Детская психология

Еще один шаг в мир людей!

Если мы сравним поведение сегодняшнего ребенка с тем, как он вел себя, допустим, в шесть месяцев, то увидим, что теперь перед нами личность в полном смысле слова. С первых дней мы могли наблюдать индивидуальные различия между детьми — в чем и как наш ребенок другой (никогда не говорите хуже или лучше, только другой!) по сравнению с малышом такого же возраста в семье наших друзей или знакомых. Ныне, когда десятимесячный человек уже прошел несколько этапов развития — специфическую эмоциональную .привязанность, различение знакомых и незнакомых, обучение с помощью подражания и другие, — его индивидуальность стала ярче. Теперь дети еще более «разные», чем прежде. А после десяти месяцев, когда двигательные умения доросли до ползания, мы убеждаемся в этом постоянно и весьма ощутимо. Можно сказать, что, как только ребенок начинает передвигаться по комнате, он на все окружение ставит печать своей личности, выбирает из окружения импульсы, которые ему подходят. В мире вещей он сумеет их получить, потому что подползет к любой желаемой. В мире людей он добивается своего тем, что кричит и плачет или же улыбается и повизгивает, играет с нами в прятки, по-своему «кокетничает».

В описываемом возрасте излюбленная игра — «в салочки». «Сейчас я тебя поймаю», — говорит мама или папа. И малыш улепетывает на коленках чуть-чуть в сторону — и так снова и снова. (Но смотрите, чтобы он не устал!) Он страшно любит играть в дразнилки, в прятки, в барана, который бодается, и т. д. Мы спрячем, но так, чтоб он видел, какой-нибудь предмет, а он его найдет — и радостно смеется. Ползание — для него дорога открытий. В социальной связи с родителями, в радостной безопасной атмосфере он упражняется в том, чего бы в чужой обстановке, несомненно, пугался. За всеми его действиями стоит понимание, что он дома, что все происходит «якобы», только так, не по правде. Так же когда ребенок взлетает вверх над головой отца, он понимает, что это было бы опасно, если бы не папины крепкие руки и если бы ему не было ясно, что через секунду он благополучно опустится вниз. Следовательно, он «якобы» летает, «якобы» он в опасности — и при том он прекрасно знает, что это игра.

Что здесь грозит воспитателю? Как всегда — перебарщивание. Никакая домашняя игра не может продолжаться до утомления. Лучшая учебная атмосфера — радостное настроение, но не забывайте, у ребенка сравнительно быстро меняются фазы торможения и повышенной внимательности. У отдельных детей эти фазы — мы называем их биоритмы — могут быть значительно сдвинуты в одном или в другом направлении. И потому родителям приходится, тщательно наблюдая за ребенком, определять, когда он в оптимальном расположении, а когда он устал.

Другая опасность заключается в том, что родители могут не понять, когда для малыша кончается «якобы» и начинается «по правде». К примеру, подняли и подбросили его вверх и не почувствовали, что он на самом деле испугался; спрятали от него игрушку так, что он долго мучается, пока ее найдет и т. д. Вместо радости для десятимесячного человека одни слезы и огорчения.

И еще одно небольшое замечание!

Мы говорили, что дети в этом возрасте уже многое умеют, у них уже выстроено отношение к людям и они способны быть очень милыми. И удивительно, по в их «одаренности» тоже таится опасность. Прежде всего, нельзя преувеличивать способность к обучению, например, проводить домашние упражнения, когда для них еще пет основы в физиологической зрелости тех или иных органов. Если малыш в десять месяцев умеет делать пальцами рожки, как баран бодается, то это потому, что он уже относительно хорошо владеет пальчиками и руками. Но это отнюдь не значит, что он к десяти месяцам уже овладел механизмом, допустим, мочевого пузыря и что уже пора учить его ходить на горшок. Многие семьи считают вопросом престижа и доказательством нормального роста ребенка, если он умеет пользоваться горшком, и поэтому приучают его к этой процедуре с восьми месяцев. Другие даже говорят, что высаживать на горшок надо начинать, как только ребенок научился сидеть. Подобное представление совершенно неверно. Приучать к горшку можно лишь тогда, когда нервная система подготовлена к управлению мочевым пузырем, то есть даже после двенадцати месяцев.

Все сказанное относится и к другим умениям наших детей. И в описываемом периоде развития между детьми бывает резкая разница. У одних кажущееся опережение, у других кажущееся отставание. Одни дети любят устраивать «представления», другие не любят. Сколько раз мы были свидетелями так называемых соревнований в колясках. Одни родители превозносят своего ребенка перед другими, а те полны тревоги и стыда и потом дома упорно принуждают своего ребенка, «тренируют» его, хотя он еще не достаточно подготовлен в развитии, чтобы догнать «выдающегося соперника», которым хвалятся соседи пли знакомые.

И поэтому мы бы очень хотели, чтобы родители восприняли важное поучение: радоваться успехам ребенка, но не делать из него заводную игрушку!

З. Матейчик

12
Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • «Исправьте мои уши...»
    Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • /img/210/discipline.jpg
    Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.
    «По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • "По моему мнению..."
    Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире...
  • Трудны ли годы юности?
    На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что зашифровано в генах?
    Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?