводы для «Не хочу» находятся самые невообразимые.
  • /img/210/b/discipline-boy.jpg
    Воспитание детей “как полагается”
    Представьте на минуту - стали бы вы кричать и шлепать своего ребенка, если бы он был ростом 2м и борцом сумо и мог бы очень хорошо ответить вам?
  • /img/210/reading-book.jpg
    Серия развивающих книг для детей «Школа Семи Гномов»
    Знакомить ребенка с окружающим миром надо начинать с самого детства. Учить говорить, читать, понимать других – всем этим лучше заниматься как можно скорее.
  • Одна рука карает, другая милует.
    А теперь постарайтесь вспомнить: хочется ли нам, взрослым людям, исправиться, когда нам, пусть даже справедливо, указывают на наши дурные свойства? Или, может, нам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
  • С пеленок — американец.
    Американцы считают, что главная их задача как родителей -воспитать детей независимыми и приспособленными к жизни. И в этом, несомненно, парадокс и жертвенность родительства - ты делаешь все, чтобы стать ненужным для своего самого дорогого существа на свете - ребенка.
  • Мальчишки, устанавливают свою власть во дворе...
    Мало смелости и решительности для воспитания такого емкого человеческого качества, как сила духа. За этой силой стоит многое, в том числе и наша высокая мораль, наша нравственность...
  • Удержать, отпуская.
    Анализ многочисленных фактов семейного воспитания позволяет заметить две, как бы противоположные друг другу направленности родительского беспокойства;
  • Дисциплина и структура взаимоотношений.
    Родители, а не дети ответственны за упорядочение взаимоотношений и за соблюдение правил поведения каждым членом семейства.
  • О детях 5-8 лет.
    Помните, что ничто так не унижает человека и не ожесточает его, как оскорбление. Не допускайте, чтобы с вашим ребенком обращались жестоко.
  • Скромность и требовательность.
    Нам надо понимать, что детская личность незрела. Ребенок не умеет хорошо контролировать себя, и он не будет добровольно и с удовольствием откладывать исполнение своих желаний. Этому еще придется учиться.
  • С каждым немного иначе.
    Если ко всем детям подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это и подойдет, еще кому-то пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
  • Требования и запреты: «надо» и «нельзя».
    Постоянно вынуждая малыша отказываться от того, что ему хочется сделать или взять, взрослые вольно или невольно порождают у него отрицательные эмоции, что приводит к конфликтным ситуациям.
  • Запланированное веселье.
    Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
  • 6 принципов
    Несколько профессиональных советов родителям, растерявшимся перед многочисленными книжными полками. Как среди ярких обложек найти именно ту книгу, которая подойдет вашему ребенку?
  • Как спорить с ребенком.
    Если ваш сын или дочь вдруг начинают с вами спорить, вздохните спокойно – развитие ребенка идет как надо.
  • Каприз явный и скрытый.
    Слезы видимые и слезы невидимые. Да, есть и такие слезы: их проглатывают молча, и человек спешащий, занятый только собой, никогда их не заметит.
  • Осторожно, детская креативность!
    Самое страшное, что взрослые могут сделать, — это заглушить в ребёнке его природную креативность, заставив растущего человека действовать по шаблону, по давно установленным правилам, «как положено».
  • Откуда что берется, и как с этим бороться.
    Вечером вдруг ни с того ни с сего ваш малыш начинает кривить личико, дуть губки, ныть по малейшему поводу или без повода.
  • Последовательное проведение воспитательных мер.
    Наша задача — научить ребенка ориентироваться в этом мире. По возможности дать объективную картину. Рассказать о том, что принято и что не принято делать. Когда-то наши малыши тоже станут взрослыми.
  • Правила для всех видов наказания.
    учше, если наказания будут символическими, вроде отсидки в спецкресле. Не наказывайте выполнением уроков, чтением книг, работой по дому. Эти «наряды вне очереди» привьют отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни.
  • Про неиспользованные шансы и упущенные возможности.
    Жизнь постоянно посылает нам какие-то шансы и возможности. И качество нашей жизни полностью зависит от того, как мы на посланные шансы и возможности реагируем: не замечаем, игнорируем, используем.
  • Развитие детской креативности.
    Любое совместное творчество взрослого и ребёнка необыкновенно влияет на их взаимоотношения, качественно эти отношения улучшая и выводя на новый, более высокий уровень, постепенно делая это общение роскошным.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?