Родители и сторонние наблюдатели приходят в смятение по этому поводу. Некоторым кажется, что юные чересчур самоуверенны, некоторым картина представляется обратной. Хуже всего, что обе стороны правы, причем в оценке одного и того же мальчика или девочки. Иногда дети пылают энтузиазмом и уверенностью в своих силах, но тут же способны впасть в депрессию и комплекс неполноценности. Первый успех возбуждает в них надежду, что цель достигнута и дальнейшие усилия не нужны, а первая неудача ввергает в отчаяние и безнадежность, когда все труды кажутся бессмысленными.
Что об этом думают психологи? Они признают, что для переходного возраста характерна такая переменчивость в оценке себя самого. Ведь в этот период лишь формируется и устанавливается ощущение собственной самоценности для общества, своего Я. Отношение к себе и другим подвергается проверке, меняются основы, на которых оно строится, это фундамент еще «сырой», незаконченный, неиспытанный на прочность.
Если за одну из характерных черт зрелой личности принять способность смотреть на себя как бы со стороны, критически оценивать и смеяться или, по крайней мере, улыбаться над своими ошибками, то мы увидим, как далеки от этого подростки. Вместо снисходительности у них обидчивость, вместо уравновешенности — повышенная впечатлительность. Они усматривают унижение и недооценку там, где взрослый с высоты своей зрелой уравновешенности вообще ничего не заметит. А подростки особенно не выносят замечаний, касающихся их нового человеческого достоинства. Юные возмущаются любым вмешательством в их личную жизнь и раздраженно реагируют на озабоченные взгляды, замечания или жесты своих встревоженных родителей. А те мучаются при мысли, что ребенок чересчур вытянулся, плохо ест, мало спит и много читает или, наоборот, все гуляет и простужается, а его новые приятели какие-то подозрительные... Так же обстоит дело с невинными замечаниями взрослых типа: «Как ты выросла — и куда ты тянешься». А пятнадцатилетняя вытянувшаяся красавица состроит такую кислую и угрюмую мину, что воцарится неловкое молчание и все задумаются, что за чудачка вырастет из этой девочки. А все дело в неуравновешенности, самолюбии юных, которых взрослые не осознают в полной мере. К новому самолюбию относится и внешность, которой молодые люди придают огромное значение — об этом и говорить подробнее не стоит.
Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
Научиться смотреть на себя со стороны чуть иронически, спокойно относиться к шуточкам в свой адрес и самому отпускать такие шутки, расхохотаться над комической ситуацией, в какую попал, или над собственной неловкостью — все это предполагает определенную ступень жизненной стабильности, уравновешенности, овладения своими чувствами. Этому не научишься по учебникам. Но и копирование взрослых мало что даст. Все придет в свое время после школы жизни. Тут у взрослых неоспоримое преимущество, и надо употребить снисходительность и такт по отношению к юным ранимым людям.
Молодежь легко загорается, способна отдавать делу всю свою энергию, энтузиазм. Опасность заключается в бесконтрольности такого порыва, в результате много энергии тратится впустую. Кто ставит разом на карту все, может все проиграть. Взрослый считается с вероятностью риска и подстраховывается. Он знает, что жизнь не кончается успехом или проигрышем. Взрослеющий человек должен научиться проигрывать. Из-за неумения проигрывать возникает столько депрессий и разочарований. Однако не будем пессимистами! Поскольку молодой человек создает себе множество поводов для проигрыша, он научится этому искусству очень быстро и хорошо. После двадцати его самолюбие успокоится, и он обретет свой зрелый душевный облик.
Итак, необходимо всячески способствовать естественному процессу и устранять слишком опасные препятствия с пути молодых людей.
В этом и заключается воспитательная задача ближайшего окружения подростков. Первый наш совет воспитателям — не принимайте всерьез колебания настроения и чрезмерное самолюбие вашего подростка. При неудаче не помогут упреки, язвительные замечания и пример положительных друзей или родственников. Тут помогут лишь время и терпение! Покажите симпатию и понимание. Когда минует первая горечь поражения, настанет время совместного анализа ситуации, и вот тогда-то мы можем указать нашему парнишке или девчушке на ошибки, допущенные ими. Наметьте верную стратегию, ведущую к желаемой цели. И наконец, ободрите приунывшего подростка, пусть справляется со своей слабостью. Речь ведь идет не о дуэли на жизнь и смерть, а всего лишь о «репетиции», своеобразной жизненной тренировке, и молодые люди все воспримут как надо.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: