Здоровье детей

5 проблем, которые нельзя игнорировать

СКОЛИОЗ

У Ирины, красивой и умной 18-летней студентки-заочницы, есть одна проблема: из-за слабости шейных позвонков у нее не держится голова. У нее нет друзей, она замкнута и часто бывает в подавленном настроении. С пяти лет девочку стали водить по врачам. Ее родители безуспешно обращались в районную поликлинику, но там им помочь не смогли. Теперь исправить положение будет крайне сложно. Но если бы вовремя были приняты меры, неприятных последствий удалось бы избежать. Любые родители хотят видеть своего ребенка здоровым и счастливым, и с какой болью и недоумением они вдруг замечают у своего ребенка что-то похожее на горбик. Когда после обследования врач ставит диагноз сколиоз, или искривление позвоночника, – это уже звучит как приговор.

Как развивается сколиоз? Когда малыш начинает стоять и ходить, из-за слабости соединительной ткани его межпозвоночные диски могут постепенно смещаться. Тогда вышерасположенный позвонок наклоняется, мышцы и связки, соединяющие позвонки, развиваются неодинаково, что в процессе роста приводит к скручиванию позвонка. Одновременно деформируются и ребра, образуя увеличивающийся реберный горб. Таким образом, искривление развивается как компенсация, обеспечивающая ребенку возможность ходить прямо.

– Существует ошибочное мнение, что сколиоз у детей возникает из-за того, что они неправильно сидят за столом или носят тяжелый портфель в одной руке, – рассказывает к. м. н. Анатолий Бобырь, главный врач клиники, носящей его имя. – Эти факторы усугубляют течение болезни, но не являются ее первопричиной.

Специалисты выделяют три периода в жизни ребенка, когда он растет особенно быстро, – год, шесть-восемь лет и период полового созревания. Именно в это время может начаться развитие сколиоза. Важно не пропустить момент и вовремя выявить симптомы болезни. Последствия сколиоза весьма серьезны: у детей, больных сколиозом, затруднена работа легких и сердца, что ведет к недостаточности снабжения кислородом растущих тканей детского организма. «Особенно от этого страдает головной мозг, – говорит д-р Бобырь. – Возникают задержки нервно-психического и умственного развития, снижается функция памяти, ребенок неусидчив, плохо переносит физические нагрузки, раздражителен, быстро утомляется, страдает от головных болей, у него нарушается сон».

Существуют несложные тесты, при помощи которых вы сможете провести экспресс-диагностику по выявлению сколиоза и нарушений осанки. Посмотрите на спину ребенка. Очевидные признаки сколиоза: одно плечо ребенка выше другого, нижний угол лопатки с одной стороны выше угла с другой, заметная несимметричность линий талии и ягодичных складок.

Дальше можно провести обследование на выявление скрытого сколиоза, который провоцирует повышенное внутричерепное давление. Для этого подушечками указательных пальцев надавите на шею сзади на границе ее с головой, отступив на один сантиметр от средней линии. Если подлежащие ткани одинаковой плотности – значит, причин для беспокойства нет.

Еще один простой, но очень эффективный прием обследования: уложите ребенка лицом вверх на диван, возьмите его за пятку и, не сгибая в колене, поднимайте ногу. Если вы легко смогли поднять ногу на 90 градусов – все нормально, если только на 80 градусов и меньше – у вашего ребенка проблемы с мышцами и суставами, которые чаще всего являются следствием нарушений в позвоночнике.

КАК СОХРАНИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ:

  • Позаботьтесь о кровати. Сон на слишком мягком матрасе и высокой подушке нарушает осанку. Матрас должен быть жестким, а подушка – невысокой.
  • Стол, за которым сидит ребенок, должен соответствовать его росту. Проверочный тест: пусть ребенок поставит согнутую в локте руку на стол, кончиками пальцев касаясь виска. Между столом и грудью должен проходить кулак, а лопатки – касаться спинки стула. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, должны полной стопой стоять на полу или специальной подставке.
  • Ежедневно выполняйте комплекс простых упражнений вместе с ребенком: поднять и развести прямые ноги в стороны из положения лежа на спине; подтянуть колени к животу из положения сидя; максимально сблизить затылок и пятки из положения лежа на животе. Контролируйте вдохи (при расширении грудной клетки) и выдохи (при опускании рук, наклонах). Каждое упражнение повторяется восемь-десять раз.
  • Не забудьте о занятиях спортом. Для выработки хорошей осанки полезны гимнастика, волейбол, баскетбол. Плавание укрепляет мышцы и кости, формирует правильную осанку и улучшает кровообращение.

 

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Заскочила на минутку к соседке. Пока мы с ней болтали, заметила ее шестилетнего Антошку, сидевшего у самого экрана телевизора. Поинтересовалась: «Чего так близко сидишь?» А он потер глаза и сказал, что так ему лучше видно. Соседка тут же отреагировала: «Окулист осматривал их в детском саду, очки прописал. Говорит, что развивается близорукость. Правда, если сейчас Антон будет носить очки, то в будущем они могут и не понадобиться. А он ни в какую, говорит, дразнить будут».

Пока ребенок растет, его зрительная система претерпевает значительные изменения. Особенно интенсивно она развивается в первый год жизни ребенка. Поэтому в этом возрасте посещать офтальмолога рекомендуется в один, три, шесть и 12 месяцев.

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы. Сетчатка глаза в это время только формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается стопроцентное зрение) еще вообще не образовалось. Через две-пять недель после рождения ребенок может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Не стоит беспокоиться, если до восьми недель у новорожденных не скоординировано движение обоих глаз. Это нормально, объясняют врачи.

Но если косоглазие сохраняется после восьми недель, малыша необходимо показать специалисту. Особенно активно согласованная работа глаз формируется в двух-трехлетнем возрасте. Обращайте внимание, может ли ребенок фиксировать оба глаза на игрушках, других окружающих его предметах. Отсутствие фиксации должно насторожить родителей. Это может быть признаком развивающегося косоглазия.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает различать простейшие цвета – желтый, оранжевый. А движущиеся над кроваткой игрушки помогают составить первые представления об объемности предмета.

Способность дифференцировать цвет появляется у ребенка в возрасте от двух до шести месяцев. А полностью формирование цветового зрения заканчивается к четырем-пяти годам. До этого возраста ребенок может путать цвета, отвечая на вопрос, какого цвета предмет или игрушка.

В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по способности различать мелкие предметы и их детали, по точности определения расстояния до игрушки, когда ребенок хочет ее схватить. Но даже если вы уверены, что со зрением у ребенка все в порядке, в годовалом возрасте обязательно покажите его офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что развитие зрительной системы идет нормально.

Профилактические осмотры позволят выявить или предупредить различные нарушения рефракции (преломления) глаза: близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Помимо нарушений рефракции у детей могут быть и врожденные глазные заболевания, такие, как катаракта и глаукома. Диагностировать их могут только офтальмологи.

Наиболее частое нарушение рефракции – близорукость. Нарушение заключается в том, что изображение предметов преломляется не на сетчатку, а перед ней и в результате получается расплывчатым.

К близорукости предрасположены недоношенные дети, дети с ослабленным иммунитетом. В группу риска входят и малыши, чьи родители страдают близорукостью. Основным признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль.

По мере взросления ребенка частота возникновения близорукости возрастает: до года она встречается у четырех-шести процентов детей, в дошкольном возрасте – на один-два процента выше, в 11–13 лет близорукость наблюдается у 14 процентов детей.

Среди детей подросткового возраста страдающих близорукостью 25 процентов. Это явление вполне объяснимо. Подростки начинают интенсивно готовиться к поступлению в высшую школу, много читают, пользуются компьютером, много времени проводят у экранов телевизоров. В результате зрение ухудшается.

На ранней стадии снижения зрения этот процесс может быть обратимым. Но если вовремя не заняться лечением, близорукость будет прогрессировать.

Опасным заблуждением родителей является мнение, что ношение очков или линз способствует усилению близорукости. Очки носить нужно, причем очень важно, чтобы это были очки, подобранные специалистом.

При лечении близорукости очень важно регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать режим работы и отдыха, следить за правильной посадкой за столом.

Незначительная дальнозоркость является нормой для детей в возрасте до десяти лет. При дальнозоркости изображение предметов располагается позади сетчатки.

Однако, если ваш ребенок жалуется на головные боли, затуманивание зрения, быструю утомляемость глаз, следует показать его врачу. Родителей должны также насторожить такие симптомы, как плохой почерк, когда буквы «пляшут», пропуск букв при чтении.

Нередко близорукость и дальнозоркость осложняются у детей астигматизмом – патологией рефракции глаза, при которой нарушается сферичность роговицы. Изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается не в виде точки, а в виде отрезка прямой. Ребенок при этом видит предметы искаженными, одни линии предмета четкие, а другие – размытые.

Кроме дефектов зрительного восприятия астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения, головными болями.

И близорукость, и дальнозоркость, особенно если они осложнены астигматизмом, могут быть причиной плохой успеваемости ребенка в школе, а иногда даже приводить к нервным срывам. И это вполне объяснимо. Ребенок плохо видит, что написано на доске, не понимает из-за этого объяснения учителя или неправильно списывает условие задачи или домашнее задание, получает низкую оценку, нервничает. Головные боли и утомляемость усугубляют его состояние. А причин происходящего ребенок не понимает. И здесь ему должны помочь родители.

Чтобы не запустить болезнь, не усложнять жизнь детям и себе, нужно совсем немного – своевременно исключить все причины для беспокойства и четко выполнять рекомендации специалистов.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:

  • Правильно подбирайте цвета. Следуя традиции, мы стараемся мальчиков одеть во все голубое, а девочек нарядить в розовое. И тем самым совершаем большую ошибку, так как новорожденные дети лучше воспринимают оранжево-желтую часть спектра и совсем не воспринимают синего. В результате зрение ребенка, который не видит вокруг себя цветов, более различимых для него, не развивается.
  • Старайтесь дозировать зрительную нагрузку. Для трех-пяти лет продолжительность занятий по рисованию и лепке, игр с конструкторами не должна превышать 40 минут в день. В шесть-семь лет – не больше часа. И обязательны перерывы в занятиях. Игры за компьютером и просмотр телепередач не должны превышать 15 минут.
  • Правильно подбирайте игрушки для ребенка. Хороша любая игрушка, которая катится, вертится и движется.
  • Начинайте профилактику неправильных зрительных привычек уже с двух лет. Научите ребенка моргать, не смотреть пристально, чаще менять направление взгляда: от ближнего предмета к дальнему и наоборот. Обратите внимание на свет. Его должно быть много.
  • Не стоит бояться очков! Благодаря очкам в ряде случаев можно полностью исправить зрение. Для профилактики косоглазия очки могут назначить на первом году жизни ребенка. Коррекция зрения при помощи очков и глазной гимнастики эффективна для исправления астигматизма. Ни в коем случае не пользуйтесь чужими очками и не приобретайте очков без консультации врача.
  • Делайте вместе с ребенком упражнения для глаз: 1. Усадите ребенка, предложите ему помечтать с закрытыми глазами. В это время считайте медленно до пяти. Повторить четыре-пять раз. 2. Игра в жмурки. Зажмурить глаза на счет три, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить четыре-пять раз. 3. Игра право-лево. Правую руку вытянуть вперед и следить глазами, не поворачивая головы, как указательный палец вытянутой руки медленно движется влево, вправо, вверх и вниз. И так пять-шесть раз. 4. Откинуться на спинку стула, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, – выдох. Повторить пять-шесть раз. Все эти упражнения займут не более трех-пяти минут. Делать их нужно через каждые 40–50 минут во время занятий.
  • Следите за осанкой ребенка. Хорошее зрение во многом зависит от правильной осанки. Ребенок должен сидеть прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, а ноги всей стопой опираются на пол. Научите ребенка самого контролировать свою посадку.

 

НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Татьяна со своей четырехлетней дочкой Настей зашла в магазин. Девочка, завидев на прилавке куклу, попросила купить. Мама объяснила ей, что не может сейчас сделать это и что нужно немного подождать. Но Настя не собиралась ждать ни минуты. И тут же, на глазах у изумленных продавцов и покупателей, принялась с криками колотить маму, а потом завалилась на пол.

Началась настоящая истерика. Мама решила не потакать ее капризам, поэтому стояла и спокойно смотрела на дочку. Но Настя не прекращала реветь и кричать. Тогда Татьяна сказала: «Настя, ты испачкаешь свое новое платье. Подстели что-нибудь. А потом плачь сколько угодно». Девочка, услышав эти слова, прекратила рыдать, осмотрела платье, взяла из маминых рук журнал, положила на пол… и, пока проделывала все это, забыла, о чем плакала. С тех пор, когда начинались капризы с истериками, ей предлагали что-нибудь подстелить на пол.

Татьяна очень гордилась тем, что нашла к дочке подход. Но часто ли мы, взрослые, способны действовать столь разумно? Наверняка вам не раз приходилось видеть, как ваш ребенок грустит без видимых причин или вдруг начинает злиться. А может быть, удивляет вас необычным поведением или странными рассказами.

– Каждый ребенок – это прежде всего человечек со своим непростым, загадочным и хрупким внутренним миром, – говорит Юлия Белова, психолог-консультант московского Психологического центра на Пятницкой. – К психической жизни каждого ребенка нужно относиться с особым трепетом и заботой.

Ваш малыш связан с вами невидимой энергетикой, и поэтому, если вы нервничаете, он тоже будет капризничать, гневаться, требовать повышенного внимания. И вам должно хватить терпения не сорваться, не накричать на него и не отшлепать. Вы должны вовремя взять себя в руки и попытаться разобраться в ситуации и прежде всего в себе.

Дошкольный возраст накладывает свой отпечаток на невротические проявления ребенка. Так как в этом возрасте у ребенка чувства преобладают над разумом, отсюда и детские страхи, порой переходящие в невроз.

Дети страдают и в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуацию, в которой они оказываются. Например, они не могут адекватно рассудить конфликт между родителями, понять, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Очень часто в таких ситуациях взрослые говорят: «Он еще маленький, ничего не понимает» – и редко думают о том непоправимом вреде, который они причиняют своим детям, делая их свидетелями или даже участниками своих ссор.

– Ребенок все чувствует, и постоянные конфликты родителей не проходят для него бесследно. Все эмоции, переживаемые родителями, особенно мамой, передаются ему. В конечном итоге ребенок может утратить чувство безопасности и доверия к окружающим, – объясняет Белова, – и если ссоры будут повторяться часто, то, скорее всего, ребенок вырастет настороженным и недоверчивым. Или, что еще хуже, станет агрессивным.

Признаки нервозности, прежде всего, наблюдаются у детей физически ослабленных. Так, нервная рвота, расстройство органов пищеварительной системы, снижение аппетита наступают на фоне перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также функции тех органов, которые в детском возрасте еще не окрепли: появляется энурез или расстройство речи, а чаще всего заикание.

С трех лет дети начинают активно общаться со сверстниками. Если же вы стали замечать, что ваш ребенок слишком замкнут в себе и контакт с другими детьми ему не только неприятен, но и не нужен вообще, вам следует насторожиться. Подобные проявления могут быть связаны с развитием детского аутизма. Дети, страдающие этим заболеванием, при общении обычно не поддерживают зрительный контакт, ко взрослым относятся как к объектам (например, забираются на папу, как на дерево), не выражают эмоций и постоянно совершают одни и те же действия (целый день тихо перебирают что-то в руках). Вы будете думать, что ваш ребенок поглощен своими заботами, а тут уже требуется помощь специалиста.

У детей пяти-шести лет и младших школьников проявляются и другие симптомы нервозности, например двигательные расстройства – тики, навязчивые движения. Ребенок может стать вялым и безынициативным или, наоборот, слишком подвижным и суетливым. У таких детей понижена работоспособность и ослаблено внимание. Если причина нервного состояния не будет вовремя устранена, может измениться характер ребенка. Вялые или возбудимые и недисциплинированные дети легче поддаются дурному влиянию, не могут противостоять собственным желаниям.

Однако не следует сразу делать мрачные выводы. «Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются, – говорит Владимир Чубаровский, психиатр, ведущий сотрудник НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Даже тогда, когда детским психиатрам приходится сталкиваться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается обычными педагогическими приемами – переменой обстановки, устранением причины, вызвавшей заболевание, притоком новых радостных впечатлений».

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ? ПСИХОЛОГ ЮЛИЯ БЕЛОВА СОВЕТУЕТ:

  • Проявляйте чуткость и внимание. Прежде чем в очередной раз отругать или отшлепать своего непослушного ребенка, попытайтесь разобраться в том, что его беспокоит, и понять, почему он ведет себя именно так. Может, все дело в том, что вы уделяете ему недостаточно внимания?
  • Советуйтесь с ребенком. Он должен чувствовать себя полноправным членом семьи. Каждый ребенок имеет право на собственное мнение, которое может отличаться от родительского.
  • Не «залюбливайте» свое чадо. Не навязывайте свое общество ребенку и не обижайтесь, когда на ваши поцелуи и объятия он отвечает отказом и просит отойти. Возможно, он просто хочет побыть один. Согласитесь, ведь и нам порой хочется, чтобы все оставили нас в покое.
  • Не решайте все проблемы за ребенка, но всегда будьте рядом. Если ваш ребенок говорит вам, что его кто-то обидел, не стоит сразу же идти выяснять отношения с обидчиком или его родителями. В то же время не стоит говорить, что все это несерьезно и не надо обращать внимание. Лучше объяснить, что не всегда все происходит так, как нам бы того хотелось. И ничего страшного в этом нет. Наступит время, и появится шанс все исправить.
  • Если ребенок не успевает в учебе и сильно переживает по этому поводу, подыщите ему такое занятие, в котором он мог бы добиться успехов. Это может быть рисование, занятия спортом, музыкой. Ведь каждый ребенок, впрочем, как и взрослый, хочет, чтобы им восхищались.Не следует выяснять отношения при ребенке. Помните, то, о чем вы сможете забыть или чему не придаете особого значения, будет помнить ваш ребенок.Правильно реагируйте на агрессию. Если ребенок проявляет агрессию, ему нужны скорее помощь и понимание, нежели строгость и наказание за неприемлемое с точки зрения взрослых поведение.
    Не запрещайте ребенку злиться, ему тоже периодически необходимо снимать накопившееся раздражение. Задача родителей – дать ребенку возможность использовать переполняющую его энергию в мирных целях. Активным, склонным к агрессии детям нужно создать условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении. В этом хорошо помогут занятия спортом.
    С другой стороны, дайте ребенку понять, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра любимых мультиков или прогулки за драку, учиненную во дворе. Но это не должно звучать в ультимативной форме. Объясните малышу, что любое его «неадекватное» действие влечет за собой последствия.
    При этом не забывайте отмечать похвалой любое достижение ребенка. Но если чувствуете, что не можете сами справиться с ситуацией, обратитесь за помощью к специалисту.

 

ПЛОСКОСТОПИЕ

Поначалу мама четырехлетнего Максимки всерьез не воспринимала жалобы сына на боли в ножках. После каждой прогулки, усаживаясь на стульчик, малыш причитал, а мама лишь подыгрывала ему: «Ножки болят, как у дедушки, давай погладим, пожалеем их».

И как же мама была удивлена, когда год спустя участковый врач после осмотра направил их на консультацию к ортопеду, который поставил мальчику диагноз плоскостопие.

Походка ребенка нормализуется приблизительно к двум с половиной годам. «Страх родителей по поводу плоскостопия у детей моложе четырех лет чаще всего не оправдан, так как свод стопы в этом возрасте еще не сформировался, – говорит заместитель директора НИИ педиатрии РАМН Александр Ильин. – Обычно плоскостопие диагностируется к шести годам. Но если вы все-таки сомневаетесь, то лучше обратиться к специалисту. Своевременная профилактика в виде специальных упражнений поможет предотвратить появление и дальнейшее развитие болезни».

Плоскостопие бывает врожденным, наследственным, но может возникнуть и из-за лишнего веса, неправильного питания, неблагоприятной окружающей среды. Иногда оно является следствием того, что ребенка слишком рано стали ставить на ножки.

При плоскостопии, или деформации стопы, мышечно-связочный аппарат ослабевает, стопа оседает и становится плоской. В дальнейшем передний отдел стопы расширяется, а пятка отклоняется наружу. Стопа приобретает распластанный вид, утрачивает одну из основных своих функций – пружинистость и не смягчает нагрузку на позвоночник и на головной мозг. В результате травмирования возникают головные боли.

Несостоятельность связочного аппарата – самая ранняя стадия плоскостопия. Форма стопы не изменяется, но в результате перерастяжения связок после долгой ходьбы возникают боли, которые проходят после небольшого отдыха. Простое плоскостопие – это первая стадия заболевания. Стопа становится уплощенной, боли – постоянными. Комбинированное плоскостопие – вторая стадия болезни. Своды стопы исчезают, боли становятся постоянными, распространяясь также на голень и коленный сустав, отмечаются значительные затруднения при ходьбе.

НЕ ДОПУСТИТЕ РАЗВИТИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ:

Прежде всего уделите внимание профилактике, потому что лечить плоскостопие намного труднее, чем его предотвратить.

  • Очень полезны прогулки босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной поверхности (галька, гравий) – стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы стопы. Поощряйте ребенка ходить босиком по бревну, лазать по канату или шесту, научите делать упражнения на равновесие с опорой на одну ногу. При этом будьте всегда рядом, чтобы подстраховать его при любом неловком движении.
  • Обратите особое внимание на подбор обуви. Нередко в погоне за красотой и модой родители приобретают дорогую, но во всех отношениях негодную обувь для своего малыша. Детская обувь должна быть прежде всего удобной и качественной и лишь в последнюю очередь – модной. Туфельки ребенка должны быть сшиты из натуральной кожи или нубука, с минимальным количеством швов, высоким фиксированным задником и небольшим каблучком. Следите за тем, чтобы ноги ребенка не были влажными. Не стоит длительное время оставлять обувь на ногах. Не покупайте обувь про запас и на вырост. Ножки ребенка быстро растут, а ношение тесной обуви может привести к нарушению кровообращения стоп, затрудненному венозному и лимфооттоку, деформации пальцев.
  • Обязательно обратите внимание на супинаторы – приспособления для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. При плоскостопии и серьезных деформациях стопы ношение супинаторов становится необходимым. Но вполне целесообразно и их временное применение для коррекции незначительных отклонений от нормы.

ЛИШНИЙ ВЕС

Я не видела сына моей коллеги Аси, шестилетнего Ивана, несколько месяцев и при встрече очень удивилась тому, как сильно он поправился. Ася перехватила мой взгляд: чего ты удивляешься? После работы бегу за ним в сад, по дороге в магазине хватаю то, что быстрее готовится. Знаю, что пользы от этого мало, но времени не хватает. У бабушки всегда пирожки да конфетки. Ваня сидит у телевизора и уплетает всякие сладости. А тут еще и реклама всевозможных шоколадок, конфет и газированных напитков. Он насмотрится и просит деда купить «вкусненькое». Разве будет внуку отказ? Воюю с ними, но сил и времени не хватает…

Как часто мы, взрослые, вместо того чтобы поговорить с ребенком, приласкать его, впихиваем ему сухарик или шоколадку или кормим полуфабрикатами, лишь бы быстро, лишь бы замолчал и не мешал заниматься своими делами.

По данным статистики, 16 из ста российских детей имеют избыточный вес, 21 процент мальчиков и 24 процента девочек младшего школьного возраста страдают полнотой, а у 78 процентов школьников – проблемы с пищеварением.

У детей с лишним весом чаще наблюдаются ортопедические заболевания, нарушения сна, повышенное давление и даже аллергии. В последнее время врачи констатируют рост числа «взрослых» болезней у таких детей, включая сахарный диабет второго типа. А с учетом того, что толстые дети, скорее всего, превратятся в толстых взрослых, список медицинских проблем становится еще длиннее.

– Негативные изменения в кровеносных сосудах у полных детей появляются очень рано, – говорит д. м. н. Жанна Горелова, заведующая Гораздо легче внести коррективы в питание и физическое воспитание ребенка, чем в дальнейшем лечить ожирение. лабораторией эпидемиологии питания НИИ здоровья детей и подростков РАМН, – и чреваты атеросклерозом и смертью в молодом возрасте. Родители должны помогать детям контролировать вес и как можно раньше принимать меры по предотвращению возможных нежелательных последствий тучности. Очень важно, чтобы предрасположенность к ожирению была диагностирована на ранних стадиях. Гораздо легче внести коррективы в питание и физическое воспитание ребенка, чем в дальнейшем лечить ожирение.

На что следует обращать внимание? Разумеется, многие малыши отличаются пухлостью, и это нормально. Детям в возрасте до двух лет жир необходим для развития мозга. «Но если вы замечаете, что кожа у маленького ребенка слишком рыхлая, вес его тела не соответствует росту и если в первый год жизни он прибавляет более чем 600–800 граммов в месяц, значит, пора беспокоиться», – считает д-р Горелова.

В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ТОЛЬКО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ:

  • По возможности как можно дольше кормите ребенка грудью. Грудное вскармливание способно в значительной степени снизить риск ожирения в будущем.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Занимаясь футболом, теннисом, гимнастикой, плаванием или танцами, он будет получать удовольствие, заведет друзей и станет подтянутым и здоровым. Активно отдыхайте всей семьей на природе – ходите в походы, катайтесь на коньках или на лыжах, совершайте велосипедные прогулки или пробежки. Ваши дети вряд ли зациклятся на еде, если смогут регулярно и интересно проводить время с вами.
  • Ограничьте время просмотра телепередач. Чем больше времени ваш ребенок будет проводить перед телевизором или за компьютером, тем менее активным станет его образ жизни и, как следствие, неизбежно наступит полнота.
  • Питайтесь регулярно и правильно. Есть продукты, способные сохранить здоровье и обеспечить нормальное физическое и умственное развитие вашего ребенка. В рацион питания детей с избыточным весом или больным сахарным диабетом должны быть включены прежде всего молочные продукты пониженной жирности, а также овощи и фрукты, которые при относительно большом объеме обладают малой калорийностью. Следует также значительно ограничить потребление хлеба (особенно белого), сахара, конфет, кондитерских и макаронных изделий.
  • Создайте дома обстановку мира и согласия. Нелады в семье и стрессовые ситуации провоцируют высокую возбудимость нервной системы, и прежде всего у детей. Как результат психика ребенка меняется, он становится раздражительным и в знак протеста может просто прекратить есть, или, наоборот, его интерес к еде может резко повыситься.

Таисия Федосеева

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Здоровье детей

  • Если у ребёнка высокая температура
    Если у ребенка высокая температура, то этого не надо пугаться. Первое, что обычно делают родители в этом случае,— дают жаропонижающее средство, думая, что этим лечат ребенка.
  • Что такое легкая мозговая дисфункция?
    Специальный термин отпугивает своей научностью и таинственностью, но в действительности это очень реальное неприятное явление, которому подвержено около трех процентов наших детей.
  • Игры для детей второго и третьего года жизни, имеющих нарушение зрения.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • Игры для детей с нарушениями слуха второго-третьего годов жизни.
    Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    «Как он видит, доктор?»
    Прежде чем вести речь о диагностике нарушений развития в раннем возрасте, надо напомнить, что ранний возраст — это период от одного года до трех лет. Именно в этом возрасте для родителей чаще всего становятся очевидными те или иные проблемы в развитии их ребенка.
  • /img/210/b/doctor.jpg
    Неотложные состояния и мероприятия первой помощи.
    На прогулке, дома, в детском саду и школе ребенка подстерегают травмы и повреждения. Как помочь, что предпринять, если ребенок попал в беду?
  • /img/210/schoolboy.jpg
    Особенности режима дня ребенка 5-8 лет.
    Ребенок начинает ходить в школу, у него появляется много обязанностей, он перестает спать днем, на игры остается гораздо меньше времени, чем раньше, и т. д. Поэтому очень важно выработать приемлемый для ребенка распорядок дня.
  • /img/210/spoon.jpg
    Питание детей от 1 года до 3 лет. Полезные советы.
    Что делать, если ребенок плохо ест? В первую очередь следует постараться не замечать этого и не реагировать болезненно. Если малыш отказывается от еды, его следует отпустить из-за стола и до следующего приема пищи не допускать перекусов. Здоровый ребенок не даст себе умереть от голода.
  • /img/210/no-two-front-teeth.jpg
    Прощайте, молочные зубы!
    Объясните ребенку заранее, что зубы должны выпадать, ничего страшного в этом нет. Можете даже попросить, чтобы он отдавал вам выпавшие молочные зубки. Есть такой старинный русский обычай — отдавать их домовому, живущему за печью, чтобы он позаботился о счастье и здоровье малыша.
  • /img/210/boy4.jpg
    Родителям о детях.
    Чем старше становится ребенок, тем меньше у него потребность в блюдах, приготовленных диетическими способами (например, на пару), а также в сильном измельчении пищи.
  • /img/210/sleeping-child.jpg
    Сон и питание детей от 1 года до 3 лет.
    Дети так же, как и взрослые, очень индивидуальны в своей потребности ночного и дневного сна. Одних уложить спать днем достаточно просто, других — очень сложно.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Модные вклады
    Позаботиться о подходящей программе медицинского страхования лучше всего еще до рождения сына или дочери.
  • /img/210/chocolate.jpg
    Сколько надо шоколада?
    А сколько можно этого сладкого лакомства мальчикам и девочкам? Нужно ли наедаться в новогоднюю ночь? Стоит ли посещать все подряд елочные представления?
  • /img/210/a/medical-consulting.jpg
    Дисбактериоз: советы специалиста
    Различные заболевания, хирургическое вмешательство или действия лекарств могут привести к изменению видового состава микрофлоры, нарушению соотношения микроорганизмов в кишечнике человека, то есть вызвать дисбактериоз.
  • /img/210/angina.jpg
    Когда болезнь «хватает за горло»
    Как вовремя распознать ангину и избежать серьезных осложнений, рассказывает Дмитрий Витальевич Бреусенко, детский оториноларинголог из Санкт-Петербурга.
  • /img/210/doktor.jpg
    20 советов практикующего педиатра
    Как избежать этих ошибок и какие проблемы чаще всего возникают у детей до трех лет, рассказывает участковый врач детской поликлиники № 134 г. Москвы, педиатр с двадцатилетним стажем Надежда Николаевна Раюшкина.       1
  • /img/210/baby-cramps.jpg
    6 вопросов о коликах у младенцев
    Причиной колик может быть то, что у ребенка еще не созрели специфические ферменты, которые расщепляют лактозу, молочный сахар. Лактозную недостаточность надо лечить под наблюдением врача, возможно, принимать специальные ферментативные препараты.       1
  • /img/210/mother-with-baby.jpg
    Самый главный год
    О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Николаева.
  • /img/210/sleeping.jpg
    Сон младенца
    Чаще всего молодым родителям покой только снится: вставать приходится несколько раз за ночь. Днем ребенок здоров и весел, а папа с мамой от бессонницы – на грани нервного срыва. Что делать? Почему малыш просыпается? Разберемся в проблеме и найдем способы ее решения.
  • /img/210/a/baby2.jpg
    Уход за кожей новорожденных
    Кожа новорожденных малышей особенно нуждается в тщательном и бережном уходе. Ее защитные функции еще не до конца сформированы, поэтому она крайне подвержена влиянию внешних факторов и нуждается в особом уходе.
  • /img/210/a/schoolboy-desk.jpg
    Рабочее место школьника.
    Врачи бьют тревогу: на медосмотре первоклашек выясняется, что абсолютно здоровы только 70 % ребят, а среди выпускников таковых не обнаруживается вовсе. Близорукость, сколиоз, гастрит - такой «букет» зарабатывают дети за одиннадцать лет.
  • /img/210/Shkolnik.jpg
    Учиться, учиться и...
    Даже за «правильным» столом ученику не стоит сидеть слишком долго. Каждый час необходимо делать пятнадцатиминутный перерыв. Пусть ребенок встанет, подвигается, разомнется.
  • /img/210/Detskaya1.jpg
    Всё по местам!
    Не может сосредоточиться, вертится, отвлекается, зубрит-зубрит - и все равно приносит двойки... Похоже на вашего ученика? Не спешите его ругать. Может быть, достаточно расставить мебель в его комнате в должном порядке, чтобы привести в порядок и мысли?
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Первое, второе, третье...
    Главная задача родителей — убедить свое чадо в необходимости питаться правильно.
  • Главное - любовь и внимание.
    Обследуя ребенка, предпочтительно посетить нескольких врачей в разных медицинских учреждениях и сравнить их заключения. Если они совпадут, необходимо начинать немедленно действовать. Если же в заключениях будет существенная разница, лучше продолжить обследование до точного выяснения причин.
  • Не совсем так или совсем не так?
    Сложнее всего, конечно, тем родителям, которые без тестов уже давно знают, что их у их ребенка достаточно серьезное нарушение двигательной сферы — детский церебральный паралич.
  • Об эмоциях и не только о них...
    Сложности с Ромой начались, когда ему «стукнуло» два с половиной года. Молчавший до этого малыш неожиданно заговорил. Речи, конечно, ждали от ребенка, но чтобы вдруг так...
  • Особенности питания и ухода за ребенком в возрасте от 3 до 5 лет.
    Несовершенство опорно-двигательного аппарата, эластичность и гибкость детских костей в сочетании с нерациональными физическими нагрузками, перенесенными заболеваниями, неблагоприятными условиями, в которых живет современный ребенок, создают постоянную угрозу различных деформаций и травм.
  • Почему не говорит?
    Малыш второго года жизни обычно проходит стадию так называемой автономной речи. Это значит, что говорит он на «своем языке», отличном от языка взрослых.
  • «Поговори со мной...»
    Надо помнить, что для развития речи малыша очень важно развитие лепета на первом году жизни. Повторение слогов, складывание их в «цепочки» — необходимый базовый компонент для появления слов.
  • Понимает ли «на слух»?
    Васе было около двух лет, когда родители всерьез забеспокоились, что со слухом ребенка что-то не так.
  • «Посмотри на маму...»
    После тщательного обследования специалистов, в том числе и генетика, выяснилось, что сказалась неблагоприятная наследственность — родственница девочки тоже страдала атрофией зрительных нервов.
  • Примеры игр для детей с проблемами развития речи второго-третьего годов жизни.
    Часто особенно активно малыш старше трех месяцев «звучит» во время так называемого комплекса оживления. Это значит, что в ответ на взаимодействие взрослого с ребенком он начинает двигать ручками, ножками, улыбаться и произносить звуки.
  • Пример из жизни, или как Коля вставать научился.
    Это игры, развивающие движения. Надо помнить, что их можно использовать далеко не во всех случаях. Так, одним малышам, со значительными нарушениями, они могут оказаться просто недоступными. Для других — нуждаются в адаптации. Но в случаях легких нарушений , их можно использовать.
  • Развиваем слух и формируем речь.
    Наиболее сложные проблемы возникают, если после обследования в сурдологическом центре установлен диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость. Именно этот вид тугоухости не поддается обычно излечению.
  • Ребенок от 1 года до 3 лет. Особенности физиологического и психологического развития.
    За первый год жизни в ребенке происходят огромные перемены, как внешние — физические, так и внутренние — психологические. Малыш начинает делать свои первые шаги в открывающийся перед ним необъятный мир.
  • Слышит - не слышит?
    Ребенок уже с самого первого дня жизни реагирует на звуки. В роддоме обязательно должны проверить реакции новорожденного на звуковые сигналы.
  • Дислексия: важно заметить вовремя
    Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым.
  • Если у ребёнка кашель
    На холодное время года приходится больше всего простудных заболеваний у детей. Что нужно знать и делать родителям, когда их ребенок кашляет?
  • Малыш и Карлсон
    Успешность в нашей взрослой жизни зачастую зависит от того, насколько полноценным чувствовал себя человек в детстве и были ли у него причины для формирования комплексов, а у его сверстников — поводы для дразнилок.
  • Большая еда.
    Когда и как можно переводить ребенка на взрослую пищу? Привычные рекомендации по срокам введения прикорма, продуктам и их количеству сегодня меняются.
  • Кулачок с характером
    Человек по сравнению с детенышами других млекопитающих рождается очень беспомощным и очень зависимым от родителей. Однако природа снабдила кроху всем необходимым, чтобы выжить, выстоять и даже окрепнуть не только в тепличных условиях квартиры, но и в экстремальных природных условиях.
  • Волшебные слова для детей с особыми потребностями.
    Каждый из нас представляет собой уникальную личность с неповторимыми способностями. Сейчас мы расскажем об аффирмациях, предназначенных для детей, чьи физические, умственные и поведенческие отличия от остальных создают сложности для самих детей и взрослых, которые о них заботятся.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?