Детская психология

Что зашифровано в генах?

Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.

Зачем это нужно?

Чаще всего к генетикам идут будущие родители. Самые дальновидные обращаются за консультацией еще до беременности, но большинство —уже во время оной. Генетический анализ в этом случае нужен для того, чтобы понять — грозит ли будущему ребенку наследственное или врожденное заболевание. Что дают эти знания? К сожалению, избавлять будущего ребенка от наследственных заболеваний врачи пока не умеют. "Единственное исключение, — объясняет Владислав Сергеевич Баранов, член-корреспондент РАМН, зав. Лабораторией пренатальной диагностики Санкт-Петербургского НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта, — лечение гемолитической анемии у плода, которое наступает при резус-несовместимости плода с матерью. Еще недавно такие дети были обречены. А сегодня им делают внутриутробное переливание крови через пуповину. В нашей стране такая операция впервые была проведена около 15 лет назад в Институте им. Д. О. Отта". Но есть множество других причин, по которым генетический анализ надо делать. В частности, если у плода обнаружено не наследственное, а врожденное заболевание (появившееся в результате неправильного формирования во время беременности), то с помощью современных методов можно спасти ему жизнь. Заранее зная о возможных пороках, врачи могут сделать экстренную операцию в первые дни, а иногда — часы жизни ребенка.— Некоторые наследственные болезни обмена, — считает профессор Екатерина Юрьевна Захарова, к. м. н., сотрудник Медико-генетического НЦ РАМН, — такие, как фенилкетонурия, гипотиреоз, болезнь Фабри, также можно лечить в том случае, если ребенок находится под наблюдением специалистов сразу же после рождения. Строгая диета и индивидуально подобранные препараты позволяют практически полностью реабилитировать детей.

Когда обращаться к генетикам?

Медико - генетическую консультацию лучше всего получить в то время, когда вы только планируете беременность, говорит профессор Баранов. Уже на этой стадии можно начать профилактику возможных заболеваний у будущих детей. Обследуя супружескую пару, врач-генетик прежде всего поинтересуется теми заболеваниями, которые встречались в роду у мужчины и у женщины. Дело в том, что разные заболевания наследуются по-разному. Одни проявляются в тех случаях, если один из родителей болен. Другие поражают детей определенного пола — как, например, гемофилия, которая передается из поколения в поколение, но проявляет себя только у мужчин. Случается и так, что вполне здоровый человек, сам того не зная, является носителем поврежденного гена, который у будущего ребенка может вызвать тяжелое заболевание.— Наиболее частые болезни, для которых мы настоятельно рекомендуем будущим родителям пройти предварительное тестирование, — это муковисцидоз, спинальная мышечная атрофия (болезнь Вердниг—Гоффмана), адрено-генитальный синдром, — говорит профессор Баранов, — причиной этих заболеваний чаще всего бывает так называемое скрытое носительство поврежденных генов — когда родители сами не знают об этом, но особенно велика реальная возможность рождения больного первенца. Тестирование носительства этих заболеваний включено в генетический паспорт репродуктивного здоровья, который уже сегодня активно используется в клиниках. Случайные находки гетерозиготных, то есть одновременных носителей таких заболеваний, не так редки: время от времени выявляются супружеские пары с поврежденным геном муковисцидоза — тяжелого заболевания, при котором легкие и желудочно-кишечный тракт не могут полноценно выделять секреты.Двадцатитрехлетняя Евгения Брыкина помогала брату и его жене ухаживать за их новорожденной дочкой, которой был поставлен диагноз «муковисцидоз». Женя узнала о том, что это заболевание имеет генетическое происхождение. Через два года Евгения вышла замуж. Когда они с мужем задумались о ребенке, то первым делом обратились к генетикам с вопросом: "Какова опасность, что у нас родится ребенок с муковисцидозом?" Пара прошла обследование в отделении пренатальной диагностики московского роддома № 27. Результаты анализов показали, что будущему ребенку это заболевание не грозит. Евгения прошла еще несколько обследований, уже будучи беременной, и в положенный срок родила здоровую девочку.Медики объяcняют, что генетический анализ до или во время беременности особенно необходим тем женщинам, которые входят в так называемые группы высокого риска. В них включены:женщины старше 35 лет; женщины, ранее родившие ребенка с наследственными болезнями или с множественными врожденными пороками развития; семьи, в которых кто-то из близких родственников страдает тяжелой наследственной болезнью; беременные женщины, отнесенные в группу риска по результатам биохимического или ультразвукового исследования.Особенно важен генетический анализ для тех женщин, у кого уже есть печальный опыт рождения детей с врожденными заболеваниями, самое распространенное из которых синдром Дауна. Как известно, причины появления этого синдрома до конца не изучены, и единственный способ узнать о нем заранее — хромосомный анализ. На сроке 10–11 недель беременности уже возможно определить, есть ли у плода синдром Дауна или нет. С помощью этого исследования будущие мамы избавляются от страхов.

Медико - генетическую консультацию лучше всего получить в то время, когда вы только планируете беременность, говорит профессор Баранов. Уже на этой стадии можно начать профилактику возможных заболеваний у будущих детей. Обследуя супружескую пару, врач-генетик прежде всего поинтересуется теми заболеваниями, которые встречались в роду у мужчины и у женщины. Дело в том, что разные заболевания наследуются по-разному. Одни проявляются в тех случаях, если один из родителей болен. Другие поражают детей определенного пола — как, например, гемофилия, которая передается из поколения в поколение, но проявляет себя только у мужчин. Случается и так, что вполне здоровый человек, сам того не зная, является носителем поврежденного гена, который у будущего ребенка может вызвать тяжелое заболевание.— Наиболее частые болезни, для которых мы настоятельно рекомендуем будущим родителям пройти предварительное тестирование, — это муковисцидоз, спинальная мышечная атрофия (болезнь Вердниг—Гоффмана), адрено-генитальный синдром, — говорит профессор Баранов, — причиной этих заболеваний чаще всего бывает так называемое скрытое носительство поврежденных генов — когда родители сами не знают об этом, но особенно велика реальная возможность рождения больного первенца. Тестирование носительства этих заболеваний включено в генетический паспорт репродуктивного здоровья, который уже сегодня активно используется в клиниках. Случайные находки гетерозиготных, то есть одновременных носителей таких заболеваний, не так редки: время от времени выявляются супружеские пары с поврежденным геном муковисцидоза — тяжелого заболевания, при котором легкие и желудочно-кишечный тракт не могут полноценно выделять секреты.Двадцатитрехлетняя Евгения Брыкина помогала брату и его жене ухаживать за их новорожденной дочкой, которой был поставлен диагноз «муковисцидоз». Женя узнала о том, что это заболевание имеет генетическое происхождение. Через два года Евгения вышла замуж. Когда они с мужем задумались о ребенке, то первым делом обратились к генетикам с вопросом: "Какова опасность, что у нас родится ребенок с муковисцидозом?" Пара прошла обследование в отделении пренатальной диагностики московского роддома № 27. Результаты анализов показали, что будущему ребенку это заболевание не грозит. Евгения прошла еще несколько обследований, уже будучи беременной, и в положенный срок родила здоровую девочку.Медики объяcняют, что генетический анализ до или во время беременности особенно необходим тем женщинам, которые входят в так называемые группы высокого риска. В них включены:женщины старше 35 лет; женщины, ранее родившие ребенка с наследственными болезнями или с множественными врожденными пороками развития; семьи, в которых кто-то из близких родственников страдает тяжелой наследственной болезнью; беременные женщины, отнесенные в группу риска по результатам биохимического или ультразвукового исследования.Особенно важен генетический анализ для тех женщин, у кого уже есть печальный опыт рождения детей с врожденными заболеваниями, самое распространенное из которых синдром Дауна. Как известно, причины появления этого синдрома до конца не изучены, и единственный способ узнать о нем заранее — хромосомный анализ. На сроке 10–11 недель беременности уже возможно определить, есть ли у плода синдром Дауна или нет. С помощью этого исследования будущие мамы избавляются от страхов.

Где можно сделать генетический анализ?

Если в вашейсемье есть наследственные заболевания и вы хотите пройти обследование, можно пойти на прием к генетику по собственному желанию. В России медико-генетические консультации, куда может прийти каждый, чаще всего существуют при областных и федеральных больницах. Беременных женщин, входящих в группу риска, врачи направляют на пренатальную диагностику в медико-генетические центры, где работают специально подготовленные врачи и которые сегодня достаточно хорошо оснащены техникой. Для тех, кто приходит по направлению, исследования бесплатны, а точнее, проводятся за счет муниципальных средств города.— Только в лаборатории пренатальной диагностики нашего института, — говорит профессор Баранов, — за 18 лет работы было сделано свыше 9000 пренатальных диагностик, и число таких обращений продолжает расти. Женщины, которые прошли обследование входили в группу высокого риска — 40% по возрасту, 30% по биохимическому скринингу, 14% по данным УЗИ, и 16% по другим параметрам, в том числе ранее родившие ребенка с хромосомными и генными болезнями. Более 8000 женщин после пренатальной диагностики с уверенностью родили здоровых детей без наследственных болезней. Первый ребенок 33-летней Елены Милютиной из Москвы родился с синдромом Дауна и пороком сердца. Малыш погиб сразу после родов, и после этого Елена долго не могла решиться на вторую беременность. Когда она наконец забеременела, то с первых недель начала наблюдаться у генетиков. Данные УЗИ и биохимического теста крови были нормальные, но Елена все равно волновалась о ребенке. Она настояла на инвазивном (с забором клеток плода) исследовании для установления хромосомного состава плода. Через два дня был получен результат — синдрома Дауна нет. Елена перестала нервничать, и на сроке 9 месяцев родила крепкого мальчика весом 3300 г и ростом 50 см.Генетические консультации и лабораторную пренатальную диагностику сегодня предлагают многие частные клиники, специализирующиеся на акушерстве и гинекологии. Стоимость пренатальной диагностики в зависимости от сложности анализа — от 5000 до 10 000 руб. Главное при этом — удостовериться в том, что врачи, к которым вы обращаетесь, имеют необходимую квалификацию. — Если беременная женщина входит в группу риска, — говорит врач акушер-гинеколог Екатерина Борисовна Херсонская, заместитель главного врача клиники «Пренатальный медицинский центр», — то визит к генетику откладывать нельзя. Дело в том, что некоторые тяжелые пороки будущего ребенка можно выявить на ранних сроках беременности, начиная с 10–11 недель. Если на этом этапе женщина получает максимально полную информацию о здоровье будущего ребенка, она имеет шанс подготовиться к возможным сложностям.

Как проходит исследование?

После того, как врач-генетик выяснит, какие заболевания могут грозить будущему ребенку, он назначит несколько анализов. Самые простые и безопасные входят в группу так называемых неинвазивных методов обследования. Главные из них — это УЗИ и биохимический анализ крови матери. В этих процедурах нет риска ни для мамы, ни для плода. Если же у специалистов возникают подозрения на наличие серьезных заболеваний у плода, они могут направить на более подробный анализ. Дело в том, что самую полную и точную информацию о генных и хромосомных болезнях дают лабораторные исследования клеток самого плода. Последние могут быть получены оперативным способом из плаценты, амниотической жидкости или из крови плода. На определенных сроках беременности, под контролем УЗИ специальной тонкой иглой делают прокол матки и забирают небольшое количество плодного материала. Эта процедура занимает несколько минут, а риск ее не превышает 0,5–1%. — К сожалению, — говорит профессор Баранов, — до сих пор бытует мнение, и даже среди врачей, о высоком риске инвазивных процедур для здоровья плода. В истории нашей лаборатории существует несколько прискорбных случаев, когда женщин, безусловно относившихся к группе высокого риска, сами врачи убедили воздержаться от процедуры по забору плодного материала. В результате женщины рожали детей с хромосомными и генными болезнями.

После того, как врач-генетик выяснит, какие заболевания могут грозить будущему ребенку, он назначит несколько анализов. Самые простые и безопасные входят в группу так называемых неинвазивных методов обследования. Главные из них — это УЗИ и биохимический анализ крови матери. В этих процедурах нет риска ни для мамы, ни для плода. Если же у специалистов возникают подозрения на наличие серьезных заболеваний у плода, они могут направить на более подробный анализ. Дело в том, что самую полную и точную информацию о генных и хромосомных болезнях дают лабораторные исследования клеток самого плода. Последние могут быть получены оперативным способом из плаценты, амниотической жидкости или из крови плода. На определенных сроках беременности, под контролем УЗИ специальной тонкой иглой делают прокол матки и забирают небольшое количество плодного материала. Эта процедура занимает несколько минут, а риск ее не превышает 0,5–1%. — К сожалению, — говорит профессор Баранов, — до сих пор бытует мнение, и даже среди врачей, о высоком риске инвазивных процедур для здоровья плода. В истории нашей лаборатории существует несколько прискорбных случаев, когда женщин, безусловно относившихся к группе высокого риска, сами врачи убедили воздержаться от процедуры по забору плодного материала. В результате женщины рожали детей с хромосомными и генными болезнями.

Можно ли узнать заранее о дурных наклонностях будущего ребенка?

С каждым годом ученые все больше убеждаются, что в наших генах заложена "программа", которая по ходу жизни постепенно разворачивается, определяя не только здоровье, но и характер, интеллект и способности. В ДНК содержится огромный объем информации, который проявляется в самых разных ситуациях. Следовательно личность человека формируется в условиях хитроумных сочетаний факторов наследственности и окружающей среды. В результате исследований выяснено, например, что человек наследует генетические параметры, в которых его нервная и гормональная системы реагируют на стресс. Ученые уже не спорят о генетической предрасположенности к алкоголизму — она уже доказана. Подробно изучен набор генов, определяющих такую склонность. Именно наследственной предрасположенностью объясняется тот хорошо известный факт, что пьют многие, а алкоголиками становятся, к счастью, только единицы. Естественно, если человек попадает в ситуацию, когда он вынужден постоянно выпивать, то на фоне повышенной чувствительности у него значительно больше шансов стать алкоголиком.— Выявить наследственные склонности будущего ребенка к алкоголизму и наркомании возможно, — говорит Владислав Сергеевич Баранов, — но делать это нецелесообразно по моральным и этическим причинам. Более того, анализ любой предрасположенности до рождения и у детей запрещен Международным генетическим комитетом еще в 2001 году, поскольку было признано, что это дает почву для генетического апартеида.

 

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • «Исправьте мои уши...»
    Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • /img/210/discipline.jpg
    Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.
    «По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • "По моему мнению..."
    Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире...
  • Трудны ли годы юности?
    На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?