В жизни ребенка есть три сферы, откуда может проистекать чувство неполноценности: семья, школа и детский коллектив.
Нежелательная ситуация складывается, например, в такой семье, где один ребенок вынужден жить в тени другого. Превозносимые, добивающиеся во всем успехов старшие братья и сестры невыносимо осложняют жизнь младшим, менее удачливым. Впрочем, иногда в пример старшему, менее одаренному и обаятельному, упорно ставят младшего до тех пор, пока бедняга не начнет защищаться одним из перечисленных нами неправильных способов — пассивностью, сопротивлением или обманом.
Однако чаще всего комплекс неполноценности развивается у ребенка из-за того или иного отношения его семьи к школьным успехам и образованию вообще. Не тешьте себя иллюзиями «о чудесных школьных годах» нынешних детей. Их, конечно, не порют розгами и не ставят в угол, но требования к уровню знаний и работоспособности настолько возросли, что сильно давят на ребенка. Придя в школу, он получает значимую роль в обществе: включается в трудовой коллектив, где происходит не только сотрудничество, но и соревнование между детьми. Родители часто предполагают, что их ребенок легко включится в соревнование, и ревностно следят за его успехами. Учителя оценивают знания и прилежание учеников, отметки служат для различения успеваемости разных учеников. Родители вместе с детьми хотят «справедливых» отметок. И вот тут-то не все срабатывает как надо. Формальная школьная справедливость бывает порой весьма несправедлива. Достаточно принять во внимание неодинаковые способности детей. Если малоодаренного ребенка все время сравнивают с одаренными отличниками и «подбадривают» насмешками, не стоит удивляться появлению у него комплекса неполноценности в школе, отвращения к учебе вообще. И опять по нашему опыту можно утверждать, что в последние годы заметно прибывает подобных случаев, ведущих к тяжелым неврозам. Попытки самоубийства детей — и некоторые, к сожалению, удаются — не что иное, как крайняя форма комплекса неполноценности, вызванного непониманием и давлением со стороны близких.
Сильно страдает в школе и запущенный дома ребенок либо неподготовленный и несозревший для школы, а также ребенок с особенным распределением умственных способностей, позволяющих ему хорошо успевать по одному предмету и не успевать по другому. Чаще всего встречается односторонняя неспособность к чтению, о чем мы уже говорили. Как правило, дети с этим нарушением страдают разными неврозами, среди которых на первом месте — отвращение к школьному обучению; это обнаруживается в процессе исправления либо во вспомогательных классах. Неврозы отнюдь не причина неуспеваемости, напротив, они всего лишь следствие сложившегося комплекса неполноценности в школе.
Здесь пора сделать важное замечание. Мы говорили, что чувство неполноценности может стать горькой пилюлей, несущей исцеление. Но опасно день за днем глотать сильно действующее лекарство в слишком больших дозах. А такое случается, когда человек обречен на негативную оценку общества: скажем, страдает заметным недостатком, уродством, от которого не может быть избавлен. В подобных случаях надо проявлять крайнюю осторожность, такт и гибкость. О низкой и неравномерной одаренности мы уже упоминали. Поговорим о физической красоте и ловкости, вызывающих столько эмоций. Начнем, однако, издалека.
Для ребенка важно признание детского коллектива. Как мы указывали, средний школьный возраст (от девяти до двенадцати лет) характеризуется самым высоким интересом к коллективу. Это поистине период коллективизма, групповых подвижных игр и всевозможных соревнований «кто дальше, кто сильнее, кто выше» и т. п. Физическое совершенство, сила, ловкость ныне ценятся в детском коллективе превыше всего. Ребенок, отстающий в физическом развитии, слабый и неловкий, отличающийся от своей группы, страдающий физическим недостатком, обречен вкусить ощущение неполноценности во всей его горечи. Отверженность, изгнание из детского коллектива и даже насмешки теперь воспринимаются гораздо болезненнее.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: