Предыдущий период развития (младенческий) мы охарактеризовали, как постепенное преобразование биологической зависимости ребенка от матери (или нескольких лиц) в зависимость эмоциональную. Главную проблему описанной поры мы видели в том, чтобы ребенок обрел основы доверия к людям и миру. Самая существенная предпосылка для этого — эмоциональная привязанность, которая дает младенцу чувство уверенности и безопасности. Причем такая эмоциональная привязанность и в дальнейшем будет развиваться, культивироваться, преобразовываться, созревать и по-прежнему будет одним из самых действенных инструментов формирования отношения ребенка к окружающему миру — практически она сопровождает человека всю жизнь.
Период развития, в который мы теперь вступаем, в сущности, еще один шаг на пути создания приносящего удовлетворение творческого отношения к окружающему миру людей и вещей. Фундамент такого отношения уже заложен, но теперь надо идти дальше! На первый план в развитии (а значит, и в воспитании) выходит безболезненное освобождение от прежней глубокой зависимости от матери и включение в общественную ячейку, которой для малыша служит семья. Но такое включение предполагает, что мать и дитя ни биологически, ни психологически не составляют «одно существо» — перед нами два существа, две личности, две индивидуальности. Итак, мы на пороге процесса, в котором образуется собственное Я человека, то есть некий стержень всех его душевных движений в каждый момент на протяжении всего времени между прошлым и будущим. В Я заключена связь нашей личной истории и нашего предстоящего будущего. Следовательно, мы на пороге психологической автономии отдельного человека — автономии, служащей предпосылкой позднейшей самостоятельности в выборе решений, самостоятельной жизни.
На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи. К девяти-десяти месяцам малыш относительно хорошо ползает и болтает (пока на «своем» языке), к двенадцати месяцам, как правило, делает первые шаги и произносит первые слова, а в полтора года уверенно бежит к выбранной цели (а не просто бегает от радости, что научился новому движению) и умеет целенаправленно так использовать несколько первых слов, чтобы взрослые поняли его. Теперь он самостоятельно проникает и в вещное и в социальное пространство. Его поле деятельности и получения импульсов значительно расширяется. Ребенок уже сам по собственной инициативе или по собственной воле в соответствии с собственным представлением о потребностях и интересах находит «свои» импульсы, а не так, как было раньше, когда он воспринимал только те, что ему посылали взрослые, или те, что поступали из внешнего мира. В частности, это еще значит, что отныне он начинает сам себя воспитывать или, лучше сказать, сотрудничает в своем воспитании значительно больше и инициативнее, чем прежде. (Отсюда и психологическое требование, чтобы воспитатель хорошо ребенка знал, понимал и целенаправленно развивал его способности.) Речь идет о чрезвычайно важном прогрессе в развитии. Для того чтобы проверить его значение, нам приходится опять обращаться к тем случаям, когда дети страдают от какого-либо смыслового или двигательного дефекта, но в интеллектуальном отношении развиваются вполне нормально. В описываемом возрасте они начинают отставать в развитии или находятся под серьезной угрозой такого отставания не только потому, что взрослые не умеют обеспечивать их достаточным количеством импульсов, необходимых для дальнейшего движения вперед, но и потому, что воспитатели не умеют совершенно точно отгадать, какой должен быть расклад должных импульсов, какой их набор, каких больше, каких меньше в соответствии с интересами и потребностями именно этого индивидуального ребенка. (И вдобавок в пору, когда эта индивидуальность еще только заявляет о себе.)
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: