Для того, чтобы представить роль Надежды Васильевны Плевицкой в нашей истории, достаточно сказать, что без нее мы никогда бы не узнали о таких песнях, как «Раскинулось море широко», «По диким степям Забайкалья», «Помню, я еще молодушкой была», «Хаз-Булат удалой», «Есть на Волге утес», «Славное море — священный Байкал», «Всю да я вселенную проехал», «Среди долины ровныя» и многих-многих других. Это она первая вынесла на большую эстраду народные песни и создала особый жанр, сегодня так нам привычный,— жанр Руслановой, Мордасовой, Зыкиной, Стрельченко... Биография Плевицкой вполне могла бы послужить основой для многосерийного приключенческого фильма, настолько она богата самыми невероятными происшествиями, поразительными фактами.
Будущая звезда русской эстрады родилась в 1884 году в крестьянской семье в деревне Винниково Курской губернии. В семье было пятеро детей. Сколько себя помнила Надя Винникова, Дежка, как ее ласково называли, всегда тяжелый крестьянский труд сопровождался песней. Пела мать за прялкой, пели сестры, когда шили себе приданое, пели за работой в поле сельчане. Особенно маленькой Дежке нравились праздники. В светлые праздничные дни собиралась деревенская молодежь, водили громадные хороводы-карагоды. Наряжались девушки, показывая женихам свое богатство, плясали парни... Внимательно слушала и запоминала все Дежка, смотрела во все глаза. Очень хотелось ей походить на взрослых, тогда она бежала в поле и пела, вслушиваясь в свой голос: похож или не похож на голоса деревенских певуний?
Когда Наде исполнилось тринадцать лет, умер отец. Это печальное событие так подействовало на девочку, что она решила уйти от мирских забот в монастырскую келью. Долгих два года провела в Девичьем Троицком монастыре в Курске молодая послушница. Но бурлящая за стенами монастыря жизнь, беспокойное сердце и какие-то тайные смутные желания и предчувствия не давали ей спокойно спать по ночам.
Из монастыря она вскоре сбежала. Судьба привела Дежку Винникову сначала в цирковой балаган, затем в один из гастролирующих по стране хоров и даже в балетную польскую труппу. Здесь танцевали артисты Варшавского правительственного театра. Нужно было зарабатывать на жизнь, и из певицы хора пришлось переквалифицироваться в балерины. Уже через год Надежда смогла выступать в дивертисментах. Начинающей балерине уделял особое внимание солист балета Варшавских театров, премьер труппы Эдмунд Плевицкий. Он вскоре открыл Наденьке Винниковои свое сердце, и его чувства не остались без ответа. В одном из писем к матери Дежка просила ее благословения на брак. Танцор Плевицкий тогда и не думал, что, женившись, навсегда войдет в историю.
Девятнадцатилетняя Надежда Винникова, выйдя замуж, нашла в своем избраннике верного помощника, опытного партнера и понимающего соратника. Первое время он взял на себя все административные обязанности, устраивал гастроли, подписывал контракты. Влюблен в свою молодую жену он был страстно. Все одиннадцать лет совместной жизни Эдмунд Плевицкий находился рядом с ней. Пережив трагедию развода в 1915 году, он не нашел в себе силы навсегда расстаться с бывшей женой. Даже женившись вторично, он продолжал регулярно навещать Надежду Васильевну. В душе же самой артистки он оставил о себе самые теплые воспоминания на долгие годы. Но все это будет потом, а пока...
Супруги Плевицкие попадают в один из петербургских загородных ресторанов, здесь они получают приглашение в легендарный московский «Яр». Молодые артисты работают в одной программе, Э. Плевицкий исполняет русские пляски, Надежда поет народные песни.
...Осенью 1909 года на время знаменитой Нижегородской ярмарки в ресторан Наумова была приглашена из московского «Яра» потрясающая исполнительница русских песен. Многие ходили к Наумову специально, чтобы ее послушать. Как-то раз в ресторан зашел поужинать после спектакля находившийся в Нижнем на гастролях Леонид Витальевич Собинов. Играл оркестр, с эстрады звучала игривая песенка, между столиками сновали официанты, слышался смех, грохотали бутылки шампанского. По заведенной традиции вывесили афишу, объявлявшую следующий номер. «Пле-вицкая»,- было написано на большом белом листе. Сразу наступила непривычная тишина. Ножи и вилки были отложены, смех и разговоры смолкли, официанты замерли вдоль стен, боясь звякнуть посудой. Пожав плечами, Леонид Витальевич тоже отодвинул тарелку и приготовился слушать. Раздались первые аккорды рояля, и под сводами увеселительного заведения поплыла тихая скорбная мелодия:
Тихо тощая лошадка по пути бредет, Гроб, рогожею покрытый, на санях везет, На санях в худой шубенке мужичок сидит, Понукает он лошадку, на нее кричит.
Песня закончилась в полнейшей тишине. У многих в глазах стояли слезы. Взволнованный Л. В. Собинов прошел к певице, представился. «Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы - талант»,- заявил он. Подробно расспросив артистку, где и как она работает, Собинов предложил ей принять участие в большом благотворительном концерте, который он устраивал в оперном театре. Ожидалось выступление многих российских звезд, солистов Императорских театров. Приехав в Москву, Леонид Витальевич сразу же взялся за организацию большого сольного концерта певицы. В одном из интервью великий русский певец сказал: «Возьмите Плевицкую... Разве это не яркий талант-самородок? Меня чрезвычайно радует ее успех, и я счастлив, что мне удалось уговорить Надежду Васильевну переменить шантан на концертную эстраду».
1910 год - период невероятного взлета вчера еще никому не известной ресторанной певицы. О ней говорят и пишут все, российская пресса наводнена биографическими справками, рецензиями на выступления новой знаменитости, подробностями ее концертных турне. Появляются значительные статьи маститых театральных критиков.
Невероятному успеху певицы предшествовало приглашение выступить в Царском Селе в присутствии Государя. Вот как рассказывала об этом сама Надежда Васильевна: «И вот распахнулась дверь, и я оказалась перед Государем. Я поклонилась низко и посмотрела прямо ему в лицо и встретила тихий свет лучистых глаз. Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок всегда был Его. Я пела много. Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе. Спела я и песню революционную про мужика-горемыку, который попал в Сибирь за недоимки. Он слушал меня, и я видела в царских глазах свет печальный. Когда Государя уже провожали, Он ступил ко мне и крепко и просто пожал мою руку: «Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть. Я много слышал ученых соловьев, но они пели для уха, а вы поете для сердца. Самая простая песня в вашей передаче становится значительной и проникает вот сюда».
Государь слегка улыбнулся и прижал руку к сердцу».
Тогда же произошла встреча с Ф. И. Шаляпиным. Центральные газеты подробно описывали это событие. Великий русский певец чрезвычайно заинтересовался новой звездой эстрады, пригласил к себе домой, и Надежда Васильевна пропела ему весь свой репертуар. Ф. И. Шаляпин пришел в восторг и тут же вспомнил старинную песню (которая благодаря этой встрече в наши дни часто звучит по радио и в концертах) «Помню, я еще молодушкой была». Федор Иванович в первый же вечер их знакомства разучил с Н. Плевицкой эту песню. «Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет,- я слобожанин, не деревенский»,- сказал он на прощание.
1911 год принес артистке заключение выгодного контракта на сорок концертов по всей Рхсии. Огромные гонорары дали возможность купить родной и знакомый с детства Мороскин лес и начать строительство роскошного особняка. Теперь Плевицкие приезжали в Винниково отдохнуть от гастрольных поездок, набраться сил. По-прежнему любила Надежда Васильевна посмотреть на деревенские праздники, попеть сама и послушать, как поют другие. Но, видимо, не суждено было Надежде Васильевне спокойно почивать на лаврах и собирать звания, подарки и аплодисменты публики. Короткая пора безмятежной, спокойной жизни подходила к концу.
Как-то раз Великие княжны пригласили певицу к себе на званый вечер, во Дворец. Здесь был собран весь цвет знати. Тогда же и представили Надежде Плевицкой поручика Кирасирского Ее Величества полка В. А. Шангина. Гостям был показан небольшой концерт, после которого все были приглашены на обед, затем предлагалась целая программа всевозможных развлечений. Поручик Шангин был отправлен на фронт, а знаменитая русская певица, оставив сцену, поехала вслед за ним в качестве сестры милосердия. Надежда Васильевна видела все ужасы войны - кровь, смерть, страдания раненых; приходилось бывать под пулями.
Незадолго до начала военных действий В. А. Шангин oкончил Академию Генерального Штаба, в японскую войну был награжден Георгиевским крестом. Поэтому руководстве сочло возможным временно назначить его на должность начальника штаба. Дивизионный лазарет неотступно следовал за штабом дивизии. Иногда после изнурительных боев в редкие свободные часы артистка пела раненым, а они удивлялись, откуда сестрица знает столько деревенских песен.
После небольшого затишья в конце 1914 года в Восточной Пруссии возобновились ожесточенные бои. Русские войска отступали. Мела метель, враг настигал обозы, вязнувшие в глубоком снегу. Гонка продолжалась всю ночь. Наутро сестра милосердия Надежда Плевицкая узнала, что поручик В. А. Шангин, спасая других, пал смертью храбрых. Шел январь 1915 года.
С сильнейшим нервным расстройством Надежда Васильевна была отправлена в Петербург. Жизнь потеряла для нее смысл. В своих мемуарах она называла его не иначе, как «мой жених», хотя Э. Плевицкий дал согласие на развод только после гибели В. Шангина.
Надежда Васильевна осталась совершенно одна. В том же роковом 1915-м она вернулась на сцену. Сложное время революционных лет оставило нам слишком мало документов, чтобы составить ясное представление о жизни Плевицкой, ее судьбе. В 1921 году вместе с остатками раз-белой армии знаменитая певица покинула Россию. Теперь везде за ней неотступно следовал генерал Николай Владимирович. В том же году в Галлиполи, в Турции, Н. В. Плевицкая и Н. В. Скоблин обвенчались. С этого времени судьба выдающейся артистки полностью связана с русской эмиграцией. Генерал Н. В. Скоблин начал первую мировую войну в чине прапорщика, был награжден за доблесть орденом св. Георгия четвертой степени и Георгиевским оружием. Окончил войну в чине капитана. В гражданскую воевал с генералами Алексеевым и Корниловым, получил звание полковника, был командиром Корниловского полка. В Крыму Врангель сделал его генералом. Эвакуировавшись в Турцию, Скоблин служил под началом генерала Кутепова. С 1925 года Николай Владимирович обосновался с женой в Париже, где занимал пост председателя Корниловского объединения.
Руководящая должность в Русском Общевоинском союзе не мешала Н. В. Скоблину не только всюду сопровождать жену, но и выполнять функции ее театрального администратора. Памятной стала поездка в 1926 году в США. Там много раз Н. Плевицкая встречалась с С. В. Рахманиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. Т. Коненковым, были встречи с Н. К. Рерихом, М. М. Фокиным, А. И. Зилота. С голоса певицы Рахманинов записал песню, слышанную ею от крестьянки Курской губернии,- «Белилицы, румяницы вы мои». Композитор включил ее в свой цикл «Три русские песни для хора и оркестра». Существует запись этой песни в исполнении Н. В. Плевицкой с аккомпанементом С. В. Рахманинова.
Артистка активно гастролирует, поет в Германии, Югославии, Румынии, Болгарии, Франции, в основном перед соотечественниками, разбросанными кто куда вихрями истории. Во всех поездках ее сопровождает муж.
В 1930 году супруги поселяются недалеко от Парижа, в местечке Озуарла-Феррьер. В двухэтажном домике за высокой решеткой с небольшим участком новые хозяева постарались сохранить обстановку и дух покинутой Родины. Небольшая гостиная, задрапированная коврами и тканями, вся была украшена портретами. На самом видном месте находился поясной портрет Надежды Васильевны в молодости. Рядом висели портреты хозяина в разные годы, в разных чинах, с соратниками. В большой столовой помещались два портрета с надписями: «Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой, сердечно любящий ее Федор Шаляпин», «Здоровья, счастья, успеха дорогой Надежде Васильевне. С. Рахманинов». Около дома располагалось небольшое хозяйство: несколько кур с петухом в маленьком курятнике, грядка крошечного огорода. За цементной оградой грустили три русские березки. Сторожили дом два пса на цепи, а уют приусадебному участку и имению придавали пять безымянных кошек.
Годы, проведенные за границей, оказались самыми трудными для великой русской певицы. Тяжелая, гнетущая атмосфера будней эмиграции, материальные лишения, воспоминания о прошлом делали жизнь невыносимой. Она так и не освоила языка, плохо ориентировалась в Париже...
Череда несчастий не заставила себя долго ждать. Сначала пропали несколько высокопоставленных русских офицеров: ушли из дома, со службы и не вернулись. Огромное горе свалилось на плечи Надежды Васильевны, когда точно так же загадочно исчез ее муж, Н. В. Скоблин. Французские власти арестовали певицу и фактически по недоказанному обвинению осудили. Она обвинялась в преступных действиях на французской территории и связях с ГПУ.
15 декабря 1938 года русскоязычная парижская пресса сообщила о приговоре: Н. В. Плевицкая осуждена на 20 лет каторжных работ французским судом присяжных.
Через два года великая русская певица тихо угасла в тюрьме для особо опасных уголовных преступников.
Горит огнями зал... Гремят аплодисменты, Нет вызовам конца, восторгом все полны... Смешалось все: безусые студенты, Военный генерал, забывший про чины... Крестьянин, музыкант, артист и дворянин Стоят толпою у подножия эстрады, И раздается непрерывный клич один: «Плевицкая!..» 1910 г.
Потомки не забыли Плевицкую. Недавно изданы у нас воспоминания, опубликованные в 20-х годах в Париже. Готовится к выпуску компакт-диск с записью ее голоса. Совсем скоро, в мае, состоится Всероссийский фестиваль-конкурс имени Надежды Плевицкой. Он начнется на родине «курского соловья», в селе Винниково, и дойдет до столицы. А председатель будущего фестиваля скульптор Вячеслав Клыков работает над памятником певице, который будет установлен в Курске.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: