Как мы уже говорили, одна из основных психических потребностей ребенка — потребность в мире, полном смысла, и если она удовлетворяется в достаточной мере, то это способствует начальному обучению малыша. То есть импульсы, получаемые из окружающей среды, он может обработать и применить в познании и опыте. Следовательно, ему нужны прежде всего импульсы, посылаемые человеком, в таких порциях и в таком сочетании, чтобы он и в самом деле на них учился. В обычном течении семейной жизни мы с самого начала усиливаем желаемое поведение нашего дитя радостным одобрением, а нежелаемое — не усиливаем или даже соединяем с каким-нибудь неприятным переживанием. Это и есть первое обучение, и родители неизбежно становятся первыми учителями! После них придут другие учителя, в детском саду, в школе, а может, и в университете. Они будут исходить из того, чему ребенок уже научился раньше, прежде всего из его способности учиться, из его стремления открывать новое, из его позитивного интереса к знанию, то есть ребенок с первых шагов должен понять, что учение — дело важное (важное само по себе как эмоционально ценное переживание), что этим он кого-то радует, что дело стоит усилий.
Одно из исследований, например, показало, что наиболее развитые дети не у тех матерей, которые проводят с ними больше времени, и не у тех, кто постоянно о чем-то рассказывает, что-то разъясняет, а у тех, кто в игры детей никак не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребенок сам открывал мир. Такие мамы всегда бывают рядом, всегда под рукой, всегда готовы комментировать детские «открытия», расширять их, побуждать к новым и связывать только что сделанное «открытие» с уже имеющимися знаниями, приводить их в систему, которая в сознании станет фундаментом дальнейшего обучения.
Как определенную веху, завершающую предыдущий период развития, мы определили так называемую специфическую эмоциональную привязанность к матери. Эта специфическая привязанность, которая, в частности, означает истинную глубину жизненной безопасности и уверенности, воплощается и в детских «открытиях» окружающего мира, и в формировании личностной автономии ребенка.
Еще раз повторим, жизненная уверенность, которую ребенок обретает в окружающей среде и в отношениях со «своими», — предпосылка всего его дальнейшего социального развития.
На втором и третьем году жизни человек врастает в свое социальное окружение и становится его действующим членом. Он узнает, что к нему предъявляются многие требования и во многом он должен себя ограничивать. Кроме того, он узнает, что здесь с ним в определенной мере считаются. Ныне он начинает замечать разницу в поведении людей вокруг него и их различную реакцию на одни и те же обстоятельства, он учится различать и разные общественные роли каждого отдельного члена семьи. Его общественный горизонт значительно расширяется (так же как расширяется и его вещный горизонт). Одновременно с познанием различий в окружающих его людях растет и его осознание самобытности собственной персоны. Уже на первом году жизни малыш умеет показать свою волю типичным «не-не-не», когда он чего-то не хочет. Теперь проявления его воли гораздо более расчленены и выразительны, часто носят даже надрывный и судорожный характер. В сплетении всевозможных импульсов и отношений собственная особа все более зримо предстает перед ним, пока наконец не заслужит и самостоятельного названия — Я.
В конце второго года и на третьем году осознание собственного Я уже настолько продвинулось, что вызывает более частые конфликты с воспитателями и их требованиями. Описываемый возраст называют «порой упрямства», что весьма точно его характеризует.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: