Детская психология

Трудны ли годы юности?

Хочу задать вопрос: какой жизнью живут сегодняшние подростки? «Разной»,— скажете вы. Я и не спорю с этим, но что такое это «разное»? Ужасно хочется, чтоб между детьми и родителями всегда было взаимопонимание. Далеко не каждый подросток делится своими личными трудностями с отцом или матерью. Когда мне было пятнадцать лет, приятель подарил мне книгу. Она называлась «Психология ребенка и подростка». Автор — Анатолий Александрович Смирнов, издана аж в 1925 году. Лениво перелистывая ее, я наткнулся на главу, которая меня вдруг привлекла. Прочитав ее, испытал шок. В ней было написано про меня. Обо всех моим мыслях, страхах, переживаниях. Или почти обо всех.

Честно говоря, я всегда был убежден, что никто до меня, никто, кроме меня, не испытывал того, что меня волнует и мучает. И вдруг оказалось, что неизвестный мне человек еще в начале века описал все это. И не только описал. Он утверждал: всё, что он пишет, типично и нормально для ребят четырнадцати — семнадцати лет. И это меня особенно задело. Получалось, что таких, как я, «пруд пруди». А я-то всегда думал... Было обидно, но и немного полегчало. Раз не я один... Значит, все нормально.

Я решил дать почитать книгу моим друзьям — нас было пятеро одноклассников. Каждый из моих друзей (а все они были совершенно разные по характеру) нехотя брал в руки книгу. На его лице при этом «открытым текстом» было написано: «Ну ладно... Давай, раз пристал, эту чушь. Посмотрю, так и быть...»

А потом... Потом выражение стремительно менялось. Сначала лицо становилось удивленным, затем все заслонял интерес к читаемому, смешанный с изумлением. И, наконец, раздавалось растерянное: «Вот это да!» Они тоже узнавали в книге себя.

Эту историю, происшедшую в 1956 году, я вспомнил двадцать лет спустя, когда попросил знакомых десятиклассников прочитать и оценить достоверность психологической характеристики типичного старшеклассника, которую я составил и включил в книгу для учителей. Они прочли и сказали, что все правильно, но кому это нужно? Ведь и так все это знают. Я объяснил, что они-то, может быть, про себя всё и знают, а вот учителя могут и не знать. На самом же деле я был удивлен их реакцией. Неужели им действительно неинтересно читать про самих себя? Неужели они и впрямь так хорошо в себе разбираются? Вот, думал я, что значит акселерация, которой в мою юность не было! Не только растут быстрее, но и знают о себе всё, в отличие от меня и моих школьных друзей.

Однако на следующий день мне позвонили по очереди почти все акселераты, бывшие у меня накануне. И каждый сказал примерно так: «Понимаете, я вчера не хотел высовываться. Но на самом деле — это очень нужно и важно. Очень успокаивает. Многое оказывается нормальным, а я думал, что у меня что-то не так...»

Я вздохнул с некоторой долей облегчения. Оказывается, и акселератам интересно читать про себя и своих сверстников.

И вот я подумал, что, наверное, было бы интересно попробовать написать небольшую книгу для старшеклассников о них самих. Конечно, в ней обо всем не скажешь. Но даже если удастся на какие-то вопросы ответить хотя бы приблизительно, показать новые стороны, казалось бы, давно решенных вопросов, привлечь внимание к каким-то проблемам, о которых необходимо задуматься ребятам, просто вызвать интерес к самим себе и к окружающим людям, то, наверное, такая книга не будет бесполезной.

«Что такое наш возраст?» — вопрос этот задал десятиклассник в своем письме в редакцию. За многие годы подобный вопрос встретился мне впервые. Как ответить на него четырнадцати — семнадцатилетним людям, которых, как правило, называют подростками. Правда, в психологии принято считать, что это не подростковый, а ранний юношеский возраст. Поэтому правильнее все-таки называть их юношами и девушками.

Но эта путаница в названиях не случайна. У нее древние корни. Дело в том, что на протяжении многих веков и даже тысячелетий человечество не выделяло юность как самостоятельный этап жизни человека. По образному выражению американского ученого Ф. Масгрейва, юноша был «изобретен» одновременно с паровой машиной, которую построил англичанин Уатт в 1865 году. А великий французский мыслитель Жан-Жак Руссо «открыл» юношу в 1792 году, написав книгу «Эмиль». В ней он впервые показал, что между детством и взрослостью человек проходит совершенно особый этап развития, решает совершенно особые задачи, сталкивается с совершенно особыми проблемами.

Итак, вернемся к вопросу, заданному старшеклассником. Я бы на него ответил так. Этот возраст — сплошной знак вопроса. Для кого? Для всех.

Для тех, кто старше, то есть взрослых, родителей и учителей. Потому что далеко не всегда понятно, почему взрослеющие дети делают то, а не другое, ведут себя так, а не иначе. Думают о том, а не об этом.

Для тех, кто младше, потому что младшим непонятно, почему то, что можно взрослым, им еще нельзя. Для самих ребят в пору юности. Об этом говорят те бесчисленные вопросы, которые они задают каждый себе, приятелям, друзьям, родителям, любимым, газетам, журналам, радио, телевидению, писателям, актерам, спортсменам. Всем, кого только представится случай спросить. Всем, к кому хватит сообразительности или смелости обратиться лично или письмом.

Великий философ Иммануил Кант в конце XVIII века сказал: «Годы юности — самые трудные годы». Взрослые, узнав мнение философа, в большинстве своем поражаются: как же так? Почему трудные? Ведь всегда считалось: юность — самые прекрасные годы. Старшеклассники, узнав мнение Канта, одни недоуменно подымают брови, другие тут же соглашаются, третьи уходят в себя, задумываются.

Реакцию взрослых понять можно. Они обычно помнят, вспоминают свою юность только в светлых тонах. Не все, конечно, но большинство. А почему у молодых весьма неоднозначное отношение к мысли Канта? Каждый, естественно, вправе считать по-своему. Хотелось бы лишь отметить такой своеобразный парадокс. И отвечая «да», и говоря «нет», многие на самом деле стоят на одной точке зрения, полагая, что те удовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они должны получить «здесь и теперь». В то же время от обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться.

На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.

Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей.

Если же взять человека среднего, то я бы предложил такой вариант ответа. Физиологически и в большей мере физически многие старшеклассники уже взрослые. В ранней юности (к пятнадцати — семнадцати годам) уже у большинства закончился или заканчивается период созревания. Человек из подростка превращается в молодого мужчину или в молодую женщину. А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.

А с точки зрения социальной? Да, - ведь в ранней юности человек получает паспорт, имеет право вступить в юношескую политическую организацию, несет правовую ответственность за свои поступки. Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не может создать полноценную семью.

Выходит, что старшеклассник оказывается в ситуации своеобразных «ножниц», разрыва между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью — объективно, независимо от того, осознает он свое состояние или нет. Все это порождает трудности, проблемы, конфликты с собой и с окружающими. Ведь соотносить свои стремления с возможностями не так-то уж и просто. Для начала надо хотя бы осознать наличие этих «ножниц», что сделать весьма нелегко. А многие и не стремятся осознавать.

Но не только в этом дело. Юность у всех проходит по-разному. Я имею в виду темпы и стиль, если так можно сказать, перехода от отрочества к взрослости. В самом общем и, естественно, приблизительном виде можно представить себе как минимум три варианта этого перехода.

Часть старшеклассников переживает свою юность бурно. У них многочисленные конфликты с окружающими. Они конфликтуют и сами с собой, страстно переживая все с ними и вокруг них происходящее. Многие перестают понимать и принимать окружающую жизнь, возмущаются всем, что кажется им неправильным, несправедливым. Не принимают даже себя такими, какие они есть. Или, наоборот, болезненно переживают то, что близкие им люди не понимают их (во всяком случае они в этом уверены). То есть юность для этих ребят — период «бури и натиска».

Другие же понятия не имеют ни о чем подобном. У них врастание в юность, переход к взрослости протекает постепенно, порой даже замедленно. Они спокойно относятся ко всему, что происходит вокруг и с ними самими. Да, на их взгляд, с ними самими ничего особенного и не происходит. То есть они взрослеют без глубоких и резких изменений в личности, как бы вживаясь, вписываясь в ту обстановку, в которой они уже живут.

Наконец, есть еще один вариант. Старшеклассник осознает или чувствует, что он меняется, что меняются его отношения с людьми, что меняются требования жизни к нему. Но это не вызывает у него бурных реакций, растерянности, агрессивности, подавленности. Он воспринимает все происходящее как неизбежность и необходимость. И потому пытается активно и довольно осознанно формировать самого себя, свои отношения с миром, искать и утверждать свою позицию в изменившихся условиях. Он усилием воли, изменением своего отношения к окружающему преодолевает внутренние тревоги, кризисы, внешние сложности. Так обычно поступают те ребята, у которых хорошо развиты самоконтроль, самодисциплина.

Вот в зависимости от того, «по какому варианту живет» тот или иной из старшеклассников, юноши и девушки относятся по-разному к мнению Иммануила Канта о том, что «годы юности — самые трудные годы».

С мнением Канта соглашаются те, чья жизнь наполнена трудом, заботами, познанием, спортом, общением, по-настоящему эмоциональными отношениями с людьми, глубокими размышлениями о себе, своем настоящем и будущем, переживаниями, ошибками, борьбой с препятствиями, неизбежными в такой насыщенной жизни.

Соглашаются с философом часто и те, кто вместо деятельной, насыщенной реальной жизни, которую организовать себе бывает трудно, избирают уход в мир фантазий, грез, иллюзий. Живя в придуманном мире, эти молодые люди понимают, что вечно так продолжаться не может, что рано или поздно реальная жизнь призовет их и потребует выбора, решений, действий. А это всегда нелегко.

С Кантом могут согласиться и те, у кого непростая обстановка в семье или совсем нет друзей. И те, кто попал в тиски какой-либо компании, команды, хочет и не может из них вырваться. И такие ребята, кто хочет больше, чем может (в спорте, учебе, обладании престижными вещами и так далее). Наконец, те юноши и девушки, о которых говорят: «Разбрасываются»... Они всё хотят попробовать и не в состоянии на чем-то остановиться. Они информированы о многом, но некомпетентны ни в чем, всем увлекаются, но ничем не увлечены. У них слишком разнообразные интересы, увлечения, стремления. И это создает впечатление поверхностности. Да и не только впечатление. Они действительно поверхностны. Правда, при определенных условиях их поверхностность может стать основой серьезных жизненных отношений, перспектив, свершений.

Зато немало и таких, кто никак не может взять в толк, чем же их юность трудна. Это те, кто уютно устроился в своей компании, где все вполне довольны друг другом и своей жизнью. И такие, что запросто, не смущаясь, здороваются за руку со всеми — знакомыми и незнакомыми. друзьями и недругами, всегда «в струе», ни о чем серьезно не задумываясь, ибо им все всегда ясно. У них нет проблем, и с ними тоже. Проблемы могут появиться позже, на каком-нибудь новом витке жизни. Могут и не появиться. Как повезет...

Из письма в редакцию: «Меня порой бесят правильные мальчики и девочки, которые сидят дома и читают книжки. Я, например, предпочитаю завалиться со своей компанией в бар или в дискотеку. Здесь мы все вместе, здесь нам интересно... Мы молоды и хотим оставаться такими, какие есть. У нас все впереди! Другой жизни нам сейчас и не надо» (Лена Н., г. Фрунзе).

Но Лену не беспокоит, будет ли так всегда. У кого-то, может быть, и будет. И пройдет человек по жизни, ни разу не задумавшись ни о чем серьезном, никого не полюбив по-настоящему, ничего не сделав для других, обокрав в конечном итоге самого себя. И, возможно, даже никогда и не поймет, что жизнь прошла мимо, «как Азорские острова». Его можно осуждать, можно сочувствовать, но можно и жалеть. Но помочь себе он сможет только сам. Или друзья, сверстники или старшие, если таковые есть или встретятся.

А у других будет иначе. Завтра, через неделю, через месяц, во время летних каникул... они вдруг в минуту озарения любовью, ненавистью, ужасом, состраданием, просто неожиданной мыслью или событием почувствуют, что что-то не так в их жизни. И это озарение станет началом их нового пути к людям, к миру, к будущему, к смыслу жизни, к себе самим — истинным. И тогда выяснится, что путь этот весьма не прост, порой тернист.

Они, наконец, поймут, что юность трудна уже тем, что это время и выбора профессии, стиля жизни, принципов и так далее, от которого нередко зависит вся дальнейшая жизнь человека или ее большой отрезок. Не делать выбора и не принимать решений, конечно, субъективно бывает спокойнее, а объективно — опаснее. Остается неясным самому себе, кем будешь, каким будешь, чего хочешь достичь, каким образом? Неясность будущего отражается и на сегодняшнем дне, лишая его перспективы и глубокого смысла, затрудняя жизнь. Даже если не явно, то подспудно. Не все это осознают. Не все понимают причины своих непонятных раздражений, злости, подавленности, беспричинной грусти.

Но хотят или не хотят, осознают или не осознают, они все равно обязаны совершить выбор. Дети и совершают его. Выбор может быть кардинальным, а может касаться какой-то житейской мелочи. Он может делаться глубоко, продуманно, а может — наобум. Но в любом случае этот выбор их, он творит их жизнь, ибо, как пишет современный индийский писатель Ананта Мурти: «Даже если я потерял голову, все равно выбор был мой. Весь смысл выбора в том, что человек иной раз теряет голову, иначе все было бы просто. Мы сами творим себя тем, что выбираем, мы сами придаем форму и очертания этому нечто, которое зовем собой».

В юности так легко терять голову. И все равно надо делать выбор и принимать решения.

А. МУДРИК

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • «Исправьте мои уши...»
    Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • /img/210/discipline.jpg
    Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.
    «По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • "По моему мнению..."
    Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире...
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что зашифровано в генах?
    Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?