Школьник среднего возраста — большой реалист в жизни. Припомните, что все его интересует, все он собирает: марки, наклейки, камешки, жучков, бабочек, фотографии, автографы, записи в альбом и т. д. В переходном возрасте интерес к коллекционированию утрачивается, коллекции валяются всюду и мешают. И родители, мечтавшие для своего ребенка о карьере естествоиспытателя, разочарованно жалуются, что тот тратит время на пустяки: мечты, думы, чтение. Однако с точки зрения психологии это вовсе не потеря времени, а необходимая ступень в развитии. Ребенку открывается новый удивительный мир чувств, в том числе собственных. Вновь расцветает фантазия, внешне проявляющаяся как раз в ежедневных «мечтаниях», в которых молодой человек и герой, и мученик, и возлюбленный, и неудачник. Он воображает себя звездой экрана и любимцем стадионов, неумолимым мстителем за оскорбления и обиды. Внутренняя противоречивость этого периода сочетает восприимчивость ребенка к логическим законам и в то же время способность нарушать все законы логики, уносясь на волнах фантазии. Родителей это порой выводит из себя, они усматривают здесь отставание в развитии. Но, повторяю, это совершенно необходимая ступень в развитии нового, более высокого реализма взрослого человека. Жизненное отрезвление неизбежно придет через несколько лег, так же как после сказочного периода дошкольников приходит реализм школьного возраста. Те, кто не утратит своей буйной фантазии, вырастут великими художниками, писателями, артистами. Такое бывает нередко, и это замечательно!
Эта преамбула необходима для того, чтобы показать, какой мощный эмоциональный заряд получают наши дети в переходном возрасте. Этот заряд закономерно обращен и вовне, к обществу. Уже для детей среднего школьного возраста чрезвычайно важна группа сверстников. Мы стремились показать, как влияют на социальное развитие наших детей их друзья, почему общество детей является незаменимой школой жизни. В переходном возрасте эта тенденция сохраняется и приобретает новые признаки; стремление ускользнуть из-под контроля взрослых и быть в своей замкнутой среде. Из детских групп возникают «компании», узкие сообщества, стремящиеся к самостоятельности и независимости от внешнего окружения. Под влиянием пробуждающихся чувств и отношения между ровесниками становятся более зрелыми, близкими, серьезными. Это уже не спонтанный коллектив мальчишек или девчонок, собравшийся для игры или интересного дела. Ныне появляется желание больше быть вместе, развлекаться, разговаривать, делиться впечатлениями и выслушивать других, соревноваться не только в силе и ловкости, но и в остроумии и находчивости, оригинальных идеях, нравиться остальным. (Отсюда столько горьких комплексов неполноценности в этом возрасте!) А в компаниях возникают группки поменьше, связанные особо дружескими отношениями. Выискиваются предлоги для встреч мальчиков с девочками, пока не сформируются группы с равным числом тех и других. Несмешанные группы, состоящие только из мальчиков или девочек, столь характерные для среднего школьного возраста, ныне бывают скорее исключением.
Дружба основана на иных ценностях. Важно, понимают ли друзья один другого, есть ли что сказать друг другу, найдут ли они взаимную поддержку и отклик. Это предполагает, с одной стороны, близость интересов, а с другой — искренность. Друзья должны уметь давать и брать. Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, медленнее и труднее созревают для такой искренности и явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
Дружба между школьниками младшего и среднего возраста, как правило, недолговечна. Дружба, возникшая в переходном возрасте, может длиться всю жизнь. Пусть эта дружба родилась в средней школе или училище, в кружках по интересам или художественных студиях, в мастерских или рабочих коллективах — она сплачивает детей, дает им общую цель и среду. (Сказанное не относится к компаниям в пивных, ресторанах и пр. Здесь людей объединяет потребление, а не творчество. Цель заключается не в каком-либо деле, а в удовлетворении собственных потребностей. И хотя подобные компании клянутся в дружбе и уважении, бия себя в грудь, их отношения поверхностны и легко забываются.) Критерием, по которому легко отличить ту или иную компанию, является принцип «брать себе» или «давать другим».
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: