Четырнадцатилетняя школьница пишет:
«Помогите, доктор, я уже несколько месяцев ужасно мучаюсь от мысли, что я уродка, что мое лицо всем противно, что окружающие едва скрывают свое отвращение к моему внешнему виду. Рассказал в обо всем матери, а та стала надо мной смеяться. Учительница тоже на смех подняла. Не к кому обратиться. Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах — моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», а слышу «Исправьте мои уши». Я несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждали одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные. В общем, нигде нет ни сочувствия, ни утешения...»
Подобных случаев не так уж мало. Только одни подростки обращаются за советами к медикам, а другие замыкаются в себе, никому о своих тревогах не говорят и потихоньку страдают от мысли (чаще всего совершенно ошибочной или преувеличенной), будто их уши, или нос, или черты лица уродливы настолько, что помочь может разве только хирург.
Естественно, каждому подростку хочется быть если не самым красивым, то уж во всяком случае не выделяться своей безобразностью. Такое стремление, наверное, заложено в человеческой природе и усиливается в результате воспитания. Многие подростки, особенно девочки, часами крутятся возле зеркала, изучают свою внешность, стараются придать ей большее совершенство, используют косметику. Нередко у подростков очень сильно стремление быть похожими на тот или иной «идеал». Вот и мучается по-своему симпатичный и ладный подросток, не имеющий никаких физических дефектов, лишь из-за того, что не похож на какого -либо киноактера. Мучается, приходя к выводу, что с внешностью ему явно не повезло, и счастье теперь будет обходить его стороной. А некоторые, немногие, принимаются искать помощь у хирургов-косметологов в надежде, что те сделают какую-нибудь чудодейственную операцию, внешность изменится, и сверстники и сверстницы будут восхищены,
Конечно, для тревог могут быть основания. И если физический дефект действительно существует, стоит посоветоваться со специалистом, который, вероятно, даст разумный совет. Но в подавляющем большинстве случаев дефекта нет и в помине или он очень незначителен, условен, относителен, никому не мешает и не требует хирургической коррекции. А что же делать, если подросток одержим идеей отыскивать у себя дефекты?
Вопрос этот не так прост. Но одно надо сказать сразу: в любом случае подросток нуждается в бережном, внимательном отношении окружающих —-как дома, так и в школе. Даже если для его тревог нет ни малейшего основания! Не нужно высмеивать жалобы подростков, не стоит и оставаться к ним равнодушным, пропускать мимо ушей. В любом случае надо внимательно выслушать подростка и попробовать разумно, тактично успокоить и переубедить его. Даже мягкий юмор в подобных случаях можно использовать лишь в очень осторожных дозах.
Если же родители и педагоги убедятся, что они уже не в силах справиться с подростком, у которого «пунктик», будто он урод, нужно посоветоваться с психиатром. Почему именно с ним?
Примерно сто лет назад психиатры описали особое заболевание, проявляющееся в возникновении бреда мнимого уродства. Человек считает, что у него безобразная внешность, что это мучает окружающих, из-за этого они, якобы, оказываются в тяжелейшем положении: с одной стороны — им вроде бы жалко такого урода и поэтому они стараются делать вид, будто его любят, а с другой — им невероятно противно иметь дело с ним. Депрессия, страх принести неудобство окружающим, другие странности — все это приводит к тому, что такие больные боятся показаться на людях, даже из дому выходят лишь поздним вечером, когда улицы пустеют. Некоторые закутываются в плащи, шали, делают все, чтобы .их не увидели, не узнали знакомые. Больным кажется, что все их знакомые и родственники только тем и занимаются, что выслеживают своего уродливого родственника или родственницу.
Нет ничего удивительного, что болезнь эта появляется главным образом в подростковом возрасте, когда человек и без того преувеличенно думает о своей внешности, Поразительно тут другое: бред мнимого уродства касается почти всегда не действительно далеких от идеала частей тела, а тех, которые выглядят хорошо. Например, нос может быть не очень красивым, а губы —-прекрасными, но бред коснется не носа, а губ. Любопытно, что бред мнимого уродства почти никогда не касается скрытых под одеждой частей тела, он чаще локализуется в области лица.
На первый взгляд кажется, что этим заболеванием (медики называют его дисморфоманией, т. е. бредом мнимого уродства) должны в первую очередь страдать девушки. Ведь девчонки так любят смотреться в зеркало и выяснять вечный вопрос: «Красивая я или некрасивая?» Но чаще всего девочки, отыскав у себя недостатки, стараются исправить их с помощью косметики, а если это удается, быстро успокаиваются. Это — не болезнь.
При дисморфомании все иначе. Обнаружив у себя тот или иной мнимый дефект, больной принимается выяснять, отчего он у него возник. Изучает старые фотографии и приходит к выводу, что раньше у него было нормальное лицо, а сейчас уродливое. Значит, кто-то его специально изменил. С какой целью? Кто? Виновники выявляются самые фантастические: инопланетяне, гипнотизеры, агенты иностранных разведок, экстрасенсы...
Дисморфомания чаще появляется не у девушек, а у юношей. Что же способствует возникновению этого расстройства? Прямолинейность мышления, отсутствие чувства юмора, склонность к схематическим, умозрительным построениям, неуживчивость, замкнутость, неумение дружить, эгоистическая настроенность — все эти свойства характера создают для их обладателей повышенный риск заболеть тем или иным психоневрологическим расстройством, в частности и дисморфоманией.
Подчеркну: здесь важны не каждая черта характера в отдельности, а их сочетание. Какое-то одно из этих качеств, даже крайне выраженное, ни о чем еще не говорит. Но вот если отмечается сочетание таких свойств, тут йужно и родителям, и школе быть настороже.
Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись. Он нуждается не только в том, чтобы окружающие констатировали, что он не уродлив, но и чтобы, быть может, несколько преувеличили его внешние данные, похвалили его, сказали ему в присутствии других людей, что он красив. От взрослых тут, что называется, не убудет, а для подростка это очень важно. «Никто меня не хочет понять,— говорил один мой пациент,— никому я не нужен, я как в пустыне живу. И особенно плохо дома: там меня уж совсем не понимают, только издеваются, никто слова доброго не скажет, вот и замыкаешься, на всех волком смотришь».
Но допустим, родители разумно и ласково относились к своему сыну или дочери, а дисморфомания все равно развилась. Что делать? Повести больного к специалисту: врач назначит лечение, даст советы. Но следовать этим советам, принимать лекарства пациент без помощи старших все равно не сможет. Поэтому и педагоги, и родители должны стать союзниками врача, должны помогать больному правильно и своевременно выполнять его советы. А когда болезнь пойдет на убыль (она при правильном лечении чаще всего проходит бесследно), взрослым надо продолжать быть внимательными: не напоминать о ней, не фиксировать внимание молодого человека на тех проблемах и ситуациях, которые могут ранить его. Ну и, разумеется, следует выправлять характер такого человека. А это — забота на долгие месяцы и годы.
Хотя сама по себе дисморфомания не такое уж тяжелое заболевание, она таит в себе одну крайне серьезную опасность. Врачи знают случаи, когда подростки, разуверившись в способности медицины помочь им и не получив помощи от родителей и школы, предпринимали попытки самоубийства. Причем это были не демонстративные попытки. Продуманные заранее действия не всегда удавалось предотвратить... Помимо явно очерченной дисморфомании встречаются очень кратковременные, смягченные формы этого расстройства. Они нередко проходят сами по себе, не замеченные окружающими. Но нередко — не значит всегда. Мимолетная насмешка, скажем, над излишней полнотой подростка может быть пропущена мимо ушей, а может и вызвать долгую обиду, способствующую возникновению дисморфомании.
Более ста лет назад было описано и еще одно расстройство, близкое к дисморфомании, как бы ее вариант. Называется оно психической анорексией, т. е. истощением, вызванным неудержимым стремлением подростка похудеть.
Чаще всего психическая анорексия бывает у девушек. Возникает она исподволь, постепенно. Девушка начинает утверждать, что она слишком полная, ей нужно похудеть. И она начинает худеть: мало ест, много двигается... Но вскоре окружающие замечают, что это стремление уже перешло все границы: девушка похудела на 10—15 килограммов, у нее уже нет сил ходить в школу. Далее процесс идет уже почти назависимо от желания больной: организм пищу не принимает (разучился), приходится кормить искусственно; а больная всячески доказывает, что если не завтра, то послезавтра будет есть сама. Но ни одному слову таких больных верить нельзя. Они не могут есть самостоятельно, они всячески обманывают окружающих и продолжают худеть. Они могут и умереть от истощения, если их своевременно не госпитализировать.
У кого возникает анорексия, кто к ней предрасположен? В основном — те же самые люди, которые склонны к дисморфомании, с такими же чертами характера. Прогноз психической анорексии различен. Если своевременно лечить, то обычно все бесследно проходит.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: