В слове «династия» звучит что-то крепкое, устойчивое: семья, члены которой связаны еще и общим, поставленным, любимым делом,— словно мощное, глубоко и прочно укоренившееся дерево. Именно такое чувство — прочности, налаженности бытия, и творческой работы, и семейного общения — рождает в душе давнее мое знакомство с семейством художников Кугачей.
Юрий Петрович Кугач— глава семьи — народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат высоких премий, то есть признанный в мире искусства мастер. Но я бывала свидетельницей и тому, как живо, с радостью откликались на случайно увиденные репродукции картин Кугача люди, вроде бы совершенно «посторонние» художественной теме— выставок не посещающие, альбомов-каталогов не покупающие... И часто оказывалось: еще с детских, юношеских лет знакомы им эти работы — встречались когда-то на цветной вклейке в журнале, на художественной открытке — и приметились как что-то родное, близкое сердцу. Мне еще с первых школьных лет помнится из учебника «Русский язык» репродукция такой домашней, ласковой картины «Накануне праздника»: вечер, залитая теплым светом кухонька, мать и дочь, занятые выпечкой пирогов...
Пейзажи художника, даже если это просто этюд, небольшая по размеру и достаточно быстро написанная с натуры «картинка», всегда настолько точны, убедительны в передаче природных состояний, что, кажется, воспринимаешь их не только зрением: кожей ощущаешь влажность воздуха и неторопливое течение рябящей речной воды, слышишь шепот листвы под легким ветерком, вдыхаешь полной грудью благоухание черемухи...
Галерея же принадлежащих кисти Кугача жанровых работ вызывает в памяти слова Л. Н. Толстого о том, что в произведениях своих пытался воплотить он две главные темы: «мысль народную» и «мысль семейную»... Картины, где обращается художник к «мысли народной»,— это изображение человека в моменты наивысшего подъема духа: в трагические или, напротив, священной радостью озаренные мгновения. В воплощении же «мысли семейной» у Юрия Петровича просто нет соперников. Собрать все «семейные» картины Кугача — и получится живописная, полная гармонии, нежности, света и тепла поэма — о любви, понимании, душевной чуткости... Даже названия этих картин — простые, непритязательные, из наших буден и домашних праздников— складываются ни много ни мало в историю, в подробное жизнеописание семьи: «Собираются на новоселье», «Перед танцами», «Деревенская свадьба», «Молодая хозяйка», «Бабушка и внучка», «Первенец», «Прощание», «В субботу»...
Внимательный зритель, которому посчастливится увидеть эти картины все вместе, разглядеть, не торопясь, их уютный, светлый мир, непременно заметит, что с холста на холст, в любой почти сюжет помещает художник один милый, одухотворенный, привлекательный спокойным достоинством и сердечностью женский образ. Вот она — в расцвете лет, воплощение всех женских добродетелей — одновременно красивая и скромная, простая и величавая, хлопотунья и царица дома. Вот она же— поседевшая, умудренная годами, но не утратившая женского очарования... Если же посмотреть многочисленные этюды Кугача, его портретные работы, то и здесь так часто возникает она— та, которую в веке прошлом, не стеснявшемся высокого стиля, назвали бы не иначе как музой художника...
Это Ольга Григорьевна Светличная, жена Юрия Петровича. Она сама тонкий, лиричный пейзажист, заслуженный художник России. Ее картины, словно трепетная, нежная песнь о родной земле, от них веет то свежестью хвойного аромата, то легким апрельским ветром, то предгрозовой истомой. А как удаются Ольге Григорьевне цветы! Они не просто красивы, а выразительно характерны: сирень горделиво несет пышные, даже как будто тяжелые из-за обильного цветения кисти; ландыши прелестно стыдливы в своей фарфоровой хрупкости; лиловые и фиолетовые анютины глазки одновременно загадочны и любопытны, действительно, как глаза юной девушки...
Труд живописца нелегок и требует, помимо Богом данного дарования, полной душевной отдачи, максимальных затрат времени да и просто физической выносливости: поброди-ка с тяжелым этюдником по лесам-долам, ища нужный мотив, да попиши его несколько часов— в жару ли, в мороз, в осеннюю слякоть... Женщине это вдвойне тяжелее; и трудно себе представить, как возможно сочетать напряженную, забирающую столько сил работу с семейными, материнскими обязанностями, чтобы при этом были и порядок, и вкусный обед в ухоженном, теплом доме. А Ольга Григорьевна счастливо наделена и этим талантом — домашней волшебницы. В мою записную кулинарную книжку переписано несколько вкуснейших рецептов ее «фирменной» выпечки; бывая же у Кугачей в гостях — даже не дома, а в московской мастерской,— не могла я не отметить вокруг хозяйской заботы не просто об удобстве, но и о красоте, уюте, эстетике быта.
Хотя вообще-то в Москву Юрий Петрович и Ольга Григорьевна приезжают теперь нечасто. Постоянно уже многие годы живут они в Тверской области, под Вышним Волочком, в деревне Малый Городок. Необычайно красивые места Вышневолоцкого края издавна связаны с именами известных русских живописцев — здесь работали А. Г. Венецианов и И. И. Левитан, А. И. Куинджи и И. Е. Репин. В конце XIX века при деятельном участии последнего на побережье озера Мстино был основан «Мариинский приют» — мастерские, где могли работать на натуре студенты Академии художеств. Впоследствии «приют» был переименован в «Академическую дачу», и до сих пор место это одно из любимейших для художников России.
У Кугачей здесь свой дом. Не дачный, а обычный деревенский, настоящая старая изба: с печкой, со скрипучими половицами, с окошками на огород; и, стало быть, с деревенским же комфортом — и дрова надо заготавливать, и воду носить. Привычные, конечно, дела, но, наверное, не такие уж легкие, когда за плечами — семь прожитых десятилетий. В Москве-то, наверное, в этом смысле жилось бы проще, удобнее... Но, как сказал один знакомый художник— шутя, однако и всерьез,— у Кугачей «Академичка вошла в обмен веществ». Их дом обихожен и любим; не раз на холстах Юрия Петровича возникают его простые интерьеры — с ситцевыми занавесками, грубой мебелью, с валенками, поставленными сушиться на печь... А пейзажи Юрия Петровича и Ольги Григорьевны— все почти отсюда родом. Приезжая в город устраивать накопившиеся дела, всегда торопятся они обратно— словно боясь потерять время, упустить неповторимые, быстро текущие мгновения робких мартовских оттепелей, щедрого на краски июля, золотого сентября...
Но совсем одни Юрий Петрович и Ольга Григорьевна подолгу не бывают: постоянно наезжает к ним из Москвы, а летом так и вовсе живет рядом сын, Михаил Юрьевич Кугач.
По стопам родителей шел он с самого детства, получив от них по наследству художнический талант и, в развитие его, мудрую, серьезную домашнюю живописную школу. Затем учился в Московском художественном училище им. Сурикова, в Мастерской Российской Академии искусств. Сейчас Михаил Юрьевич — известный художник, картины которого выставлены во многих музеях страны, в том числе в Третьяковке и Русском музее. Возложены на него и важные общественные обязанности— он председатель правления творческого объединения художников-реалистов «Москворечье».
Когда в Москве, в выставочном зале на Кузнецком мосту, проходила обширная выставка «Москворечья», среди работ, принадлежащих самым молодым членам объдинения, увидела я картины третьего поколения художников Кугачей — Екатерины и Ивана, детей Михаила Юрьевича, внуков Ольги Григорьевны и Юрия Петровича. Они — в начале творческого пути; и, вырастая под наставничеством близких, любимых людей, думается, отчетливо сознают необходимость ощущать себя не просто чьим-то продолжением, но и самостоятельными, оригинальными, самобытными мастерами.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: