Говорят, что первый блин всегда получается комом. Оказывается, не всегда — если за дело берется хорошая хозяйка... Именно так случилось с первым Московским международным фестивалем кино- и телефильмов для детей и юношества.
Тут, конечно, надо объяснить, почему детский фестиваль, долгие годы успешно существовавший в рамках взрослого Московского, вдруг решил обрести самостоятельность и независимость. Ну, во-первых, что ни говори, события детского конкурса часто терялись в тени событий главного конкурса полнометражных художественных фильмов. Между тем, сам уровень лент, представленных на предыдущем XV Московском фестивале, говорил о новом этапе в развитии современного детского кинематографа, требующем особого и пристального внимания. «Это сегодня кино проблемное, остросоциальное, истинно художественное,— говорил на открытии фестиваля главный его вдохновитель Ролан Быков.— Детство надо объявить частью экологии. Оно нуждается в защите...»
Была и еще одна причина отделения детского смотра — демократичная и весьма гуманная. Как известно, Московский кинофестиваль проходил обычно в июле — в разгар детских каникул. В залах сидел, как шутили, «привозной» — из пионерлагерей и дач — зритель. Теперь же время проведения фестиваля было специально подгадано к мартовским каникулам, и дети всей страны, которые, увы, все-таки лишены возможности увидеть программу целиком, смогли поучаствовать в его открытии и закрытии благодаря прямой телевизионной трансляции.
На первом детском было продумано многое. И то, что проводился конкурсный показ в московском Дворце молодежи, действительно дворце — с широкими мраморными лестницами, огромным светлым фойе, где каждого входящего неожиданно поражал фантастический мир сказочного карнавала, участниками которого все немедленно становились. Тут были и пиратские шхуны, вполне готовые к отплытию на «Остров сокровищ» (этим двухсерийным телемультфильмом режиссера Д. Геркасского и открылся фестиваль), и качели, и взмывающие птицы, и куклы-марионетки, пожимающие зрителям руку... Словом, радостная кутерьма вовлекала в свой круговорот — совсем, впрочем, не готовя детскую аудиторию к восприятию нынешней фестивальной программы — сложной, насыщенной, серьезной. Получилась некая неожиданная неувязка... Возможно, взрослые кинематографисты настолько серьезно относятся к проблемам детства, что многие из них позабыли, какой аудитории адресованы их ленты?
Наибольший резонанс получила группа фильмов, обращенных к старшеклассникам, которые уже и сами склонны решать для себя принципиальные вопросы бытия. Лидером был здесь фильм молодого литовского режиссера Раймондаса Баниониса «Не помню лица твоего», который и завоевал Гран-при фестиваля. Это романтичная и вместе с тем жесткая, лирическая и очень печальная история любви. Действие картины проходит в санатории для больных детей, где полное подчинение их воли, желаний, помыслов и чувств «общему режиму» считается единственно верным методом лечения и воспитания. Если раньше авторы многих наших фильмов лишь штрихами и намеками говорили о недостатках советской педагогики, стремлении многих школьных учителей командными методами воспитывать подростков — таких непослушных, непокладистых (что весьма естественно в их возрасте), то Р. Банионис выводит разговор об этой проблеме на обобщенный, проблемный уровень.
Юные Саулюс и Лета (органично и социально точно сыгранные Лукасом Жили-сом и Иной Росенайте), можно сказать, уже сформировались как люди с самостоятельными характерами, которым тесно существовать в ограниченном мире санатория. Их любовь рушит, казалось бы, все уродливые воспитательные потуги взрослых... Все же последним удается разбить гармонию их первого, чистого и сильного, но такого хрупкого чувства. Мне кажется необычайно важной эта тема, столь тактично, без модных нынче эпатажных сексуальных сцен и прочей молодежной рок-атрибутики, затронутая молодыми советскими кинематографистами. Именно здесь уместны слова Р. Быкова об экологии детства — думаем ли мы о ней?!
Вообще тема отсутствия контакта между детьми и взрослыми, взаимонепонимания, одиночества и тех и других стала одной из центральных тем фестиваля.
Кинематографисты мира дружно и решительно сбросили розовую пелену с глаз: да, мир жесток и несправедлив, небрежен и немилосерден не только ко взрослым людям, но и к детям. Жизнь создает ситуации, далекие от примитивно-поучительных схем, которыми грешили раньше многие детские ленты. И трудно делйть в жизни людей на добрых и злых. И сказочно-волшебные силы уже не помогают своим героям выбраться из запутанных ситуаций. Перед нами предстало новое детское кино — реалистичное, социальное, жесткое. Нужно ли оно детям? Этот вопрос не раз обсуждался на фестивале самими кинематографистами. Мнения разделились, поэтому обратимся к самим фильмам.
Непростым отношениям в многодетной семье посвящен итальянский фильм «Миньон уехала». Картина передает колорит быта, темперамент южных характеров, и мы видим, как трудно ужиться этим пятерым таким разным подросткам. Да и пример перед глазами не из лучших: отец вечно увлечен своими любовными приключениями, о которых в семье знают все, но упорно «не замечают» их. А вечно озабоченная домашними делами мать (ее исполнила знаменитая Стефания Сандрел-ли) и рада бы, да не успевает вникнуть в переживания и обиды своих детей. Словом, живя общей семьей, все члены ее предоставлены самим себе — взрослеют и познают мир каждый в одиночку.
Совсем на другом материале решают практически ту же проблему японские кинематографисты в картине «Памятник на могиле светлячков», завоевавшей на фестивале рекордное количество наград. Это удивительно теплый, нежный и вместе с тем пронзительно трагичный фильм о судь-"бе сестренки и братишки (лента сделана в технике рисованного мультфильма, но герои на экране совсем как живые), пытающихся выжить без родителей во время второй мировой войны. Их детский мир наивных игр и несбыточных надежд рушится, натыкаясь на стену жестокой военной реальности: никто не хочет брать на себя заботу о сиротах — самим бы выжить! И оба они погибают от голода. Очень мучительно это смотреть, и, думаю, не только детям. Фильм тяжел для детского восприятия, хотя очень гуманен по своей идее. Режиссер Исао Тахаката обостряет здесь проблему мира, человеколюбия, милосердия и терпимости, самопожертвования до притчевой обобщенности. Как делает это и Э. Севела в израильско-египетском фильме «Колыбельная», рассказывающем о судьбах еврейских детей в годы той же войны, но уже в Польше. Отрадно, что эта лента, несмотря на не менее трагичный материал, проникнута светом оптимистического мировосприятия — добро и высшая справедливость здесь существуют как основа жизни.
Фильм греческого режиссера Тео Анге-лопулоса «Пейзаж в тумане» прозвучал апогеем темы одиночества — как отметил кто-то из журналистов, он стал «притчей о всех брошенных, сиротствующих детях». Эта художественная ноша была уже не под силу ни одной из категорий детской аудитории. Очень показательно, что сам режиссер попросил убрать ленту из фестивальной программы, не считая ее детской. Чем же руководствовалась наша отборочная комиссия? Правда, многие зарубежные коллеги убеждали нас, что у них — то есть в развитых капиталистических странах — дети сызмальства приучены к восприятию взрослых фильмов любого качества. Так что детские ленты их просто не занимают. Что ж, для нас такого рода доводы пока остаются абстрактными.
Как правило, хорошие детские фильмы редко вызывают споры и не требуют лишних слов в защиту. Настоящим событием фестиваля стал фильм канадского режиссера Клода Ганьона «Братишка» — о тринадцатилетнем мальчишке-инвалиде, лишенном ног. Фильм был отмечен специальным призом за гуманизм, а детское жюри наградило юного Кении Истердея, игравшего героя фильма, призом за исполнение главной роли. Вот что сказал сам режиссер: «Братишка» стал событием и в моей жизни. До съемок я смотрел несколько документальных фильмов о Кении — больном, калеке, но в жизни я увидел другого человека! Это потрясающий ребенок! Он понимает, что не такой, как все, но совсем не чувствует себя неполноценным». Это удивительно оптимистичный и добрый фильм. И таких как раз не хватало нашему фестивалю-первенцу.
Надо сказать, что пока взрослые упоенно теоретизировали за фестивальными «круглыми столами», надо ли с детства готовить подрастающее поколение ко всем суровостям жизни или его все-таки стоит радовать, дарить надежду и мечту, самые маленькие зрители отчаянно скучали в зале. В конкурсной программе совсем не было сказок, лент приключенческих, музыкальных — словом, веселых и развлекательных. Поэтому, наверное, огромной популярностью пользовался фильм английского режиссера Стивена Бейли «Обращайтесь к Дайамонду», который детское жюри удостоило специального приза за самое захватывающее зрелище. Англичане воссоздали на экране действо в традиции старых фильмов криминального жанра и популярных комиксов. Пятнадцатилетняя Юля Березовская высказалась об этой ленте весьма определенно: «Детское шоу без притянутых за уши проблем — вот чего не хватает нашему кино. Может быть, поучиться у английских кинематографистов?..»
А вот мнение тринадцатилетней Ани Сапрыкиной о другой ленте: «Канадский фильм «Девочка и дельфин» мне очень понравился. В нем есть все, что нужно детям: юмор, приключения, красочность!» Как уже было сказано, фильмов такого рода на фестивале почти не было. Вспоминаются лишь югославский и венгерский мюзиклы «Лето в раковине» и «Маленький пришелец» режиссера Януша Рожи, хорошо знакомого нашим зрителям по фильму «Родители на воскресенье». А так хотелось побольше увидеть зрелищных лент на фестивальном экране!
Из моего рассказа вы уже, наверное, поняли, что детское жюри поработало наславу. Увлекшись, его члены решительным образом нарушили установленный регламент и вместо двух призов — за лучший полнометражный и лучший короткометражный фильмы — присудили сразу восемь призов. Вот что сообщил читателям фестивального пресс-бюллетеня шестнадцатилетний член детского жюри Алексей Долгов из Тбилиси: «Наше жюри решило не выбирать председателя. Этот вопрос даже не обсуждался — мы все хотели быть на равных. Это уж пусть взрослые заседают, выбирают. Хотя я считаю, что на детском фестивале все жюри должны быть детскими. Ведь взрослые часто не понимают детей, как же они могут судить о детских фильмах? Мы же и с профессиональной точки зрения можем вполне оценить фильм».
Еще одно фестивальное новшество: «Курятник» — так назывался детский пресс-клуб, основанный на юморе, демократии и взаимовыручке. Семь его членов — школьников от двенадцати до пятнадцати лет — были, пожалуй, самыми активными участниками пресс-конференций и встреч с зарубежными гостями фестиваля. Успевали они и выразить свои впечатления на бумаге — страничке, отведенной им взрослым «Калейдоскопом», сопутствовавшем каждому дню фестиваля.
К работе киносмотра подключились и члены творческого кооператива «Игра» кинофонда СССР. Они придумали две очень интересные книговикторины. За полчаса до начала киносеансов начинала свою работу ШОК — школа обучения кинозрителя. Ну, а после сеанса юных зрителей ожидал ДИК — дискуссионный клуб, где все желающие могли встретиться с создателями конкурсных лент, задать им самые каверзные вопросы или вместе обсудить увиденное.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: