Как и взрослые, каждый ребенок является неповторимой личностью, и если мы хотим достичь одинакового результата с разными детьми (в нашем случае таким результатом будет преодоление комплекса неполноценности), надо по-разному подходить к детям. Не существует всеобщего действенного средства для всех детей сразу. Наши общие замечания необходимо приспособить к отдельно взятому ребенку и соответственно скорректировать.
Очень важно, чтобы воспитатели сами научились брать в расчет реальные возможности ребенка и не загоняли бы его в проигрышные ситуации, не заставляли бы постоянно соперничать с другими и быть последним. Ребенка с небольшими способностями, физически неперспективного, надо заранее готовить к будущим неприятностям, закалять, учить преодолевать трудности. Не стоит держать таких детей в тепличных условиях, оберегать от всех неприятностей, откладывая болезненные для их самолюбия открытия на будущее под предлогом, что «на их долю еще в жизни достанется горя». Наоборот, надо воспитывать в них готовность вступить на долгий путь борьбы с чувством неполноценности, а это требует повышенных усилий. Воспитатель должен оценивать и поощрять старание ребенка — и не ожидать сразу же выдающихся результатов. Их может не быть, а мы тем временем упустим возможность похвалить вовремя. Помните, что уже с грудного возраста и далее поощрение и похвала дают прекрасный эффект — а насмешки, упреки и наказания могут помочь прекратить нежелательное поведение, но сами по себе не создают ничего позитивного.
Пустое сочувствие и вздохи над ребенком тоже не помогут. Бесполезно пытаться «отговорить» ребенка взять и освободиться от чувства неполноценности. Вряд ли удастся внушить ему, что сущая ерунда, если прихрамываешь пли толст не в меру, если эти изъяны уже служили причиной издевок других или о них разбилась первая любовь.
В тех случаях, когда можно исправить внешность или двигательные способности, немедленно принимайтесь за дело. Старайтесь исправить все недостатки, включая дефекты речи, еще до школы. Лечение эндокринных нарушений и двигательная реабилитация должны стать очевидностью с самого раннего возраста, а своевременная консультация с врачом в иных случаях не позволит лениво махнуть рукой: «Это мелочь, придет время — и женится (или выйдет замуж)».
Там, где нет помощи извне и не помогут ваши старания, воспитывайте в ребенке способность примиряться со своими проблемами, скрывать недостатки, показывать достоинства. Первейшее условие успеха — примирение самих родителей. Именно их отношение передается ребенку, он будет оценивать самого себя так же, как и родители. Если родители склонны преувеличивать изъян ребенка и неотступно следуют за ним в тревоге, как бы он не столкнулся с неприятностями, они наверняка лишат его последней уверенности в себе. Надо найти для ребенка такой вид деятельности, где он будет не хуже других, а то и отличится. Отыскать подходящее занятие, сферу интересов — высшая заслуга воспитателя. Из неуспевающих детей получаются отличные работники, если они выбирают профессию по вкусу и по своим возможностям. Еще важнее, чтобы .ребенок всегда ощущал — в семье ли, в школе или детской среде — что с ним считаются, он что-то значит, приносит пользу. Сознание собственной нужности — лучшее лекарство от комплекса неполноценности! И для ребенка с серьезной задержкой в развитии найдется дома ряд легких работ, которые ему по силам, а мы сможем хвалить его за помощь. То же относится к детям-инвалидам. Хорошо, если они на равных принимают участие в семейных планах и заботах и семья считается с их мнением, стремлением помочь, даже если это и не имеет практической ценности.
Если изъяны невелики и можно некоторые смягчить или даже исправить, готовим ребенка к пониманию того, как много здесь зависит от него самого, от его отношения к своим недостаткам. Докажем ему, что у него больше достоинств, нежели изъянов; больше возможностей, нежели преград. Хорошо бы привести в пример кого-нибудь, кто успешно преодолел подобный изъян. Но помните, что пример действеннее тогда, когда он подобен вашему случаю и внушается ребенку ненавязчиво. Высокопарные литературные сравнения малоэффективны. Желательно, чтобы героем был ребенок и детские приключения.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: