Пересказывать журналистам «этапы собственной творческой биографии» Борис Васильев, вероятно, успел устать. К тому же мечтой его детства всегда была профессия историка, а не писателя. И, как говорится, «от судьбы не уйдешь» — сейчас Васильев работает над историческим романом об Александре Невском. Талантливый дипломат и полководец интересен неординарностью характера — своей яркой «ведущей» личностью.
Вряд ли кто поспорит с тем, что каждый человек желает иметь сильный, волевой характер. Назавидовавшись в детстве книжным и киношным супергероям, мы надеемся и в себе увидеть сильную личность. И мучительно страдаем, когда обнаруживаем в самих себе характер не «ведущего», а «ведомого».
— Надо научиться выбирать «задачи по зубам», а не лезть в лидеры,— утверждает Борис Васильев.— «Ведомые» и «ведущие» решают в жизни совершенно разные задачи, и «ведущий» не всегда оказывается сильным. Лидером, супергероем хочет быть каждый, но, говоря на военном языке, кто-то должен идти вперед, кто-то — стрелять, кто-то — прикрывать тыл. Лидер обладает сильной волей, и это дает ему власть над людьми. Воля, умение заставить себя что-то делать, отличают нас от животных. У Ницше и Шопенгауэра идея «сверхчеловека»... основывалась на категорическом императиве воли. Но люди уважают не только силу, но и человечность... «Сверхчеловек»... не всегда бывает отзывчив, добр и бескорыстен.
В доме Бориса Васильева многое напоминает о его военной молодости — от привычки носить тельняшку и сабли в углу комнаты до всевозможных табачных трубок на телевизоре.
Военная выправка писателя выдает полковую школу, законченную полвека назад (едва ему исполнилось 18), которую Васильев с уважением вспоминает и сейчас. Казалось бы, у современной молодежи проблемы, совсем другие, да и куда проще...
— Возможности и жизненная ниша определяются у человека в раннем детстве. Но проверка на них происходит позднее, в возрасте, который принято называть «трудным», или «переходным».
Человек пытается себя в чем-то самоутвердить — через ошибки и промахи. Он находит свое место, свои задачи и успокаивается, заявляя другим: «Вот моя сфера жизни». Или не успокаивается, если обязательно хочет быть Наполеоном. И окружающие либо соглашаются, либо не соглашаются с ним. Здесь мы повторяем закон стаи животных, поэтому молодежная среда и молодежная субкультура всегда были и всегда будут. Не надо воевать с броской молодежной модой, «тусовками», сленгом и орать: «А, молодежь! Бескультурье! Духовная нищета! Не своим делом занимается!..»
Нельзя ребенка сразу «швырять» во взрослую жизнь. Каждый возраст должен решать свои задачи. Незачем нам навязывать свои проблемы молодым ребятам. Правда, у нас и молодость была другой — фронт отсеивал все «культурные» вопросы... Но закалка характера экстремальными ситуациями не заменит опыта человеческого общения, который приобретать надо в раннем детстве и в подростковой среде.
Вспомните такой «крайний пример»: индийские дети — «Маугли»,— лишенные общения с родителями, детство которых прошло среди диких животных, уже никогда не становились людьми. Взрослый человек лакал молоко из миски, передвигался на четвереньках, подражал крикам диких зверей, и это были все его возможности... Человек не рождается культурным: культура не наследуется в генах. Не только художественная культура, нравственность, но и просто человеческая культура. Естественно, первая культура дается в семье.
Человек не может в детстве понять «взрослые» законы жизни. Он знакомится с ними через игру — «примеряя» на себя разные роли. В игре ребенок узнает о культуре. Но главное: игра научит чувствам.
— Если какие-то грани моего характера заложил отец, то отшлифовала их бабушка. Отец был достаточно жестким, даже суровым человеком, и система его воспитания выглядела офицерской, военной. А вот бабушка была большой выдумщицей и очень доброй, озорной, веселой — она всегда поддерживала мои детские игры и фантазии. Мы вытаскивали кровать на середину комнаты, взгромождали на нее стол и путешествовали... в Индию. Я становился Колумбом, а она — Изабеллой Кастильской. Никто из семьи нам не мешал, не прерывал игру неуместным советом. Отец, если и проходил мимо, говорил только: «Вернетесь из Индии — кровать поставите на место». Детской игре нельзя мешать — она учит человечности. Учит переживать и чувствовать. Знания, интеллект и мышление школа разовьет, а кто научит ребенка чувствам? Только игры. Только бабушки.
У меня была такая замечательная бабушка, что я и сейчас ее вспоминаю. Когда мы с ней жили в Смоленске (это было в начале тридцатых годов), как раз открылся кинотеатр имени Пятнадцатого съезда... в здании бывшей синагоги. Кинотеатр называли в народе «пятнадцатым», хотя их всего было шесть. Однажды бабушка вернулась домой очень гордая и сказала: «Я устроилась на службу в пятнадцатую синагогу». Оказалось: работать билетершей. По утрам она брала с собой венский стул и тащила его два квартала к кинотеатру. Там она надевала очки и садилась... читать французские романы. Мимо могло пройти полгорода — продажа билетов ее мало интересовала. Зато бабушка обожала французские книжки, прекрасно знала французский язык и считала себя вполне богемным человеком. Кстати, в молодости она была известной шансонетной певицей, но, правда, концертировала чаще за границей.
Привычки, выработанные в детстве, остаются на всю жизнь. Во всем должен быть порядок, и Борис Васильев ежедневно встает в семь утра, работает за компьютером, затем завтракает привычной гречкой с молоком. Обед и ужин — всегда в одно время. Вечером — «Новости».
Единственное, что в конце лета нарушает обыденный режим дня, так это грибная страсть. В корзине писателя оказываются даже те грибы, которые невооруженным глазом неотличимы от поганок: Васильев рассказывает, что съедобен почти всякий правильно отваренный и вымоченный гриб. Ну а уж секретам колдовства над внешне ядовитыми грибами у писателя отведены целых три книжные полки с соответствующими фолиантами. Умело собирать грибы научил еще в детстве отец, да и дед знал толк в грибной охоте... — Воспоминания столь отдаленного времени очень отрывочны, они как яркие вспышки. Тем не менее какие-то картинки детства остались. Я помню, например, смоленскую усадьбу своего деда. Помню яркий белый рояль, который подарили бабушке,— он был в большом холле усадьбы. На рояле стояла, ваза с душистыми красными яблоками из сада. А сад в поместье — три пруда, поляны — был огромным, в мои четыре года легко заблудиться! Водились там и яблоки... Но в доме-то в вазе они были отобранными!.. Я уж не помню, как взгромоздился на рояль и потянулся за самым большим красным яблоком. На рояле оказалось очень скользко, ноги мои поехали, и ваза грохнулась на меня... Я очень сильно испугался, потому что ваза треснула меня по голове и разбилась. Но я не получил никакого выговора по этому поводу, хотя дед мой был человеком военным и суровым. Единственное, что он мне тогда сказал, так это: «Вот видишь, что получается, когда делаешь то, что нельзя».
— На меня никто никогда не повышал голоса, но я рано понял, что в жизни есть «хочу», есть «нельзя» и есть «надо». И что «надо» гораздо больше, чем «хочу»,— дело не в запретах родителей, а в законах жизни. Так человек учится быть командиром для самого себя. Для «ведущего» это необходимо. Так приобретается военная выправка. Так формируется профессионализм. Ведь и профессионализм в литературе — это умение работать, не ожидая «прихода музы».
Умение поставить «надо» выше, чем «хочу», и определяет характер человека, нравственный стержень, в конечном счете судьбу.
Я в детстве часто слышал «нельзя», и оно во мне «засело». Я не мог ложиться спать позднее полдесятого, какие бы чудесные гости ни приходили в дом. Не привык «перехватывать» между завтраком и обедом. Ежедневно в семь утра дед будил меня словом «подъем», и я вскакивал, застилал постель, хотя с трудом мог взяться за края простыни и дотянуться до верха кровати. В шестом классе я надел перешитую отцовскую гимнастерку и потом лет пятнадцать носил военную форму, не снимая. Я довольно рано стал командиром, и меня слушались даже бородатые мужики, у которых армейский опыт и знания были меньше. На фронт я ушел в семнадцать лет, воевал как пехотинец и как десантник. Я знал «нельзя» не как запрет суровых родителей, а как закон самой жизни.
Ребенок может не подозревать о таких человеческих ценностях, как искусство, наука, литература. Но это не означает, что он интуитивно не чувствует их существования.
— Наша семья часто переезжала с места на место. Мы жили где угодно: в палатках, времянках, военных домиках, бараках... Приказ переехать возникал внезапно, сразу. Начинались сборы, и на следующий день мы уже переезжали. Поэтому никаких лишних вещей у нас не было. Я вырос на мебели с казенными номерами, посуде с красной надписью по краю «Красная Армия», на грубой военной одежде. Мы возили с собой чемоданы — с маминой одеждой, с какими-то мелкими бытовыми вещами — и книги. Я рано в детстве понял, что книги — это единственная настоящая наша ценность. Знал, что все остальное нам дадут: посуду, одежду, мебель. Знал, что ковры, сервизы, всякие побрякушки — это барахло, нечто вторичное. Мы обходились и без хрусталя, и без китайского фарфора, но тащили на себе книги. Два тяжеленных ящика.
В доме писателя обращаешь внимание на несколько шахматных досок около видеомагнитофона. А вот из видеокассет наглаза попадает лишь парочка «диснеевских сборников».
— Книги мы читали в основном русские. Отец с матерью в отличие от бабушки у меня были никакая не богема, а нормальные люди, воспитанные на традициях русской литературы. Отец заканчивал реальное училище, а мать — гимназию. И я воспитан на классике.
По вечерам мы садились и читали. Отец приходил со службы, мы ужинали, и, пока меня не загоняли спать, сестра читала вслух, мать что-нибудь штопала, а отец — ремонтировал. Я еще не понимал смысла того, что читали, но бессознательно запоминал мелодию и ритмику русской речи. Ритм для человека — это все. Колыбель — это ритм, сердце — это ритм. Но ритм должен быть плавным. Нельзя под барабанный бой растить маленького человека: вы убьете его душу.
Я очень любил пушкинские стихи, сказки Пушкина сами запоминались наизусть. А когда я научился читать, где-то в пять лет, то жадно «проглатывал» отцовские книжки. Без разбора, как гоголевский Петрушка!.. «Взрослых» книжек я еще в пять лет не понимал... но какое-то любопытство заставляло меня читать их...
Писателем тем не менее Борис Васильев становиться не думал, а, чувствуя интерес к литературе, пробовал писать театральные сценарии. Судьба его первой литературной работы не была многообещающей: спектакль «Офицер» запретили на второй день после премьеры...
— Интерес к этой работе появился как-то спонтанно — от несогласия с теми произведениями об Отечественной войне,которые я прочитал. Не только ведь были бои и сражения. Был ведь и тыл. Так появилась повесть «А зори здесь тихие». Конфликт «молодого» и «опытного» поколений в армии заставил меня работать над пьесой «Офицер»... Почти все мои произведения идут от несогласия с «общепринятым мнением» — это и «Не стреляйте в белых лебедей», и «Суд да дело», и «Вы чье, старичье?!». В семье у нас отец в шутку говорил, что писателем я стал только благодаря кобыле Светлане... У деда была серая верховая кобыла по кличке «Светлана». Он гордился этой кобылой и захотел ее продемонстрировать моему отцу. Мне было тогда, наверно, лет пять... Я подошел к Светлане, когда дед с отцом отвернулись... Но только, похоже, ей не понравился, и она меня отшвырнула ногой. На счастье, Светлана была неподкована, удар копыта пришелся на мою бедную голову и, видимо, что-то в ней перевернул. Так, вместо того, чтобы стать потомственным офицером, я вдруг стал писателем...
Российская статистика констатирует снижение значимости семейной жизни для современной молодежи. Растет число разводов, брак становится лишней формальностью. В моде брак по расчету, «спонсорство», и «свободный образ жизни». Не оказались в системе ценностей и дети...
— Я бы не сказал, что за последние годы произошли серьезные изменения относительно семьи как ценности на Западе. Это у нас теперь семья недостаточно значима, и виновны тут не эмансипация, недостаток нравственности или мода на «свободный образ жизни». Дело в экономике. Американское, немецкое, английское общества строятся на семье. Но у них ведь и не было тех «смутных потрясений», которые и сейчас происходят в России. Смута — это распад в самом человеке, когда исчезает стержень личности, «шпулька» характера, система ценностей. В современном обществе есть ряд стран, которые живут по консервативно-семейному типу. Его обычно называют немецким. Спокойствие, уют, семейное благополучие — почти полмира стремится сейчас к такому типу семьи. С детства ребенок тут чувствует заботу и ласку родителей. Его первый опыт — общение не с «дикой» средой, а с любящими родителями. Как ни странно, ребенок из консервативных семей (конечно, если они благополучны) оказывается более приспособленным к жизни, чем рано «выброшенный» в большую жизнь — самостоятельно набираться ума-разума. Такой ребенок и спокойнее, и увереннее сверстников. Он вырастает более цельным, гармоничным человеком. Развивается личность ведь не по закону «либо утонешь, либо научишься плавать».
Необязательно быть «ведущим» и командовать дивизией: все не могут быть лидерами. Настоящий авторитет и уважение окружающих получает человек, наделенный не властью, а человечностью. А благородство и нравственность поступков, духовная культура, жизненные цели зависят от родителей. От искренности их любви к своему ребенку.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: