Эти слова рано или поздно слышит от своего ребенка любой отец, любая мать. Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире... И вот на тебе: «А по моему мнению, папа...» Оказывается, маленький человек вырос. Вырос настолько, чтобы иметь собственное мнение о том, с чем сталкиваемся, что видит вокруг, И это мнение не обязательно совпадает с вашим, хотя, казалось бы, на вашей стороне и жизненный опыт, и безупречная логика, и начитанность, и многое другое — все, чего пока нет у него, далеко еще не взрослого,
Что греха таить: попытка ребенка выразить свое личное суждение о чем-то или о ком-то чаще всего застает нас врасплох. И реакция родителей здесь столь же различна, сколь и непредсказуема. Иной резко оборвет: «Мал еще иметь собственное мнение! Слушай, что я говорю!» Другой удивится и усмехнется иронично: «Свое мнение, говоришь, у тебя? Занятно...» И лишь немногие заинтересованно спросят: «А почему ты думаешь так? Объясни, обоснуй свою точку зрения». Спросят с искренней доброжелательностью и уважением. А потом не пожалеют времени на то, чтобы не спеша разобраться, в чем ребенок неправ, а в чем драв. И не побоятся за свой родительский авторитет, если придется согласиться с юным оппонентом,— бывает и такое, А за доверие, за честный разговор на равных сын или дочь заплатит родителям искренним доверием, станет делиться своим мнением, будет всегда видеть в отце или матери доброго, участливого советчика, считаться и с опытом взрослых, и с их аргументами в споре.
Зато в ответ на попытку родителей с ходу отмести его мнение и навязать свое, свою позицию или, что еще хуже,— на иронию скорее всего ребенок замкнется, уйдет в себя, и у взрослых намного уменьшатся возможности влиять на формирование личности сына или дочери. А может случиться, что такие возможности утратятся совсем.
Вероятно, мнение ребенка по тому или иному вопросу — будь то события семейной или школьной жизни либо проблемы политики, международного положения — может быть и путаным, и наивным, и ошибочным. Но разве окрик («не говори о том, в чем не разбираешься!») или приказ («думай так, а не иначе!») поможет решить проблему? Да, ребенок может послушаться родителей и поступить так, как они предлагают, но чаще всего мнения своего он при этом не меняет. Нет ли тут опасности приучить ребенка к неискренности, к двоедушию? Такая опасность вполне реальна. Задача в том, чтобы помочь ребенку выработать, а потом отстоять (или по крайней мере попытаться отстоять) свое мнение, И никто, кроме взрослых, прежде всего родителей и учителей, не в силах помочь ему это сделать,
Иные родители свое неприятие мнения ребенка, окрик и приказ изменить его объясняют так: он, мол, такую чепуху высказывает, которая и спора недостойна... Неправда — достойна! Тем более если разговор идет о предмете серьезном: об устоях нашей жизни, об общественных идеалах, о важных делах. Ребята могут что-то не знать, в чем-то не разобраться, что-то не понять, В нашем с ними споре родится истина. Юные граждане Страны Советов должны быть искренне убеждены, тверды во мнении относительно абсолютной правильности и верности наших идеалов. И воспитать эту убежденность призваны мы с вами, взрослые,
Уважительно относиться к собственному мнению ребенка, подростка не просто. Нам с высоты жизненного опыта рассуждения подростков кажутся слишком элементарными, наивными. У нас часто не хватает терпения и времени, чтобы аргументированно доказать сыну или дочери, в чем они не додумали или ошиблись. Не хватает подчас педагогического и человеческого такта, чтобы вести разговор с подростком на равных, а ведь сами слова в устах сына или дочери «по моему мнению...» требуют именно такого И никакого иного разговора. Дети и подростки по самой своей природе — натуры деятельные. Юному возрасту свойствен не только максимализм в суждениях, но и нетерпеливое стремление побыстрее начать делать «взрослые дела», И как они огорчаются и бывают обижены, когда слышат в ответ на высказанное желание сделать что-то полезное слова: «Погоди, сделаешь это, когда подрастешь...» А если нам, взрослым, хорошенько подумать, проявить мудрость (и мужество), поддержать ребят в их мнении и желании свое мнение и решение воплотить в действие?
Широко известны в нашей стране студенческие строительные отряды — о них много говорят и пишут, их работа окружена ореолом романтики. Но ведь, в сущности, не слишком велика разница в физическом развитии студента-первокурсника и школьника-старшеклассника, и у того и у другого — горячее желание принести пользу Родине. Именно этим доводом руководствовались комсомольцы новониколаевской средней школы № 3, предложившие организовать школьный строительный отряд, Ребята взялись построить два жилых дома в колхозе имени Красных партизан. Их поддержали в райкоме партии, Для юных строителей подобрали фронт работ, обеспечили материалами, транспортом, выделили опытных инструкторов-наставников, Помогли наладить питание, решили вопросы оплаты труда, Комсомольцы работали е большим подъемом, труд их был отмечен на собрании Волгоградской областной партийной организации. Это — образец подлинно уважительного отношения общественности к мнению, к инициативе ребят, И то, что взрослые не отмахнулись от смелого предложения старшеклассников, а деятельно поддержали его, несомненно, оставит глубокий след в юных сердцах,
Подобных примеров немало, В Татарии коллектив нефтепромысла № 4 нефтегазодобывающего управления «Альметьевск нефть» дружит с 4 «Б» классом 10-й альметьевской школы. Промысловики намерены «довести» своих подшефных до выпускного класса. Нефтяники приглашают ребят на бригадные собрания, а рабочие участвуют в обсуждении итогов школьного учебного года. И во время таких встреч взрослые часто просят школьников высказать свое мнение о важных делах: о работе бригады, о событиях в классе. А когда пионеры захотели помочь шефам в ремонте снегохода «Буран», те не отказали ребятам. «Проще всего,— пишет в газете «Советская Татария» заведующий кабинетом трудовой славы управления «Альметьевскнефть» Г. Крылов,— сказать: «Не трогай, ты маленький!» Труднее разрешить, взяв на себя ответственность. Труднее. Зато благодарнее». Уважительное отношение общественности к мнению школьников — прекрасный пример для родителей.
Мало иметь свое мнение по тому или иному вопросу — важно уметь защитить, отстоять его. Воспитать у ребят бойцовские качества, подлинную принципиальность нелегко и непросто. Конечно, ребята читают замечательные книги, герои которых отстаивают свои принципы в борьбе, подчас ценой многочисленных лишений. Но ничто не действует на детей столь убедительно, как личный пример близких им взрослых. Если отец взволнованно говорит сыновьям о коммунистическом труде, а сам уклоняется от участия в субботнике, это наносит несомненный и огромный ущерб делу воспитания. Так же внимательно приглядываются дети и к тому, что говорит и как действует учитель. Ни для какой другой профессии, пожалуй, не имеет такого значения единство слова и дела, как для профессии учителя. Ведь пример учителя — всегда хороший урок для его воспитанников.
В большом сибирском селе Богашево в Томской области живет вышедшая уже на пенсию учительница Валентина Максимовна Даркина. Постоянно говорила она ученикам, как ненавидит пьянство, утверждала, что, по ее мнению, нет порока страшнее. А недавно был такой случай. Валентина Максимовна услышала шум и крики в одном из домов села. И старый, не слишком здоровый человек, она смело перешагнула порог, оказалась в самом центре пьяного дебоша, буквально грудью заслонила от хулигана женщину и ребенка. Не испугавшись угроз, она действовала смело, отстаивая свои принципы и свое мнение. Знают ребята и о том, что слова о мире, которые они слышали от своей учительницы, о необходимости вносить посильный вклад в его укрепление — тоже не пустой звук: вот уже много лфт Валентина Максимовна переводит часть своей пенсии в Фонд мира.
Велико воздействие на школьников личности такого воспитателя. Прекрасно, когда ребята руководствуются примерами самоотверженного труда, ответственного отношения к делу, душевного благородства. Однако не всегда, к сожалению, пример взрослых бывает положительным. Иногда мы демонстрируем подросткам свою непринципиальность, пристрастие к брюзжанию, бесхозяйственность, расхлябанность, недисциплинированность. Взять к примеру, как был организован нынешним летом труд старшеклассников — участников школы пионерского и комсомольского актива в совхозе «Адыгплодпитомник» Кошехабльского района Краснодарского края. Ребят доставили в лагерь труда и отдыха с опозданием. Тары постоянно не хватало, один молоток приходился на два отряда. На глазах у ребят совхозные грузчики отлеживались на меже, не хотели работать. В довершение всего со школьниками вовремя не расплатились.
Выходит, формированию у ребят негативных настроений порой способствуем мы сами, А иногда, слыша из уст подростков критические высказывания по поводу отдельных недостатков в жизни, их нелицеприятное мнение о порядках, допустим, в микрорайоне, обрываем ребят, отметаем с ходу их замечания вместо того, чтобы прислушаться к этому мнению, разобраться, в чем они правы или неправы.
Научить детей и подростков отделять главное от второстепенного, четко формулировать и защищать свою позицию — едва ли не самое основное в формировании их личного мнения. Важно предостеречь молодых людей не просто от неверных жизненных установок и критериев, но также от поспешности в суждениях, от привычки высказываться по какому-то вопросу, основываясь всего лишь на одном-двух фактах, без попытки их критического анализа, без привлечения дополнительного материала.
Скажем, проникающие на кино- и телеэкраны зарубежные фильмы создают у части подростков искаженное представление о «красивой жизни» экранных удачливых героев. Думается, мы не достигнем большого успеха, если просто объявим эти фильмы неправдивыми! Для формирования у ребят правильного мнения об этих творениях западного кинопроизводства нужна работа серьезная, беседы обстоятельные, целесообразно познакомить ребят с дополнительным материалом: конкретными свидетельствами людей, долго живших за рубежом, статистическими данными, журнальными и газетными статьями. Целенаправленность и тонкость воспитательного воздействия на подростков особенно важна, когда речь идет о конформизме, проявляющемся чаще всего в манере поведения и одежде — точнее в стремлении заполучить модную «фирменную» одежду. Конформизм — это стремление следовать определенным жизненным стереотипам, быть таким, как все; при этом нивелируются самостоятельные взгляды молодого человека, который начинает подстраиваться под чьи-то вкусы и стиль жизни. К сожалению, конформизм подчас приводит к бездуховности, вещизму. И чрезвычайно важно — разъяснять мальчишкам и девчонкам всю пагубность конформизма, показывать им, что человек прежде всего интересен своей жизненной позицией, системой взглядов, независимостью суждений, самостоятельностью своих мнений.
На вопрос: хорошо это или плохо, что ребенок стал высказывать свое мнение по каким-то проблемам,— не может быть двух ответов. Конечно, хорошо! Самостоятельность в суждениях, собственное мнение — свидетельство возмужания, душевной зрелости, проявления личности молодого человека. Но надо иметь в виду, что у подростков бывает крен в другую сторону: чрезмерно активное подчеркивание личного мнения, попытки навязать его другим, безапелляционность, особенно в тех областях знаний, в которых подросток не очень разбирается. Это, разумеется, нужно поправлять. Нужно учить ребят уважать право каждого на собственное мнение, быть терпимыми к желаниям других людей высказать свое суждение, скромными, деликатными во всем, что связано с высказыванием личных суждений по любому вопросу. Словом, умение высказывать свое личное мнение и выслушивать другого тоже надо воспитывать. И конечно, учитывать при этом возраст ребенка. У малыша не поленитесь спросить его мнение о прочитанной сказке или увиденном мультфильме. Что касается ребят постарше, подростков, то нужно больше говорить с ними по самым различным вопросам и не бояться спорить. Стоит поощрять стремление подростков ко всякого рода диспутам, дискуссиям — в спорах рождается истина, оттачивается умение высказывать и защищать свои суждения. И тем более достойны поощрения и поддержки искренность и честность подростка, когда он открыто высказывает свое мнение на уроке, в школьном сочинении. Задача взрослых — поддержать стремление ребят определить личную позицию, научить умению ее выражать и отстаивать.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: