На основе частных коллекций создавался музей, о котором идет речь. Полное его название — Художественно-педагогический музей игрушки Академии педагогических наук СССР. Организован он был в 1918 году музейным отделом Наркомпроса, но подлинным создателем этого уникального музея можно считать его первого директора Николая Дмитриевича Бартрама.
Имя Бартрама нынче мало кому известно, а человек он был незаурядный. Педагог, художник, искусствовед, прирожденный лидер. Благодаря Бартраму после революции не заглохли многие игрушечные промыслы. И в первую очередь усилиями Николая Дмитриевича создано собрание музея. В него вошли экспонаты из других музеев страны, из национализированных дворянских особняков, а пополнили ее произведения народных мастеров, которых неустанно находил и пестовал Бартрам.
Сейчас в музее около 30 тысяч экспонатов. Есть здесь и археологические находки, возраст которых исчисляется столетиями, но в основном XVIII — XX веков. Игрушки наши, отечественные, игрушки других стран, детская мебель, посуда, картины, рисунки, мелкие скульптуры — словом, все, что имеет отношение к детским играм и игрушкам.
Не стану подробно описывать, как выглядит та или иная игрушка,—,скажу о другом. Собрание . музея позволяет взглянуть на игрушку с несколько неожиданной стороны. Мы привыкли к тому, что куклы, выпускаемые нашими фабриками,— это просто смешные пластиковые человечки. Разве только дети могут что-то рассказать о своей кукле, о ее характере. Для нас же, взрослых, куклы делятся на красивых и уродливых. И все. Встарь же в каждой губернии куклы были наособицу. Более того, они несли на себе печать тысячелетних традиций.
Вот, скажем, в Курской губернии еще в начале нашего века делали куколок без лица. Вместо него — белая льняная тряпочка. Почему бы это? Ведь так и просится нарисовать глазки, ротик, носик. А нет, оказывается, нельзя. Во многих русских деревнях, и не только в курских, запрещалось рисовать кукле лицо — а то в нее мог вселиться злой дух и нанести вред ребенку. А с чего бы «нечистому» вселяться в куклу? Разбираясь в этом, мы уйдем в глубокую древность и обнаружим, что кукла тогда не являлась просто детской забавой, она была еще и талисманом, охранявшим ребенка.
Или вот деревянные коники-каталки из деревни Лысково, что на Нижегородчине. Кони и кони, только какими-то кругами расписаны. И забыли мы, что конь у славян был символом солнечного божества. Об этом и круги напоминают -так в древности обозначали солнечный диск.
А к примеру, в городецких деревянных игрушках причудливым образом переплелись старина и современная мастерам реальность. Есть в музее несколько деревянных запряжек — с одним конем, парой, тройкой. Кони малиновые, бордовые, могучие ямщики — смесь фантазии и реальности, а по коням пущены лучики да звездочки — вновь та же самая древняя солнечная символика.
Ну и нельзя, конечно, хотя бы немного не сказать об игрушке Сергиева Посада, как раньше назывался Загорск, где располагается сам музей. Игрушечный промысел тут был богатейший, что, понятно, не случайно. Сюда приезжали помолиться в Троице-Сергие-вой лавре паломники со всей России. Как же предприимчивому русскому мужику этим не воспользоваться? Какие только игрушки тут не производились! На любой вкус, на любого покупателя — богатого и бедного, городского и деревенского.
Очень интересны сергиевские игрушки из папье-маше. Поначалу надо было сделать деревянную болванку. Для этого приглашались лучшие посадские резчики. Несколько болванок есть в музейной экспозиции. И в них можно увидеть характер мастера, чего, конечно, в нынешних фабричных игрушках не найдешь. Вот, скажем, болванка «Скрипач». Это настоящая резная скульптура: мягкие линии, музыкальность, под густыми бровями — грустные глаза. Ну никак нельзя все это повторить в папье-маше, не получится. А мастер-болванщик об этом, сдается, просто забыл в художническом азарте, в жажде оживить деревяшку.
И напоследок — о коллекции матрешек. Многие ли знают, что народной нашей игрушке от роду всего сто лет? И многим ли известно, что позаимствовали мы матрешек в Японии? Но вот что значит талант: первых русских токарных матрешек расписывал художник С. Малютин. Именно он придумал образ девочки в сарафане и платке. Да так этот образ оказался удачен, так хорошо исполнен, что очень быстро матрешка получила всероссийскую популярность. А потом каких только матрешек не было: и дворяне, и крестьяне, и государственные деятели... И знаете, никто не обижался, никто не видел ущерба для престижа своего сословия. Согласитесь, смешно обижаться на игрушку.
Жаль, что ушли в прошлое многие из игрушечных промыслов. Но есть музей, сохранились изделия наших предков — и в этом я вижу залог того, что со временем возродятся исконно русские промыслы. Пусть не сегодня, не завтра, но возродятся.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: