Довольно обычная жалоба учителей родителям, а родителей — консультантам психологам. И воспитатели просят совета, как такое странное поведение исправить. Обычно испробовано уже все, ничего не помогает: ни наказания, ни уговоры, ни насмешки. Его шутовство раздражает взрослых, и ребенок никому не дает покоя! Где ключ к этой загадке?
Ответить сразу и прямо не удается. Придется провести небольшое детективное расследование, чтобы найти источник неблагополучия. Ну что ж, начнем и последуем за психологом.
Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения. Но у такой повышенной потребности тоже есть свои причины, но более глубокие и скрытые. Чаще всего мы их обнаруживаем во внутренней неуверенности и неудовлетворенности ребенка именно в тех областях, где в нормальных обстоятельствах он должен бы получить подтверждение своей общественной ценности. Маленький человек вытворяет перед сверстниками уму непостижимые вещи, то разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает «героические» поступки на удивление окружающим. А причина шутовства в том, что он чувствует в себе серьезную нехватку тех качеств, которые в данном возрасте общественно желательны и нравятся другим детям. Паясничанье здесь предстает в виде какого-то упаднического возмещения или за физическую слабость и неуклюжесть, или за недостатком мальчишеского или девчоночьего умения, или за неспособность устанавливать дружеские отношения, за некоторую трусость в шалостях.
Разыгрывание спектаклей и шутовство в то же время и типичная черта детей, эмоционально неудовлетворенных в семье. Им не хватает внимания и симпатии, которых они домогаются любым путем. Бывает, что так ведут себя дети, которые были окружены вниманием и симпатией сверх меры, а потом неожиданно почти лишены их. Типичный случай, к примеру, рождение брата или сестры, и бывший коронный принц оказывается сброшенным с семейного трона. Другой пример: ребенка пришлось за что-то наказать, и вместо раскаяния и признаков стыда мы вдруг видим, как он начинает паясничать. О чем нам сообщает его поведение? Не более и не менее как о том, что наши отношения пришли к разладу и что он рад бы их сразу же исправить, но не знает как. То есть опять чувство неуверенности.
Несколько иную картину представляют дети, к которым долго относились как к маленьким, отказывали в самостоятельности, восхищались их милыми ребяческими проделками, таяли от их шалостей и не позволяли принять взрослую общественную роль. Такому ребенку так долго навязывали положение маленького домашнего шута, что он воспринял его как свое предназначение и не умеет вовремя изменить свою роль.
Помощь и исправление, в сущности, вытекает из того, что уже сказано. Прежде всего следует усилить в ребенке чувство уверенности. Укрепить в нем сознание того, что в семье с ним считаются как с полноправным членом, что у него есть свое место, что его все любят и на «своих людей» он может положиться. И разумеется, мы требуем от него лишь того, что в его силах и что отвечает его возрасту.
Помня о сказанном, мы можем использовать две воспитательных тактики. Первая: нежелательное поведение пройдет, если мы никогда, действительно никогда, не усилим его вниманием, интересом, смехом, оценкой. Любое шутовство в будущем должно остаться без всякого отклика. И поскольку наказание — тоже отклик, теперь нам ясно — никакой брани, никаких запретов на вечернюю детскую передачу, никаких розог. Они в таких случаях абсолютно бесполезны. Лучше постоянно, спокойно, всем видом показывать ребенку, что паясничанье не достойно его, что это какой-то осколок давнего детства, признак ребячества. Кроме того, мимоходом мы упомянем, что его понимаем и прекрасно видим, что с помощью шутовства он хочет привлечь внимание, но, к сожалению, выбрал неудачный способ и потому бесполезный, не ведущий к цели.
Вторая тактика дополняет первую. Все, что делает ребенок, соответствующее возрасту, мы воспринимаем с интересом и вниманием, признаем, хвалим и оцениваем и тем самым усиливаем его стремление к надлежащему поведению. Тут полезно даже подчас переиграть в одобрении. Мы подскажем ребенку, что он может реализовать себя в целом ряде других дел, которые остальные дети и взрослые признают и оценят. К примеру, спортивная закалка, коллекционирование, знание каких-то интересных вещей, необычное умение и т. д. Подскажем и чуть-чуть поможем. Вот те средства, которыми мы значительно усиливаем уверенность ребенка. А как мы уже знаем, именно в ней все дело!
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: