До приступов упрямства дело доходит чаще всего в двух случаях: когда мы заставляем ребенка делать то, чего он не хочет; например, он должен оставить игру, надеть чистые штаны и идти с мамой гулять, идти по этой дороге, а он любит другую, он хочет перед обедом конфету, а мама не дает. Конфликту всегда предшествует что-то, противоречащее его воле, его сиюминутным интересам. Любопытно, что подобные приступы никогда не направлены против какой-то вещи или против другого маленького ребенка (между собой дети выясняют отношения на месте агрессивным вмешательством), но, как правило, против взрослых воспитателей, и притом против самых любимых, против мамы, бабушки, дедушки. Энергичные и решительные папы, естественно, реже бывают свидетелями такого детского упрямства. Однако приступ не означает враждебности против воспитателей вообще или против данного лица — приступ лишь отпор их конкретному требованию. .Взаимные отношения не нарушаются, и как только малыш накричится и натопается — снова все в порядке, и он становится даже приветливее, чем был раньше. Приступ не направлен против человека, а только- против какого-то нарушения, ограничения, принуждения, препятствия или требования, причиной которых был взрослый.
Из приведенных психологических объяснений вытекает и способ, как обращаться с ребенком в такой момент. Желательно взрывы злости предотвращать. Не тем, что мы снизим требовательность, чтобы «его величество дитя» могло беспрепятственно удовлетворять все свои желания. Подобный метод был бы поистине не полезным ни ему, ни нам. Плодородной почвой для упрямого и злобного поведения служит душевное напряжение. Попытаемся такое напряжение предупредить. Мир и покой в доме, ровные отношения между родителями и остальными членами семьи — первое условие. В описываемый период, так же как и позже, в период созревания, растущему человеку необходимо получать много эмоциональных импульсов, много показателей того, что мы его любим, что он может на нас положиться. Нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя одиноким, чтобы наказание влекло за собой изоляцию. Устроим все так, чтобы у него было достаточно пространства для свободы движений, чтобы в определенной мере он сам руководил получением импульсов. Позволим ему устраивать опыты с вещами и не будем без надобности нарушать его игры. Было установлено, что дети чересчур заботливых родителей чаще приходят в ярость, чем дети, которых воспитывают в более свободном стиле.
Из того, что мы сказали, уже ясно, ничего хорошего не получится, если основывать воспитание на каких-то железных принципах, чтобы ребенок «слушался с первого слова». Такой метод не плодотворен. Разумнее и приятнее находить компромисс: «поиграй еще немножко, а через пять минут уже будем обедать», «этим играть нельзя, но вот возьми это». Мы часто провоцируем взрыв злости тем, что портим малышу игру, которая нам кажется опасной. А если он и в самом деле делает что-то опасное, не лучше ли показать ему, как то же можно делать, исключив опасность. Конечно, мы не будем его хвалить, если он кидает камни в окна, но мы можем ему показать, как интересно отскакивает камень от стены или как далеко его можно бросить. Строгие запреты в описываемом возрасте не только не ведут к успеху, но, напротив, побуждают малыша стараться продолжить запрещенное.
Но если уж дело дошло до приступа, не стоит его останавливать силой, что могло бы вызвать враждебность к воспитателю. Лучше дать грозе отгреметь. Естественно, в такую минуту не легко сохранить спокойствие и ждать, но представим себе все событие в таком свете, что мальчик (или девочка) «сорвался» и теперь «сам должен выбраться», а нам нужно немного терпения и потом спокойно выбрать подход к нему в дальнейшем. Можно добавить еще несколько тактических рекомендаций. Слишком жесткая, как, впрочем, и слишком слабая позиция обычно вредят делу. Оправдывает себя попытка быстро и решительно привлечь внимание маленького бунтовщика к другому впечатлению. Не стоит и выговаривать ему тут же на месте, что он должен быть послушным и не позорить маму. Лучше втащить его в дом (не страшно, если перед этим мы его немножко встряхнем) или в другую комнату либо оставить на месте, а самим со значением уйти. В любом случае ребенок останется один в другом окружении, где никого нет и нет отклика на его поступки. Новая ситуация принуждает его быть внимательным к другим импульсам; поскольку два душевных действия не могут протекать одновременно, приступ у него моментально кончается. И потом продолжим ту тактику, которую выбрали: будем относиться к происшедшему как к какому-то упущению, как к нечто такому, что на ребенка нашло случайно. Мы его не наказываем и не отнимаем у него свою любовь, чем облегчаем ему возвращение в нормальную колею.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: