Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать. Некоторые дети научились читать в четыре года, даже раньше, а некоторые так и не могут толком научиться читать в течение всего школьного обучения, и неприятие печатного текста сохраняется у них до взрослого возраста. Откуда берутся столь явные различия?
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребенка, но от целого ряда других функций мозга, их взаимодействия. Графический образ слова мы должны сначала воспринять зрительно, разложить на буквы, добавить к ним звучание, то есть звуковые единицы, правильно расположенные и дающие звучание слову, которое является носителем содержания. Как видим, в этом сложном процессе есть пороги, на которых ребенку легко споткнуться. Разумеется, по мере совершенствования навыка чтения этот процесс сокращается и автоматизируется, так что мы наполняем содержанием уже зрительно воспринимаемые графические формы. Мы читаем слова и группы слов, не произнося их про себя. Читаем лишь глазами — и очень быстро.
Хорошее умение читать приносит радость. Дети, которых приходится силком оттаскивать от книг, никогда не принесут родителям столько хлопот, сколько те, кому чтение никак не дается. Как помочь нечитающим? Где искать причину их неуспеха?
Скажем сразу, что их несколько: общая малоодаренность ребенка, отставание в школе, плохое домашнее воспитание, нарушения зрения или слуха и т. п. Объективным указателем и здесь послужит успеваемость по другим предметам, особенно по математике. Если ребенок плохо читает и считает и слабо учится, то причина заключается не только в нарушениях специфических, необходимых для чтения функций, но и в вышеупомянутой общей низкой одаренности ребенка.
Но бывают случаи, когда у ребенка отличные отметки по математике, а по чтению он вот-вот совсем провалится. Тут причина иная, названная в течение минувших десятилетий как «специфическое нарушение чтения в процессе развития» или «дислексия». Ей подвержено около двух процентов наших детей, которые сами, без целенаправленной посторонней помощи и специальных упражнений, никогда не научатся читать. Это нарушение существует издавна, наверняка с тех самых времен, когда люди изобрели звуковое письмо. Однако обнаружено оно было только в конце прошлого столетия, а исследовать его начали с середины нынешнего, тогда же и повели с ним борьбу. Мы с удовлетворением констатируем, что наша школа и здравоохранение занимают в этом отношении одно из первых мест в мире.
Причину эволюционной дислексии можно усматривать в незрелости и недостаточности одной из функций, необходимых для начального чтения, так что она не может взаимодействовать с остальными. Одно-единственное отсутствующее или поврежденное звено в этой цепочке приводит к нарушению всего процесса обучения. Такой ребенок не поддается на обычную, проверенную методику обучения. Его надо учить читать по особой, индивидуальной методике на основе его способностей. Так создается фундамент для исправления дефекта.
Но сначала покажем, как проявляется данное нарушение. Некоторые дети плохо различают буквы и часто путают так называемые «зеркальные буквы либо немного похожие буквы. Другие дети не способны уловить порядок букв в слове. Они будто ощупывают их глазами — одни читают с начала, другие — с конца, сравнивают и примеряют зрительную и слуховые формы, не в силах решить, что же правильно. Часто встречается замена слогов. Либо буквы и слоги читаются правильно, а соединить их в слова, а слова в предложения достаточно быстро и плавно ребенок не может. Такая эволюционная дислексия часто встречается вместе с нарушением правописания, иногда отдельно. В любом случае ей надо уделить как можно больше внимания, чтобы целенаправленно устранить. К счастью, сейчас это вполне возможно и доступно. Разумеется, чем раньше начато исправление, тем лучше. Если время упущено, нежелательные навыки устраняются с трудом, поскольку ребенок пытался самостоятельно справиться со своим недостатком. Еще хуже, если в таких случаях приходится наталкиваться на ненужные охранные механизмы, с помощью которых ребенок пытался оберегать себя от сильного «нажима» в процессе обучения и от собственной подавленности из-за провалов в школе.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: