Детская психология

Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.

Историю можно начать так:

«По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»

Ничего не понятно? Сейчас объясню. Идут занятия в литературной студии «Биномка». Здесь собрались ребята разного возраста — от четырехлетних до девятилетних. Я занимаюсь с ними замечательным делом: мы фантазируем. И помогает нам в этом знаменитый сказочник Джанни Родари. Ведь это он придумал «Грамматику фантазии», где я и нашла для себя целую систему развития у детей воображения, творческих способностей.

Особенным успехом у моих студийцев пользуется «бином фантазии». Это особый способ придумывания всяких невероятных историй. В переводе с латинского слово «бином» означает целое, состоящее из двух частей. «Бини» — значит «пара». В нашем случае имеется в виду пара словесная, с нее начинается наша увлекательная игра.

Сначала «бином» надо найти. Двое малышей усаживаются на стулья, ведущий просит их загадать слова.

— Катя, что у тебя?

— Дорога,— отвечает девочка.

— А у тебя, Саша?

— Дом.

— Дом и дорога. Это бином? — спрашиваю у малышей.

— Нет! — отвечают хором.

Они уже знают, что про дорогу и дом тоже можно сочинить хорошую добрую сказку, но у нас другие задачи — поиск необычного сочетания слов. Такого сочетания, которое сразу бы вызвало желание фантазировать.

И вот удача:

— Лошадь!

— Лестница!

Кто-то добавляет: «пожарная».

Получается замечательный «бином»: «лошадь — пожарная лестница».

Теперь мне остается только направлять фантазию ребят в плодотворное русло. Чтобы их не сбивало на стереотипы, чтобы в каждой их фразе была своя находка, неожиданность, парадокс. Мы ни в коем случае не должны устремляться к накатанным сюжетам из всем известных сказок. Ведь мы сейчас сотворяем свое. То, чего еще не было.

Итак, начинается конкурс на лучшее начало истории. Возможности для фантазии — самые неограниченные.

— Лошадь гуляла по городу с пожарной лестницей на спине.

— Лошадь и пожарная лестница играли в догонялки.

— Пожарная лестница терпеть не могла пегую лошадь.

— Лошадь очень хотела дорасти до пожарной лестницы.

Любое из этих предложений могло бы стать началом увлекательной истории. Но ни на одном из них ребята пока не останавливаются. А вот и начало, которое всем понравилось сразу:

— Лошадь шла по пожарной лестнице.

Команде, из которой прозвучало такое предложение, ставится плюс. А мы, взрослые, давайте подумаем, почему именно это предложение вызвало у детей особое желание фантазировать? Дело в том, что здесь происходит наиболее тесное сцепление отдаленных понятий, которые в обычной жизни никак не взаимодействуют друг с другом. Кроме того, вступает в силу закон парадокса. Поскольку лошадь никак не может идти по пожарной лестнице, детское воображение с особой радостью рисует именно эту необыкновенную картину. Кто-то из ребят уже изображает ее на бумаге. Кому-то не терпится фантазировать вслух дальше. Помогать в развитии загадочной истории будут мои вопросы:

— А зачем лошадь шла по пожарной лестнице?

Отвечают наперебой:

— В гости к вороне;

— Нет, она хотела спрятаться от своего хозяина.

— У нее на крыше был сад.

— Она была голодная, а на крыше очень вкусно пахло...

И вот удачный момент, чтобы словесная история переросла в действие.

— Кто будет пожарной лестницей? А кто — лошадью? Начинаем... Лошадь идет по пожарной лестнице.

ЛЕСТНИЦА. Ходят тут всякие. Мои перекладины копытами отбивают!

ЛОШАДЬ. Лестница, ну пусти. Меня там пирог ждет. Он так вкусно дымится...

ЛЕСТНИЦА. Не путцу! Пирог может быть опасным для жизни.

ЛОШАДЬ. Пусти меня! А то я прогну тебя, как старую ложку!

История переросла в живую игру, вызывая у малышей и смех, и переживание, выстраивая фантазию в зрительные образы. В этом движении не должно быть остановок, иначе мысль затормозится. Поэтому новую нашу сказку я запишу дома по своим кратким пометкам, сделанным на занятиях. А сейчас пора унять расходившихся сверх меры» ребят.

— Лошади пора спать. Все садятся вдоль стены, смотрят и угадывают, что будет делать лошадь и что ей приснится.

Быстрая фантазия — с шумом и весельем — сменяется спокойной, сосредоточенной. В конце занятий малыши успокаиваются совсем. Но остаются с ними не до конца распутанные клубочки фантазии — они будут потихоньку вращаться в их воображении, занимать по дороге домой... Так, с помощью игры, ребенок начинает работать над расширением своего сознания. А мы, взрослые, можем помогать ему в этом — вовремя заданным вопросом, незаметной подсказкой. Смотрите, ваш малыш уже не докучает вам бесконечным нытьем и хныканьем: «Мама, мне скучно...» Ощущение вяло текущего времени, которое проходит без радости и пользы, не посещает его больше. Развивающаяся душа, получив вовремя необходимую ей дозу витаминов, укрепляется в заинтересованном отношении к жизни, учится радоваться, улыбаться, преодолевать препятствия...

Конечно, я не хочу утверждать, что «бином фантазии» — это и есть панацея от постепенного омертвления живой мысли. Рецепт не может быть один, их — множество. Вот,и Джанни Родари в своей «Грамматике» предлагает разнообразные способы развития фантазии, которые мы используем с успехом в студии.

Вот, например, «игра приставок» — упражнения, которые зримо расширяют возможности слова. Ну вот, что такое РАСкорова? Это расчудесная корова. Она катается на колесе, занимается плаванием и даже работает учителем пения. Словом, всем коровам корова, то есть РАСкорова. Такие слова тоже вызывают у ребенка желание пофантазировать.

Занимательной бывает игра с частицей НЕ. Что может делать НЕпушка? Стрелять конфетами, поливать улицы, пастись на лугу вместе с коровами и выстреливать им в рот пучками свежей травы.

А как нарисовать звук? Вот я ударила по столу связкой ключей. Дети трансформируют звук в зрительный образ. Кто-то рисует шарик со связкой стрел и называет его Звукошор. А дальше опять раскручивается фантазия. Откуда пришел этот Звукошор? Что он умеет делать? Кем бы он стал работать? Какую предпочитает одежду? Как любит разговаривать? Кто у него друзья? И так далее.

В зрительный образ можно трансформировать даже запах. Это может быть сладкий запах ванильного порошка в коробочке, запах сухой душицы или чабреца...

Можно устроить танец деревьев под «Времена года» Чайковского. Угадывать характеры деревьев по их танцу. Можно определять настроения игрушек, домысливая, почему они такие? Что случилось, например, с плюшевым щенком? Почему у него такие удивленные глаза?

Так развивается ассоциативное мышление.

Дети приносят на занятия свои рисунки. И по ним тоже можно сочинять истории.

Обратите внимание на неизменное во все времена стремление детей вырезать красочные картинки из журналов. Джанни Родари остроумно использует это детское увлечение в игре под названием «Карты Франко Пассатори». Дети приносят на занятия по нескольку таких картинок, предварительно вырезанных и наклеенных на плотный картон. Карты-картинки перетасовываются, и каждый малыш вытаскивает наугад карту. Рассмотрев ее, он начинает рассказывать историю, развивать ее по собственному усмотрению.

А ведь это все можно делать не только в студии, но и дома и даже на прогулке. После нескольких таких «упражнений», развивающих воображение, привычные предметы окружающего мира сбросят с себя оболочку обыденности. То, что не имело еще вчера ни лица своего, ни голоса, вдруг заговорит с детским воображением, открываясь как часть многоцветного мира. Помогите же своему малышу рассмотреть этот мир.

Вот на вашем пути деревце, как серебряный лиственный шар. Спросите: «Дерево — как что?» Сначала малыш будет искать сходство по внешним признакам. Дерево — как зеленый апельсин. Или, если оно стройное, как дудочка... Потом можно уйти от внешних признаков. Деревце — как радость, как песенка, которая выросла из травы...

Мы идем с дочкой по весенней дороге и вдруг видим дерево, все усыпанное гнездами. Пораженная, моя дочка остановилась и сочинила свое первое стихотворение:

Здравствуйте, гнездышки!

Вам весело?

Чудо! На дереве —

Птичье село.

Тогда ей было пять лет. И, может быть, не обрати я ее внимание на это дерево с гнездами, она бы прошла мимо него, и никогда бы не родилось это полное неожиданного восторга детское стихотворение. А следом не родились бы другие.

Сейчас моей Насте десять лет, и у нее уже много озорных детских стихов. Одни ведут свое происхождение от собаки, встреченной у пруда, другие — от веточки, склонившейся к реке...

Оказалось, что занятия по «Грамматике фантазии» вовсе не уводят от жизни в какой-то абстрактный мир выдумок, а очень тонко и совсем иначе, чем школьные штампы, соединяют детское воображение с картинами живой природы, всего окружающего нас. И этот живой мир входит в сознание ребенка, как свет и радость.

Дети должны радоваться. Мы, взрослые, совершаем преступление, когда не учим их этому, погружаясь бесконечно в одни бытовые заботы. А потом удивляемся, почему наше общество состоит из скучных, скованных, неулыбчивых людей. Почему, в самом деле, в жизни так много тяжестей и мытарств? Так ведь это нам с вами лень было преображать жизнь, делая счастливыми наших детей. Говорим все о новом мышлении, но каждый росток этого мышления отвергаем, если он не соответствует устоявшимся стереотипам. Но вернемся в студию. Чему научили моих ребят уроки фантазии? Наташа Брезгина и Катя Мащенко начали писать стихи. Булат Рахимбердиев выдал нам замечательную сказку «Одинокое яблоко». А Саша Семенова сочинила свою сказку «Время по солнцу»...

В наших коллективных историях всегда был избыток чудес. Там летали Ламполеты, они включались в Розеткомолнию, а в зеркалах жили таинственные Прищурки, и танки стреляли звездами, а по земле гуляли Зеркальные Экскаваторы. Все это продолжалось пять лет, пока я работала в Республиканской детской библиотеке на Октябрьской площади столицы. Ну, а потом, потом для нашей студии почему-то не стало места: ведь у нас в жизни плохое случается все еще чаще, чем хорошее.

И пока это так, родителям надо самим очень заботиться о душевном мире своих детей, не дожидаясь, пока этим займутся другие. Выйдите вместе с ними утром в сад или в поле. На проселочную дорогу Или просто в городской парк. И посмотрите, как солнечные блики и сырые тени играют друг с другом. Раздайте имена всему увиденному. Познакомьте суетливую тропку с отдаленным от нее кустом шиповника, расскажите о настроении камня, о характере птицы. Дайте выход детской фантазии, используя свои способы для ее развития. Может, вы разбудите в своем сыне, своей дочери художника, поэта, музыканта? Да просто творческого человека, который, став взрослым, не сможет строить скучные безликие дома, шить некрасивые платья, осушать богатые клюквой болота, чтобы потом выращивать на них тощий турнепс...

Так что фантазия не самоцель. Фантазия — вещь очень даже полезная. Укоренившись с детства в душе, она поможет людям вовремя разглядеть все абсурды и нелепицы общественного устройства. Убеждена: чем ярче будет выявляться всяческий абсурд в детских фантазиях и сказках, тем меньше ему будет хода в реальную жизнь. Так что лошадь, идущая по пожарной лестнице,— это, с одной стороны, конечно, шутка. А с другой— пища для подсознания. Кстати, не очень вкусная для тех, кого существующий реально абсурд вполне устраивает. А вас не устраивает? Тогда... для начала поиграйте в «бином»!

Вера ЛИНЬКОВА

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • «Исправьте мои уши...»
    Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • /img/210/discipline.jpg
    Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • "По моему мнению..."
    Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире...
  • Трудны ли годы юности?
    На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что зашифровано в генах?
    Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?